Индра и Карна

112

Сильны были Кауравы числом и умением воинов, находившихся в их рядах. Наблюдая с неба за битвой, Индра заметил что Юдхиштхиру терзает боязнь перед силою Карны. И явился он к нему во сне, чтобы сказать. «Не бойся. Я тебя избавлю от страха». Мало того, Индра сам стал наблюдать за станом, враждебным Пандавам. Увидев, как Карна одаряет брахманов, не отпуская пустым никого, задумал он выманить чудесные серьги и панцирь, делающий врага Пандавов неуязвимым. Но ничто не сокроется от всевидящего ока Сурьи. Предстал светоносный бог перед спящим сыном в облике брахмана и обратился к нему со словами. — Выслушай меня, о золотоглазый, и поступи по моему совету. Ведомо мне, что придет к тебе Индра, покровитель Пандавов, прикинувшись брахманом, и, зная, что никогда ты ни в чем не отказывал просящему, будет выпрашивать у тебя мой дар — золотые серьги и панцирь.

Предложи ему с почтением любые другие дары, но не эти. Гибель твою замыслил громовержец, знающий, что серьги и панцирь — защита твоя от вражеских стрел. Поблагодарил Карна великого бога, но твердо ответил. — Не отвращай меня от обета, великий. Я никогда ничего не жалел для брахманов. И не пугает меня гибель на поле брани — ведь славная смерть в неравной битве стократно достойнее бесславной жизни. Бесславье принесет победа, одержанная надо мной коварством, мне же достанется слава, и вознеся меня в небесные выси, утвердится она в трех мирах — ведь слава подобна второму рожденью, и не жаль мне за нее заплатить жизнью. — Ты ошибаешься. — возразил сыну Сурья. — Живое живет для живого. Людям свойственно желать славы, не жертвуя жизнью.

В славе, о сын мой, нуждаются только живые. Что делать со славой тому, кто стал пеплом. Поверь мне, что мертвому не услышать похвал — живому, не мертвому на земле и во вселенной нужна слава. Возвращаясь на небо, я вновь тебя заклинаю — все соглашайся отдать не расставайся лишь с возникшими из животворной амриты серьгами и панцирем. Лишь тогда ты повергнешь грозного Арджуну в решающей битве. — О Жарколучистый. — ответил Карна. — Я предан тебе, как никому другому из богов. И склонившись перед тобою, молю тебя не настаивать на своей просьбе. Не могу я отказать брахману. Не могу встретить могучего бога отказом. А Арджуну я сумею победить и отдав Индре серьги и панцирь. Понял Сурья, что не смог убедить сына. И сказал. — Но если уж ты твердо решил уступить Индре, то попроси взамен его копье, то самое чудесное копье, которое не знает промаха в своем стремительном движеньи и возвращается к метнувшему его лишь уничтожив всех врагов на поле брани.

С этими словами растворился Сурья в ночном воздухе. И вскоре произошло то, о чем предупредил Сурья Карну. Внезапно возник перед юношей почтенный брахман и к нему обратился. — Одари меня, безупречный, золотыми серьгами, знаком своего происхождения. Срежь мне панцирь, в котором ты родился и вместе с которым рос. — Нет. — решительно произнес Карна. — Проси у меня землю, женщин, коров и жертвенной пищи на много лет, и тебе не будет отказа. Но только не панцирь и не серьги. Да будет тебе известно, что они появились вместе с амритой и предназначены богам. Но не согласился странный брахман на предлагаемые ему дары и снова требовал себе панцирь и серьги. По этому упорству Карна догадался, кто перед ним, и проговорил с улыбкой.

— Узнаю тебя, владыка богов. Кто другой мог бы настаивать, получая отказ. Скажи мне, зачем тебе эти вещи, дорогие мне с младенчества, если сам ты можешь одарить смертных чем угодно. Индра молчал, но в глазах его светилась непреклонная воля. — Хорошо, — согласился Карна. — Бери то, что тебе хочется, но взамен исполни мое желание. — Не иначе бог солнца, твой отец, предупредил тебя, что я явлюсь, — проговорил Индра раздраженно. — Иначе ты бы мне уступил. Но я готов и на мену. Выбирай изо всего моего все, что хочешь, кроме Ваджры. — Тогда подари мне Амогху. — Пусть будет так, ответил Индра. — Возьми копье, которое губит врагов сотнями, а потом само возвращается. Но оно сможет поразить лишь одного из твоих недругов, самого могучего, чей грозный клич вызывает ужас — Мне и нужно поразить такого врага.

— воскликнул Карна. — Пусть он и будет сражен. — вставил Индра. Но копье тогда возвратится ко мне. — Но как я передам тебе серьги и панцирь. Как я их отделю от тела, не обезобразив его ранами. — Не беспокойся. — сказал Индра, — Тело твое останется таким же прекрасным. После этого Карна принял из рук Индры сверкающее копье и, отложив его, взял свой меч, просунул его в щель между панцирем и телом и сделал надрез. Все, кто за этим наблюдал, — боги, асуры и ракшасы — закричали от ужаса. Но Карна, как ему и было обещано, не ощутил боли. Лицо его по-прежнему сияло. Меч входил все глубже и глубже, пока его острие не вышло с противоположной стороны панциря. Затем Карна срезал с ушей серьги. Индра уходил с еще влажными от крови панцирем и серьгами.

Теперь он был уверен в том, что у Юдхиштхиры исчезнет страх перед Карной. Узнав о том, что Карна обманут и ограблен Индрой, возликовали Пандавы, потомство же Дхритараштры, возлагавшее на Карну великую надежду, поникло в тоске. (Источник. «Мифы древности. Индия. Научно-художественная энциклопедия.» Немировский А.И., М:., Лабиринт, 2001.).

Значения в других словарях
Индоевропейская Мифология

Древнейшая система мифологических представлений предков современных индоевропейских народов, - реконструируемая с помощью сравнительно-исторического исследования отражений этой системы в исторически засвидетельствованных отдельных индоевропейских традициях. Под И. М. Понимают также совокупность хеттской мифологии (и других анатолийских - лувийской, палайской и более поздних - лидийской, ликийской), арийской [включающей индийскую мифологию, иранскую мифологию, дардскую и нуристанскую (кафирскую),..

Индра

(др.-инд. Indra, корень слова, вероятно, обозначал силу, плодородие), в древнеиндийской мифологии бог грома и молнии, глава богов, позднее - локапала (см. Локапалы). И. - самый популярный мифологический персонаж вед. В «Ригведе» одному ему посвящено около 250 гимнов (больше, чем любому другому божеству). Верховное положение И. Отражено в эпитетах «царь богов» и «царь всей вселенной» (III 46,2. VI 46,6). Помимо этого, у И. Эпитеты. «асура», «царь», «добрый», «властитель», «самодержец», «вседержит..

Индра-изгнанник и Шачи

Убиение Вритры было величайшим подвигом Индры, но также и величайшим его прегрешением, ибо Вритра был, как и брат его Вишварупа, брахманом И лег этот грех на плечи Индры (1) тягчайшим грузом, пригнув его к земле, лишив всего, чем он обладал на небе власти, наслаждений и даже обожаемой супруги Шачи И стал Индра изгнанником, страдающим от угрызений совести, искупающим смирением и послушанием свой грех Удаление Индры отозвалось бедствиями во всех трех мирах Оставшись без царя и господина, они нача..

Индраджит

(санскр. Indrajit, «победитель Индры » ), или Мегханада, персонаж древнеиндийского эпоса «Рамаяна», сын царя ракша-сов Раваны. И. Сохраняет в эпосе архаические черты колдуна, он владеет дарованным ему Шивой магическим искусством майи и, в частности, способностью становиться невидимым. Во время войны Раваны с богами на небе И. С помощью майи победил царя богов Индру (отсюда его имя, сменившее прежнее, - Мегханада), связал его и доставил пленником на остров Ланка. Использует искусство майи И. И в ..

Дополнительный поиск Индра и Карна Индра и Карна

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Индра и Карна" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Индра и Карна, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 13 символа