Иона

167

(евр., греч.Ίωνας), ветхозаветный пророк, персонаж библейской книги Ионы. Согласно этой книге, И. Получает от Яхве повеление идти в столицу Ассирии Ниневию, чтобы проповедовать в ней о наказании, которое постигнет ее жителей за их злодеяния. И., однако, уклоняется от этого поручения и бежит в противоположную сторону - в Иоппию (Яффу), где садится на корабль, чтобы плыть в Фарсис (Испания). Тогда бог поднимает великую бурю, и корабельщики-язычники, отчаявшись получить помощь от своих богов, бросают жребий, чтобы таким образом узнать, кто является причиной постигшего их бедствия. Жребий падает на И., который признается, что поклоняется «господу богу небес, сотворившему море и сушу», от которого он бежит, и просит выбросить его в море, ибо причина бури - в его прегрешении.

Корабельщики, после бесплодных попыток спасти судно, вынуждены против своей воли исполнить желание И., и море утихает. Яхве же повелевает большой рыбе (в славянском переводе Библии - киту) проглотить И., который остаётся в её чреве три дня и три ночи, взывая к богу. Вняв мольбам И., бог приказывает рыбе извергнуть его на сушу.После вторичного повеления Яхве И. Идёт в Ниневию и пророчествует там о её грядущем (по прошествии сорока дней) разрушении. Проповедь И. Производит действие, и всё население Ниневии объявляет пост и кается в своих грехах (мотив приказания царя Ниневии о днях поста и покаяния находит определённые параллели в клинописных документах 8 в. До н. Э., содержащих подобные распоряжения ассирийского царя правителям областей).

Бог прощает ниневийцев, что сильно огорчает И., ожидающего зрелища божественного возмездия. Разочарованный И. Просит у бога смерти. Для утешения И. Яхве заставляет быстро вырасти над его головой растение, тень которого очень радует И. Но бог тут же посылает червя, который подтачивает растение, и оно увядает. Когда же на следующий день И. Начинает изнемогать от зноя, он снова просит о ниспослании смерти, на что бог говорит ему. «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4, 11).По агадической традиции И.

Проглотила рыба, предназначенная для этой цели ещё с пятого дня творения. Внутренность её представляла собой просторное помещение, освещавшееся драгоценным камнем, испускавшим большой свет, а глаза её освещали море. Рыба дожна была вскоре пойти в пищу левиафану, но И. Спас её, за что рыба открыла ему многие тайны, скрытые от взора человека. После того как по истечении трёх дней и трёх ночей рыба изрыгнула И., его проглотила другая рыба, находившаяся в периоде метания икры, так что И. Стало тесно, и только тогда он стал молить бога об избавлении.Хотя мифологизированный образ героя книги пророка Ионы восходит, видимо, к историческому лицу, жившему в Израильском царстве во 2-й половине 8 в. До н. Э., сама книга, по мнению ряда исследователей, появилась не ранее б в.

До н. Э. И не позднее 200 до н. Э. В введённом в повествование универсально распространённом мифологическом сюжете проглатывания - выплёвывания человека морским чудовищем или драконом (Т 225.1.12) прослеживаются отголоски инициационных, а также солнечных мифов. Традиция экзегетики видела в этом образе символ вавилонского пленения (сходный образ у пророка Иеремии. См. Иерем. 33-34) как наказания за неисполнение народом, исповедующим единобожие, миссионерской роли среди язычников. В новозаветной традиции Иисус Христос предсказывает свою смерть и последующее воскресение на третий день, уподобляя эти события трёхдневному пребыванию Ионы в чреве кита (Матф. 12, 39-40). Символ этот сохраняется в раннехристианской традиции, что подтверждается изображением на саркофагах ранних христиан.Лит.

Aalders G., The problem of the Book of Jonah, L., 1948. Feuillet A., Les sources du livre de Jonas, «Revue biblique», 1947, [v.] 54, p. 161-86. Его же, Le sens du livre de Jonas, там же, р. 340-61. Lawrence М., Ships, monsters and Jonah, «American Journal of Archaeology», 1962, v. 66, p. 289-96, plates 77-78. Loretz O., Herkunft und Sinn der Jona-Erzählung, «Biblische Zeitschrift., 1961. Bd 5, p. 18-29. Smart J. D., Introduction and Exegesis to Jonah, в сб. Interpreter's Bible, v. 6, Nashville, [1956].(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Иона

ИОНА (?-1461) - русский митрополит с 1448, первый фактически независимый от константинопольского патриарха. Канонизирован Русской православной церковью.. ..

Иона

ИОНА (?-1461), митрополит Московский с 1448, первый фактически независимый от патриарха Константинопольского. Будучи епископом Рязанским, крестил мордву, мещеряков, мурому. В 1447 поддерживал великого князя Василия II в борьбе с Дмитрием Шемякой. Автор посланий и грамот. Канонизирован Русской православной церковью.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Иона

Голубь. Ионка, Ионя, Оня. ..

Иона

(?—1461, Москва), митрополит Московский с 1448. По преданию, родился в селе Одноушево, близ Галича (современный Солигалич). Со второй половины 1420-х гг. Жил в московском Симоновом монастыре. Сблизился с митрополитом Фотием, который возвёл его в сан епископа Рязанского и Муромского. После кончины Фотия (1431) выдвинут великим князем Василием II Тёмным на митрополичий престол. Из-за войны Василия II с удельными князьями сумел отправиться в Константинополь только в конце 1435 — начале 1436. Однако..

Иона

(голубь)-а) (4Ц 14.25. Ион 1.1,3,5,7,15. 2.1,2,11. 3.1,3,4. 4.1,5,6,8,9. Мф 12.39-41. 16.4. Лк 11.29-30)-сын (потомок) Амафии, родом из Гафхефера, один из малых пророков-пророк времен Иеровоама 2, сына Иоаса, царя израильского, современник пророка Амоса. Б) (Мф 16.17. Ин 1.42. 21.15-17)-отец (предок) ап. Петра.. ..

Иона

(ум. 1461) - моск. Митрополит (с 1448), до этого епископ рязанский. В период феод. Войны 1425-1453 поддерживал вел. Кн. Моск. Василия II Васильевича. Василий II отверг кандидата константинопольского патриарха на рус. Митрополию грека Исидора, признавшего Флорентийскую унию, арестовал его (1441) и низложил, а затем предложил в митрополиты И., к-рый в 1448 был утвержден собором рус. Епископов. Это свидетельствовало об установлении фактич. Независимости рус. Церкви от константинопольской патриархии..

Иона

Иона (евр. "голубь"). 1) см. Книга пророка Ионы. 2) см. Иоанн (1).. ..

Иона

(голубь) - имя следующих лиц. А) (·2Езд.9:23) один из левитов, женатых на иноплеменницах. В (Езд.10:23 ) стоит. Елиезер. Б) (Иоан.1:42 , Мат.16:17 ) отец ·ап. Петра, называемого посему Симоном, сыном Иониным.. ..

Иона

(ум. 1461)святой (память 31 марта/13 апреля, 27 мая/9 июня, 15/28 июня, 5 октября/18 октября), митрополит Московский и всея Руси. Строгий поборник православия, блюститель монашеских уставов, благочиния и обряда, чудотворец и прозорливец. Мощи его были обретены при строительстве Успенского собора в Московском Кремле. Там они с тех пор и покоятся.. ..

Иолк

(Iolcus, Ιωλχός). Город в Фессалии, откуда плыли аргонавты. См. Язон.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Ион

(Ion, Ιων). Сын Ксуфа, родоначальник ионийского племени.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Иония

(Ionia, Ιωνία). Область Малой Азии на берегу Эгейского моря, между Эолидой и Карией.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Иоруаидх

В мифологии ирландских кельтов Иоруаидх - королевство, правитель которого был хозяином пса, коего невозможно было одолеть в бою. Пес этот мог схватить любого дикого зверя, попадавшегося ему на глаза, и, кроме того, превращал в вино любую воду, стоило ему только искупаться в ней. Поймать этого пса и привезти его в Ирландию - одна из задач, возложенных на сынов Туиреанна в качестве наказания за убийство Киана. Братья захватили короля Иоруаидха в плен и предложили освободить его только при условии,..

Дополнительный поиск Иона Иона

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иона" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иона, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 4 символа