Каннибализм

150

Универсально распространённый мотив в мифах и фольклоре. Восходит к соответствующей практике, засвидетельствованной в палеолите и ранее, кроме того, является составной частью пищевого кода, соотносимого с другими кодами, в терминах которых мифопоэтическое сознание строит свою картину мира (см. Еда). Так, согласно исследованиям К. Леви-Строса, употребление человеческого мяса (особенно сырого) занимает низшее место в мифологически осмысленной иерархии пищевых режимов, тяготея к первому из членов фундаментальной оппозиции природа - культура (на другом полюсе этой иерархии стоят кулинарно обработанные сельскохозяйственные растительные продукты). Поэтому импликации К. Сложным образом переплетены со всеми основными категориями и параметрами мифопоэтической модели мира в той её части, которая относится к области докультурного.

Например, с К. Связывается болотная вода, в отличие от воды-дождя, связанной с культивированием растений, или проточной воды, ассоциирующейся с рыболовством как видом охоты. В один синонимический ряд попадают мотивы К. И мотивы инцеста (ср. Отождествление инцеста и съедения тотема у микронезийцев-понапеанцев. Многочисленные случаи обозначения инцеста и К. Одним и тем же словом).В большинстве мифологических систем существуют мифы о возникновении К., в которых единый акт К. Порождает серию подобных же актов и иных злостных человекоубийств. Так, в мифологии североамериканских индейцев оджибве всякий отведавший человеческого мяса становится великаном-людоедом виндиго. В греческом мифе Тантал с целью испытания угощает богов мясом своего сына Пелопа, отчего происходят все несчастья его рода.

Атрей, сын Пелопа, мстя за обиду, нанесённую ему братом Фиестом, подаёт последнему на пиру мясо его детей. Дальнейшая цепь убийств, среди них - матереубийство, составляет сюжет «Орестеи» Эсхила. Миф о возникновении К. Часто сопряжён с мотивом потери человеком бессмертия, т. Е. Вариантом « грехопаде- ния». Нередко ответственность за возникновение К. Возлагается на женщину - виновницу грехопадения и в известном библейском мифе об Адаме и Еве (при том, что в реальности участие женщин в людоедском пиршестве часто табуируется, как табуируется иногда и вкушение женской плоти). Мотивы К. Наличествуют также и в космогонических мифах. Таков миф о Кроносе, пожирающем своих детей. В астральных мифах божества, отождествляемые с небесными телами (солнцем, луной), поедают своих детей - звёзды, которые в свою очередь представляются людоедами в некоторых других мифологиях (в частности, у полинезийцев островов Туамоту.

Т G 11.8.1). Конец К. Кладёт обычно культурный герой, который либо убивает чудовище-людоеда (напр., Большую Сову у индейцев племени апачи. Ср. Также победителя людоедов Мауи в Западной Полинезии), либо, попадая к людоедам в плен, хитростью их побеждает (ср. Миф об Одиссее и киклопах). Этот последний мотив получил распространение в волшебных сказках (AT 327), среди которых особенно известны «Гензель и Гретель», «Мальчик-с-пальчик» и т. П. Конец К. У греков положил Орфей, у египтян - Осирис, у айнов - бог Аиойна. Согласно мифам различных народов (кетов, нанайцев и др.), из дыма при сожжении уничтоженного чудовища-людоеда произошли кровососущие насекомые - комары и москиты. Интересны мотивы обезвреживания хтонических людоедов - злых духов в мифах-сказках коряков.

Побеждая таких духов, их иногда не убивают, а лишь заменяют им желудки на тюленьи, мышиные и т. П., после чего они перестают быть каннибалами.К. Характеризует мифологические персонажи самого различного уровня. В древних мифологиях он присущ верховным божествам (ср. Культ Зевса Ликейского с человеческими жертвоприношениями и последующей трапезой как бы от имени бога или вместе с самим богом, Paus. VIII 38, 7. Человеческие жертвы Дионису, древнекельтские, полинезийские культы и многие другие). По мере распространения запрета на К. Его всё больше относят к низшему миру чудовищ-людоедов, великанов, ведьм и т. П. Среди подобных существ - славянская баба-яга, античные стриги, чудовище-вампир с железным ногтем на ладони у африканского племени покомо в Кении или же длиннозубое чудовище с глазами на подошвах у готтентотов.

Чудовищем-людоедом нередко представляется сама смерть (у африканского племени не, Берег Слоновой Кости). Людоедами бывают обычно оборотни - волк-оборотень в европейском фольклоре, оборотень-гиена у африканцев, колдуньи-оборотни, превращающиеся в слонов, змей, сов и т. П. У племён Гвинеи, и злые духи - насылатели болезней и эпидемий (напр., у народов Северо-Восточной Азии). Табуирование К. Порождает мотив одержимости духом-людоедом (у оджибве - в связи с инициацией в тайных обществах) либо безумия как наказания за акт К. (Т G 91). Происходит вытеснение мотивов К. В сферы магии, шаманизма и т. П., требующих достижения ведьмой, колдуном, шаманом особого состояния сознания, отождествляемого с одержимостью, безумием и достигаемого лишь с помощью специальных, часто табуированных действий, отсюда широкое распространение поверий о том, что подобные люди употребляют в пищу человеческое мясо.

В то же время духи-людоеды представляют собой одну из опасностей, подстерегающих самого шамана во время его путешествия в загробный мир.Обоснования ритуального К., находящие отражение в мифологических сюжетах, довольно сложны и противоречивы. Среди них выделяется в первую очередь мотивировка, восходящая к анимистическим представлениям и связанная с т. Н. Симпатической магией. Согласно этим представлениям, в людоеда переходят качества съедаемой жертвы, прежде всего сила, крепость. Поедание частей тела убитых врагов может, однако, производиться и ради обретения господства над душой врага, вплоть до полного её уничтожения. Так, в киргизском эпосе «Манас» герои пьют кровь врага, поверженного в бою. Такому экзоканнибализму можно противопоставить эндоканнибализм, т.

Е. К., распространяющийся на родственников, членов племени и т. П., мотивы которого обусловлены тотемистическими воззрениями. Способствуя в целом табуированию эндоканнибализма (члены тотемного клана приравниваются к самому тотему), воззрения эти в то же время провоцируют и обычаи ритуального жертвоприношения с последующим вкушением частей тела (сердца, печени как седалища витальных сил) родоначальника и покровителя клана, замещаемого старейшим членом племени, «священным царём» или специально подготавливаемым для этой цели (как у мексиканских индейцев) лицом. Отсюда многочисленные мифологические сюжеты с поеданием тела божества - вплоть до пасхальной евхаристии. Восходящие к тотемизму ограничения - запрет на эндоканнибализм при сохранении экзоканнибализма и в условиях экзогамии - порождают сюжеты поедания женой (часто в зверином образе) мужа либо мужем жены (Т G 77.

79, 1), а также (в зависимости от структуры тотемно-семейного распределения) и других родственников (напр., детей, которые в соответствии с полом, их собственным и родителей, могут относиться к различным с родителями тотемным кланам).Тема К. Повсеместно (ср. Мифы аборигенов Австралии, где эта функция отдана страшному змею-радуге) имплицирована в мотивах ритуального проглатывания-выплёвывания, соотносящихся с обрядами инициации (см. Инициация и мифы). При наложении этих каннибалистических обрядовых мотивов на миф о великой матери-прародительнице возникают образы, подобные бабе-яге или злой старухе-людоедке Мутинге у австралийского племени муринбата. Иногда проходящий инициацию сам мыслится людоедом (напр., у индейцев-квакиутль).Следует также упомянуть мотивы К.

Как эксцесса экзальтированной любви, объяснение которым находят либо в стремлении к возможно более полному овладению партнёром и оральном эротизме (ср. Записанную римским писателем Авлом Геллием легенду об Артемисии, выпившей чашу с прахом своего возлюбленного мужа Мавсола), либо шире - в семантической близости еды и любви (еда часто выступает в фольклоре как метафора интимной связи), в параллелизме эротического и пищевого кодов. Встречаются также мотивы съедания от избытка любви детей их родителями - так поступает первая супружеская пара в иранском мифе («Авеста») о первых людях (см. Мартйа и Мартианаг).Мотивам ритуального К. В фольклоре, мифах и т. Д. Противостоят мотивы К. Вынужденного, актуализирующегося (часто в гиперболизированной форме) в эпохи войн и стихийных бедствий.

Среди подобных мотивов доминирует сюжет поедания детей родителями (Т G 72, 2. Ср. Библейский рассказ об осаде города в Самарии, 4 Царств 6, 25-31. В древнекитайских притчах в пример ставится послушание детей, жертвующих собой ради спасения умирающих от голода родителей).Особая ветвь мифов о К. Представлена мировым фольклорным сюжетом о воздаянии за прелюбодеяние (Т Q 478. 1. AT 992). Муж неверной жены убивает её любовника и подаёт ей за трапезой его penis и/или его сердце, которые она по неведению съедает. Сюжет этот получил широкое распространение в фольклоре и классической литературе (индийский народный роман о Радже Расалу, «Жизнеописания трубадуров», «Декамерон» Боккаччо и многие другие). Лит. Воеводский Л.

Каннибализм в греческих мифах, СПБ, 1874. Жирмунский В. М., «Пир Атрея» и родственные этнографические сюжеты в фольклоре и литературе, «Советская этнография», 1965, № в. Andree R., Die Anthropophagie, Lpz., 1887. Вergemann Р., Die Verbreitung der Anthropophagie, Bunzlau. 1893. Levi-Strauss C., La pensée sauvage, [P., 1964]. Steinmetz R. S. Endokannibalismus, W., 1896. Мatzke J. E., The legend of the Eaten Heart, «Modern Language Notes», 1911, v. 26, № 1, p. 1-8.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Каннибализм

(от франц. Cannibale, исп. Canibal — людоед) 1) поедание человеческого мяса, людоедство, имевшее распространение в прошлом у некоторых племён и народов. Существовали две основные формы К. Бытовая и религиозно-магическая. Бытовой К., как показывают находки обожжённых и расколотых для извлечения мозга костей, вероятно, практиковался на древнейшей стадии каменного века (См. Каменный век). Позднее, с развитием первобытнообщинного строя (См. Первобытнообщинный строй), совершенствованием производства ..

Каннибализм

КАННИБАЛИЗМ - в биологии - поедание животными (каннибалами) особей своего вида. Наблюдается обычно при переуплотнении популяции, недостатке пищи, воды и т. П. (напр., самки волка, рыси могут поедать свой приплод, жуки мучные хрущаки - свои яйца). Известен и постоянный каннибализм, возникший в процессе эволюции (поедание самками каракуртов и богомолов оплодотворивших их самцов.) КАННИБАЛИЗМ (от франц. Cannibale - людоед) - поедание человеческого мяса, распространенное у первобытных народов. Бытов..

Каннибализм

КАННИБАЛИЗМ (биологическое), поедание животными особей своего вида. Обычно наблюдается при переуплотнении популяции, недостатке пищи, воды и др. Например, многие рыбы поедают своих мальков, самки волка и рыси - свой приплод. Самки каракурта и богомола съедают оплодотворивших их самцов (постоянный каннибализм).. ..

Каннибализм

Или антропофагия, людоедство. Название "каннибалы" произошло от "Каниба" — имени, которым называли Колумбу жители Багамских островов обитателей Гаити, страшных будто бы людоедов. Впоследствии название "каннибал" стало равнозначительным антропофагу, хотя, по Геррера, "canibal" значило собственно "храбрый". О племенах людоедов упоминают уже многие писатели древности и путешественники средних веков. У них же встречаются указания на случаи людоедства и у культурных народов, вызванные голодом. В новы..

Каннибализм

-а, м. Книжн.. ..

Каннибализм

(ново-лат.). Людоедство, бесчеловечность. См. Антропофаг.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) людоедство. 2) бесчеловечная жестокость.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)варв.-лат., от cannibal. Людоедство, бесчеловечность.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)людоедство в подлинном смысле ..

Каннибализм

Людоедство, антропофагия. ..

Каннибализм

В биологии - поедание животными (каннибалами) особей своего вида. Наблюдается обычно при переуплотнении популяции, недостатке пищи, воды и т. П. (напр., самки волка, рыси могут поедать свой приплод, жуки мучные хрущаки - свои яйца). Известен и постоянный каннибализм, возникший в процессе эволюции (поедание самками каракуртов и богомолов оплодотворивших их самцов.). ..

Каннибализм

М.1) а) Людоедство.б) перен. Зверство, варварство, жестокость.2) Поедание животными особей своего вида.. ..

Каннибализм

КАННИБАЛИ́ЗМ -а. М. [франц. Cannibalisme из исп.] Книжн.. ..

Каннибализм

Каннибализма, мн. Нет, м. (см. Каннибал) (книжн.). Людоедство у дикарей. || перен. Зверство, жестокость, взаимная ненависть в отношениях между людьми.. ..

Каннибализм

Ситуация на рынке, когда рост продаж одного товара приводит к резкому падению продаж другого товара из той-же группы товаров. Процесс К. Может начаться из-за разницы в ценах, лучшей рекламы. Каачестве самих товаров или упаковки.. ..

Каннибализм

(сленг.) - ситуация на рынке, когда рост продаж одного товара ведет к падению продаж другого товара, как бы к "поеданию" одного товара другим, хотя оба они из одной группы продуктов. Так происходит из-за незначительных качественных различий, но за счет разницы в цене, упаковке или лучшей рекламы.. ..

Каннибализм

(сленг.) - ситуация на рынке, когда рост продаж одного товара ведет к падению продаж другого товара, как бы к "поеданию" одного товара другим, хотя оба они из одной группы продуктов. Так происходит из-за незначительных качественных различий, но за счет разницы в цене, упаковке или лучшей рекламы.. ..

Каннибализм

(сленг.) - ситуация на рынке, когда рост продаж одного товара ведет к падению продаж другого товара, как бы к "поеданию" одного товара другим, хотя оба они из одной группы продуктов. Так происходит из-за незначительных качественных различий, но за счет разницы в цене, упаковке или лучшей рекламы.. ..

Каннибализм

(биол.), поедание ж-ными (каннибалами) особей своего вида. Наблюдается обычно при переуплотнении популяции, недостатке пищи, воды и т. П. (напр., самки волка, рыси могут поедать свой приплод, жуки мучные хрущаки - свои яйца). Известен и постоянный К., возникший в процессе эволюции (поедание самками каракуртов и богомолов оплодотворивших их самцов). ..

Каннибализм

Людоедство, обычай, имевший достаточно широкое распространение в древности и в некоторых обществах традиционной культуры, где применялся не столько в пищевых, сколько в ритуальных целях. Разработана система диагностических критериев, позволяющих фиксировать случаи канибализма по палеоантропологическим материалам (следы надрезов, соскабливания мягких тканей, расщепления костей и т.п.).. ..

Каннибализм

(от франц. Cannibale, исп. Canibal - людоед) у животных, поедание особей своего вида, внутривидовое хищничество. Установлен более чем у 1300 видов. Чаще наблюдается при неблагоприятных условиях среды, переуплотнении популяции и недостатке пищи или питья. Самки более склонны к К., чем самцы, объектом К. Чаще бывают неродств. Особи. Жуки мучные хрущаки (Tenebrio) пожирают свои яйца (оофагия), при высокой плотности популяции, сдерживая тем самым её рост. Известны случаи постоянного, или облигатного..

Каннибализм

Людоедство, использовалось у отсталых племен в магических целях, когда тела умерших родственников или врагов поедались для магического усвоения их силы.. ..

Каннибализм

- людоедство.. ..

Кандака

(Candace, Κανδάχη). Эфиопская царица, защищавшая свое царство от римского наместника Петрония (при Августе).(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Канна

Одна из величин измерения длины. = 4,07 мсм. Меры длиныВ. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Каннон

Кандзэон-босацу, одно из наиболее популярных божеств в японской буддийской мифологии. К., как и её прообраз в Китае Гуаньинь, - милосердная заступница, обратиться к которой за помощью может любой человек. К. Способна принять различные воплощения. К старику она приходит стариком, к монаху - монахом, к женщине - женщиной. Почитание К. Распространилось в народной среде уже на ранней стадии развития японского буддизма, примерно со 2-й половины 8 в. Стремление духовенства включить в свою религиозную ..

Канны

(Cannae). Местечко в Апулии, где Ганнибал одержал знаменитую победу над римлянами в 216 г.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Каннибализм

Поедание плоти есть поглощение жизненной силы поедаемого.. ..

Дополнительный поиск Каннибализм Каннибализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Каннибализм" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каннибализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 11 символа