Конь

237

Лошадь. Играет важную роль во многих мифологических системах Евразии. Является атрибутом (или образом) ряда божеств. На К. Передвигаются (по небу и из одной стихии или мира в другой) боги и герои. В индоевропейской мифологии К. Принадлежит особое место, объясняющееся его ролью в хозяйстве и переселениях древних индоевропейцев. В индоевропейском близнечном мифе в виде двух коней представлялись божественные близнецы (ср. Др.-инд. Ашвины, греч. Диоскуры, «дети бога» в балтийской мифологии) и связанные с ними два мифологических предводителя - родоначальники племени (англосакс. Hengist и Horsa). Представляется возможной также реконструкция бога грозы индоевропейской мифологии - Per(k)uno-s в виде воина-змееборца на К. (или на боевой колеснице, запряжённой конями), что находит продолжение в представлении о хеттском боге Пирва и родственных по имени богах в других индоевропейских мифологиях, которые также передвигаются на повозках, запряжённых К.

(ср. Слав. Перун). Общим для индоевропейских народов является образ бога солнца на боевой колеснице, запряжённой конями, причём само солнце представляется в виде колеса. Сравнение греческой Πότνια ϊππων, «хозяйка коней» (в роли Πότνια θηών«хозяйка зверей»), др.-инд. Drvâspâ «хозяйки благоденствующих лошадей», кельтской богини Эпона (букв. «богиня лошадей»), прусского конского божества позволяет также предположить наличие особого индоевропейского (в большинстве традиций женского) мифологического образа, связанного преимущественно с лошадью (хетт. Пирва мог иметь и женский образ - подобие хуррит. Иштар-Шавушки). Возможно, что малоазиатское представление о женском божестве на К. Сказалось и в греческих преданиях об амазонках, по некоторым признакам отождествляемых с хеттами.

Рассказы о мифических К. Известны в древнеиндийской, кельтской и славянской мифологиях. Соответствие общеиндоевропейскому представлению о конях божества можно видеть в ритуале жертвоприношения коня. Ср. Др.-инд. Ритуал убийства коня (ашвамедха), приравнивавшегося к трём частям космоса, римский обряд Equus October («октябрьский конь») и сходные обряды у славян и германцев. В скандинавской мифологии древо мировое называется Иггдрасиль (др.-исл. Yggdrasill), что буквально означает «конь Игга», т. Е. Конь Одина. Это соответствует обозначению мирового древа в Древней Индии (см. Ашваттха). Ряд мифологических и ритуальных представлений, связанных с К. (символ К. У мирового дерева, жертвоприношение коня и т. П.), совпадает у древних индоевропейцев и народов Центральной Азии, говоривших на алтайских, в частности тюркских, языках, что, по-видимому, отражает древние контакты между этими народами.

Английский исследователь Э. Паллиблэнк обнаруживает влияние индоевропейской мифологии также и в древнекитайских представлениях о «небесных конях», сопоставляемых с конскими масками из Пазырыкских курганов Алтая. В енисейской, в частности кетской, мифологии сохранились рассказы о происхождении коней у разных народов. Согласно А. П. Дульзону, общеенисейское название К. (qus) восходит к индоевропейскому ekwos. Ряд исследователей считает также возможной диффузию некоторых мифологических образов, связанных с К., в процессе миграции народов из центров одомашнивания этих животных (Передняя Азия или Юго-Восточная Европа) во 2-м тыс. До н. Э.Лит. Иванов В. В., Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных и мифологических терминов, образованных от asva - «конь», в сб.

Проблемы истории языков и культуры народов Индии. Сборник статей. Памяти В. С. Воробьева-Десятовского, М. 1974. Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946. Фрейденберг О. М., Поэтика сюжета и жанра, Л., 1936. Ее же, Миф и литература древности, М., 1978. Azzaroli A., Il cavallo domestico in Italia dall'eta del bronzo agli etruschi, в сб. Studi etruschi, ser. 2, v. 15, Firenze, 1972. Dumezil G., La religion romaine archaique. P., 1966. Его же, Mythe et épopée, P., 1968. Hauschild R., Das Selbstlob (Atmastuti) des somaberauschten Gottes (gottes) Agni, в сб. Asiatica, Lpz., 1964. Kirfel W., Der Asvamedha und Purusamenda, в сб. Beiträge zur indischen Philologie und Altertumskunde, Festschrift W. Schuhbring, Hamb., 1951. Puhvel J., Aspects of equine functionality, в сб.

Myth and lam among the Indo-Europeans, Berk., 1970. Davidson Н. E., Archaeology and Beowulf, в кн. Beowulf and its analogues, ed.by G. N. Garmonsway and J. Simpson, N. Y., 1968. Pulley-blank E., Chinese and Indo-European, «Journal of the Royal Asiatic Society», 1966, № 1. Vigneron P., Le cheval dans l'antiquité gréco-romaine, Nancy, 1968, (Annales de l'Est. Faculté des lettres, Mémoire, № 35).В. В. Иванов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Конь

I(настоящая фамилия, возможно, Иванов) Федор Савельевич (гг. Рождения и смерти неизвестны), русский архитектор 2-й половины 16 в. Происходил, очевидно, из крепостных (район Дорогобужа, ныне Смоленской области). Строитель мощных крепостных сооружений. Каменных стен и башен Белого города (См. Белый город) Москвы (1585—93, снесены в 18 в.), городских стен Смоленска (1595—1602). Ему приписывается также строительство крепости Борисов Городок (форпост Можайска. 1599, разобран в начале 19 в.) и др. Мон..

Конь

КОНЬ - гимнастический снаряд для маховых упражнений и прыжков. Корпус длиной 160 см, шириной 35 см на выдвижных ножках (высота 110-135 см), со съемными ручками посредине.. ..

Конь

КОНЬ (настоящая фамилия, возможно, Иванов) Фёдор Савельевич, зодчий 2-й половины 16 в. Строитель стен и башен Белого города в Москве (1585-93), мощных крепостных стен Смоленска (1595-1602).Источник. Энциклопедия "Отечество"в древнерусской языческой мифологии одно из наиболее почитаемых священных животных, атрибут высших языческих богов, особые существа, связанные одновременно с производительной силой земли (воды) и умерщвляющей потенцией преисподней. В Древней Руси считали, что конь наделен спос..

Конь

Бывать (быть) и на коне, и под конём. Волг., Пск., Сиб. Многое испытать, приобрести опыт в жизни. Глухов 1988, 8. СРНГ 2, 228. ФСС, 20.. ..

Конь

-я́, мн. Ко́ни, -е́й, м.. ..

Конь

См. Лошадь.... ..

Конь

О быстром, горячем, непокорном коне, отличающемся скоростью в беге. Бешеный, бодрый, борзый (устар. И нар.-поэт.), буйный (устар. Поэт.), бурный (устар. Поэт.), быстроногий, быстрый, гордый, горячий, дикий, задорный, заносистый (устар.), злой(простореч.), игривый, легкий, летучий (устар.), лихой, лютый (простореч.), непокорный, нетерпеливый, неудержимый, неукротимый, неутомимый, норовистый, огневой (устар.), порывистый, резвый, ретивый (ретивой, устар. И нар.-поэт.), рысистый, рьяный, стремитель..

Конь

Гимнастический снаряд для маховых упражнений и прыжков. Корпус длиной 160 см, шириной 35 см на выдвижных ножках (высота 110-135 см), со съемными ручками посредине.. ..

Конь

М. Стар. Комонь, славянское. Клюся, стар. Арабс. Фарь. Лошадь. Лошадь добрая, не кляча. На юге, сев. И в Сиб. Редко говорят лошадь. Жеребец или мерин, не кобыла. Особ. Верховая лошадь. Кляча воду возит, лошадь пашет, конь под седлом. Годовалый жеребенок, лоншак (от ланской, лони), иногда произн. Лошняк, и путается с лошаком. По третьему году, стригун, остригают гриву, астрах. Доган. Дикая лошадь, тарпан, а особый вид ее, киргизский, джигетай, кулан. | В шахматной игре, шашка вырезанная копем. | ..

Конь

1. М.1) Лошадь (обычно о самце).2) перен. Шахматная фигура с изображением головы лошади на высокой изогнутой шее.2. М.Гимнастический снаряд в виде обитого мягким материалом бруса на четырех выдвижных ножках.. ..

Конь

-я, мн. Кони, коней, м. 1. То же, что лошадь (преимущ. О самце). Боевой к. По коням. (кавалерийская команда. Также перен. Призыв, распоряжение всем присутствующим ехать, отправляться. Разг.). На коне (также перен. Чувствует себя победителем, уверен в себе). К.-огонь (о горячем и быстром коне). С чужого коня среди грязи долой (посл.). К. О четырёх ногах, да спотыкается (поел. О том, что ошибаться может каждый). Погоняй коня не кнутом, а овсом (посл.). Не в коня корм (о том, что не идёт на пользу ..

Конь

Коня, мн. Кони, коней и (обл.) коней, м. 1. То же, что лошадь (торж., поэт., воен. И обл.). Герой изображен верхом на коне. Седлать коней. Ретив и смирен верный конь. Пушкин. Лай собак да коней ржанье. Пушкин. На санях, на конях гости въехали. А. Кольцов. 2. Детская игрушка, изображающая лошадь. 3. Шахматная фигура с изображением конской головы. Ход коня. Не в коня корм кому (разг.) - о чем-н. Таком, чего кто-н. Не в состоянии оценить, понять. На конь (воен.) - кавалерийская команда для посадки ..

Конь

Общепринятой этимологии не имеет, возможно, восходит к той же основе, что и .. ..

Конь

Общеслав. Происхождение неясно. Объясняется обычно либо как родственное др.-рус. Комонь «конь», либо как однокорневое кобыла. Конь в таком случае — из *komnъ <. *kobnъ после упрощения группы согласных, bn >. Н.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Конь

Род. П. -я́, укр. Кiнь, род. П. Коня́, блр. Конь, ст.-слав. Конь ἵππος, болг. Ко́нят, сербохорв. Ко̏њ, род. П. Ко̀ња, словен. Kònj, род. П. Kónja, чеш. Kůň, род. П. Koně, слвц. Kôň, польск. Koń, в.-луж. Kóń. Из *komnь от древнего *kobnь. Ср. Кобы́ла, комонь (см.). Ср. Богач, LF 33, 106 и сл. Фасмер, ZfslPh 9, 141 и сл. Иначе Бернекер 1, 561 и сл. Рискованны сравнения Лёвенталя (KZ 47, 146) с греч. Κημός "намордник", нем. Hemmen "тормозить, сдерживать", лит. Kãmanos мн. "кожаная узда"..

Конь

- то же, что конек.. ..

Конь

Федор Савельевич (гг. Рожд. И смерти неизв.) - рус. Архитектор и воен. Строитель 16 - нач. 17 вв. В 1585-93 руководил строительством "Белого города" в Москве (длина ок. 9,5 км с 27 башнями), проходившего по линии совр. Бульварного кольца. В 1596-1602 построил укрепления Смоленского кремля (длина стен 6,5 км при высоте 13-19 м с 38 башнями). Ему же приписывается сооружение крепостей моек. Симонова и Боровского Пафнутьева монастырей. Для построек К. Характерны использование последних достижений во..

Консыг-ойка

(«когтистый старик»), Ялпус-ойка, в мансийской мифологии медведь, предок фратрии Пор. Более древний образ тотемного предка (эпохи материнско-родового строя) - медведица. Она родила первую женщину Пор, после чего была убита охотниками, взявшими девочку с собой. Мать, предвидя свою гибель, заповедала дочери обряды почитания медведя. Медведь считался покровителем людей Пор, в мифах выступал как культурный герой - от него люди получили огонь и лук. К.-о. Был сыном Нуми-Торума (которому самому присущ..

Конхобар Мак Несса

В мифологии ирландских кельтов Конхобар Мак Несса - сын Нессы. Его мать, Несса, была женой великана Фахтны, но, согласно одной из легенд, Фахтна не мог быть отцом Конхобара. На самом деле Конхобар был сыном друида Катбада. Конхобар стал королем Ольстера после того, как Несса согласилась либо выйти замуж за Фергуса Мак Рота, либо вступить в связь с ним, если он позволит ее сыну хотя бы на один год занять его трон В конце года Конхобар отказался покинуть трон, и Фергус был отправлен в ссылку. Конх..

Конэйр Мор

В мифологии ирландских кельтов Конэйр Мор, согласно некоторым источникам, был сыном Эохаидха Эйремха от его собственной дочери. О том, как это случилось, см. Мидхир. После рождения на него были наложены различные заклятия (гейсы), но он решил пренебречь ими. В частности, он нарушил запрет отправиться в приют Да Дерги и нашел там свою смерть (см. Глава 11).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Копала

В грузинской мифологии локальное божество у хевсуров, из числа хвтисшвили (детей Гмерти). Народная этимология производит его имя от груз. «комабли» («пастуший посох»). К. Совместно с Иахсари борется против дэвов и одолевает их. В некоторых вариантах мифа К. Сливается с Иахсари в один персонаж или выступает как двойник последнего (в этом случае он считается хевсурским, а Иахсари пшавским божеством). Главное святилище К. Находится в Ликокском ущелье, на вершине горы Карати. По хевсурским поверьям,..

Конь

1) ложка, 2) мотоцикл, 3) отец, 4) веpевка, к-ую бpосают из окна для пеpедачи мелк.пpедм.из камеpы в камеp. ..

Конь

1. Винт Conner 2. Программа "Троянский конь". ..

Конь

См. Шприц. Емкость с наркотиком (пакетик, пузырек, облатка). Чаще всего это слово применяется по отношению к упаковке, в которой наркотик передается в тюрьму или больницу.. ..

Дополнительный поиск Конь Конь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Конь" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 4 символа