Ламаистская Мифология

270

Ламаизмом часто называют особое направление в буддизме, представляющее собой синтез махаяны, ваджраяны и народных верований Тибета, Монголии и Бурятии. Считается, что основу этого направления заложил Падмасамбхава, а автором его позднейшей формы был Цзонкаба, основавший в нач. 15 в. В тибетском буддизме секту гелукпа. Ламаизм в этой форме получил распространение у монголов (в том числе и у предков нынешних калмыков) с конца 16 в. (утвердился в сер. 17 в.), а у бурят - с нач. 18 в. Л. М.- общебуддийская в своей основе с преобладанием черт мифологии ваджраяны. Та же чёткая иерархичность пантеона, важность категории божеств-покровителей - идамов, личных, семейных, монастырских, наличие института «живых богов», из числа которых особенно почитались далай-лама (воплощение Авалокитешвары}, панчен-лама (воплощение Амитабхи), Цзонкаба (воплощение Манджушри) и глава ламаистской церкви Монголии богдо-гэгэн, или ундур-гэгэн.

Из персонажей мифологии махаяны наибольшее звучание в Л. М. Приобрели персонификации милосердия, как нравственной категории, Авалокитешвара (монг. Арья-бало), особенно одиннадцатиголовый и восьмирукий, и рождённая из его слезы его супруга Зелёная Тара (монг. Ногон Дара экэ), а также бодхисатва Майтрея (монг. Майдар). Из небуддийских персонажей в Л. М. Были включены Гесер, Цаган Эбуген и др. Под влиянием ряда монгольских шаманских божеств грозные божества - защитники религии тибетского происхождения (монг. Докшиты) приобрели дополнительные черты. Многие местные божества, например Буха-ноион бабай и Шаргай-нойон у бурят, духи четырёхвеликих гор у монголов, добавили ламаистский пласт к своей традиционной шаманской биографии.

См. Также статьи Буддийская мифология. Тибетская мифология. Монгольских народов мифология. Бурятская мифология, Ойрат-калмыцкая мифология.Лит. Жуковская Н. Л., Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977. Grunwedel A., Mythologie des Buddhismus in Tibet und der Mongolei, Lpz., 1900.Н. Л. Жуковская.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Лакшми

(др.-инд. Lakºmi, «знак», «добрый знак», «счастье», «красота»), в индийской мифологии богиня счастья, богатства и красоты. Другое её имя - Шри (Cri, «процветание», «счастье», «слава»). Л. И Шри как две разные богини появляются в поздней ведийской литературе Яджурведы и, по-видимому, заимствованы из доарийского субстрата. Л., вероятно, была богиней богатства и счастливых предзнаменований, Шри - богиней плодородия и изобилия. Два образа начинают сливаться в эпоху упанишад, но ещё в «Махабхарате» с..

Лама

(шумер.), Ламассу (аккад.), в шумеро-аккадской мифологии добрая богиня - покровительница и защитница. Считалось, что свою Л. Имеет каждый человек.в. А.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Ламашту

(аккад.), в аккадской мифологии (с кон. 2-го тыс. До н. Э.) львиноголовая женщина-демон, поднимающаяся из подземного мира, насылающая на людей болезни, похищающая детей. Демон детских болезней. Изображалась кормящей грудью свинью и собаку. Её атрибутами нередко являются гребень и веретено. В шумерской мифологии ей приблизительно соответствовала Димме.В. А.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Ламия

(Λαμϊα). 1) в греческой мифологии чудовище. Некогда Л. Была возлюбленной Зевса. После того как ревнивая Гера убила детей Л., та была вынуждена укрыться в пещере и превратилась в кровавое чудовище, похищавшее и пожиравшее чужих детей. Так как Гера лишила её сна, она бродит по ночам. Сжалившийся над ней Зевс даровал ей возможность вынимать свои глаза, чтобы заснуть, и лишь тогда она безвредна (Suida, Hesych.). Л. Назывались ночные привидения, высасывающие кровь из юношей (Strab. 1 2,8. Diod. XX 41..

Дополнительный поиск Ламаистская Мифология Ламаистская Мифология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ламаистская Мифология" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ламаистская Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 21 символа