Лебедь
В мифопоэтической традиции образ Л. Тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфеем, Брахмой, Сарасвати и др., со святыми, например с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым на скале в святой земле в обществе Л. И выдры. Особое значение имеет мотив обращения в Л. Громовержца Зевса, увлечённого красотой Леды, который является вариантом и трансформацией мифологемы о космическом яйце (см. Яйцо мировое. Ср. Яйцо Брахмы в индийской мифологии) и составляет часть мифологического и сказочного сюжета, имеющего варианты о метаморфозе Л. В девицу и девицы в Л. Л. Оставляет на берегу одежду из перьев, обладающую магическими свойствами, и в виде девицы купается в озере (море). Прекрасный юноша похищает одежду, девица не может вернуть себе свой прежний облик и становится женой юноши, ставя ему некое условие табуистического характера.
Юноша случайно нарушает табу, его жена обретает одежду из перьев, превращается в Л. И улетает в своё царство, за море, унося с собой весну, солнце, плодородие. В одной румынской рождественской колядке «лебединая» девица требует от юноши, чтобы он совершил путешествие на небо и добыл брачный венец и птицу, которая пела бы на их свадьбе. Святой Василий в раю одаривает юношу, и тот возвращается к деве-Л. Сюжет брака человека с животным (птицей) распространён у многих народов, он нашёл отражение и в ряде фольклорных образов (царевна-лебедь, герой, превращающийся в Л., например, в ряде русских сказок, и т. Д.) и в именослове [ср., напр., «лебединое» имя Сванхильд в скандинавских мифах, а также имя Кикн (греч.
Κύχνος «лебедь»)], у ряда персонажей греческой мифологии (см. В ст. Кикн). Л. Связан и с солнцем. Так, в «Тайттирия-брахмане» (III 10, 9, 11) некий риши (мудрец) силой своего знания превращается в золотого Л., летит на небо и соединяется с солнцем. Одна из наиболее разработанных и освоенных литературой мифологем - умирающий Л., который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, издаёт последний крик («лебединая песня», ср. Античную легенду, получившую законченную форму у Эсхила - Agam. 1446 и Цицерона - De oratore, 3, 2, в и др.) и, мёртвый, низвергается в воду. Образ Л. Выступает как символ поэта, певца и высоты поэзии (ср. «Лебедь» Г. Р. Державина, «Царскосельский лебедь» В. А. Жуковского). Эта символика в своей основе связана и с представлением о способности души странствовать по небу в образе Л., выступающего как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства, но и смерти.
В связи с этим особенно важно противопоставление в мифе и сказке белого и чёрного Л. (жизнь - смерть, добро - зло). Нередко тёмные силы маскируются образом белого Л., вслед за этим обычно следует их разоблачение (ср. Пословицу о лебедях, оказавшихся гусями, как актуализацию мотива обманутых обещаний, неподлинности, лживости). Противопоставление этих начал нередко реализуется в орнитологическом коде - Л. И ворон (ср. Игру в ворона, преследующего лебедей, а также австралийский миф о том, как горные вороны бросали свои перья на раненых, лишённых перьев братьев, превращая их в чёрных Л.), Л. И совы, Л. И ласточки. Образ Л. Используется и как элемент астрального кода. Так, в римской мифологии Цигнус (Cygnus, букв. «лебедь») оказывается на небе как северное созвездие Млечного пути.
Иногда Л. Выступает в качестве тотема. Якуты вели своё происхождение от девицы-Л., бурятские роды Шарят и Харят - от брака шамана с девицей-Л., небесный владыка австралийских аборигенов Байаме происходил от рода чёрных Л. В отдельных случаях образ Л. Приобретает редкие значения. В кетском мифе Л., сопровождающие Томэм, выступают как вестники весны и тепла. Мифологические значения Л. Клишируются в геральдике и (шире) в поэтической символике произведений прикладного искусства (Л. Как знак поэта. Л. Под лавровым деревом. Л., поющий при веянии ветерка. Л., поющий на гробнице. Два Л. У кипариса, к которому прислонена лира. Л., падающий в воду, и молния. Л. На водах. Л. И орёл, от которого он отворачивается, и т. П.). Ср. Также широкое использование образа Л.
В фольклоре (при описании женской красоты) и в поэзии, где углубляются традиционные образы (ср. Тему царственности и смерти в «Лебеде» Р. М. Рильке) или строятся новые (Л. Как символ протеста против низкой действительности у Ш. Бодлера).Образы Л. И «лебедь-девицы» популярны в искусстве символизма и «модерна» (С. Малларме, Э. Мунк, М. А. Врубель и др.). В 20 в.- в иллюстрациях А. Матисса.Лит. Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y„ 1872, p. 1091. Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 2, N. Y., 1962, p. 1616-17. Henkel A., Shone A., Emblemata. Handbuch der Sinnbildkunst des 16. Und 17. Jahrhunderts. Stuttg., 1967, 8. 815-18.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Лебедь
На нашем сайте Вы найдете значение "Лебедь" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лебедь, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 6 символа