Леопард
Барс, пантера. Мифологический образ Л. Появляется уже в неолитических культурах Чатал-Хююка (7-6-е тыс. До н. Э.) и Хаджилара (8-7-е тыс. До н. Э.) в Малой Азии Л. (обычно два Л.), где он выступает как знак женского божества плодородия. На фресках и скульптурах Чатал-Хююка изображаются также люди и полузвери-полулюди в шкурах, похожих на леопардовые, в частности во время ритуального танца. Культовая значимость Л. Прослеживается в более поздних археологических памятниках Малой Азии (периода Трои II) и смежных областей, в частности в культуре Халифа, а также в хаттских и хеттских ритуалах 2-го тыс. До н. Э., где Л. Выступает и как женский символ плодородия (обращение к деревьям в архаическом хеттском обряде. «Леопард спал с вами как наложница»), и как «животное богов», входившее в священные царские зверинцы (начиная с древнейшей хеттской надписи Анитты).
Л. И лев - два звериных (зооморфных) символа древнехеттского царя. В хеттских текстах описаны также люди, которые «пляшут подобно Л.». Типологически близкое использование Л. В качестве одного из четырёх (наряду с носорогом, слоном и буйволом) священных животных, изображавшихся во время обрядовых плясок, характерно для ряда африканских традиций. В Бенине и других древних африканских государствах священных леопардов держали под надзором особых должностных лиц при дворцах правителей, имевших титул «леопард дома». В африканских мифологиях известны также и боги, представлявшиеся в образе Л. (Торе у пигмеев бамбути и др.).Мифологический образ Л., как животного, на котором или в шкуре которого предстаёт герой, характерен для широкого ареала, примыкающего к Восточному Средиземноморью.
В армянском мифе, переданном Мовсесом Хоренаци, рассказывается о трёх близнецах, рождённых на священных животных - барсе, льве и драконе. Образ героя, одетого в леопардовую или барсовую шкуру, известен в греческой (у Гомера Менелай и другие герои на поле боя) и грузинской традициях (у Руставели, видимо, опиравшегося в «Витязе в барсовой шкуре» на более ранние фольклорные прототипы). Вероятно, фольклорный образ героя в шкуре Л. Восходит к более архаической символике членов тайного общества «людей-Л.», известны, в частности, у ряда африканских народов (ср. Использование шкуры Л. Как символа жреца в Древнем Египте), связанной, в конечном счёте, с тотемическими представлениями. Символ Л. Или барса как священного животного использовался также в западноевропейском средневековом эпосе и литературе (явление Л.
В пророческом сне героя «Песни о Роланде», видение барса, льва и волчицы в первой песне «Ада» Данте и др.).Лит . Иванов В. В., Разыскания в области анатолийского языкознания. Хатт. Ha-prašš, «леопард», как источник хетт. Paršana и евразийских названий барса, тигра, в сб. Этимология, 1976, М., 1978. Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии, М., 1977. Mellaart J. Catal Huyuk [L., 1967]. Melzian H. Zum Festkalender von Benin, в сб. Afrlkanistische Studien, B„ 1955. Ruel М., Leopards and leaders, L., 1969. Ippolitoni Strika F., Miti e riti a Çatal Hüyük. L'elemento femminile e l'elemento maschlle, «Annali della facolta di lingue e letterature straniere di Ca'Foscari», 1975, t. 14, № 3. Watkins C., The Indo-European family of Greek οχιζ linguistics, poetics and mythology, в сб.
Indo.European Studies, t. 2, Camb. 1975.В. В. Иванов.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Леопард
На нашем сайте Вы найдете значение "Леопард" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Леопард, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 7 символа