Лотос

205

Основное и, видимо, исходное значение этого мифопоэтического символа - творящая сила, связанная с женским принципом, отсюда - более специальные символические значения Л. Лоно как место зарождения жизни. Плодородие, процветание, потомство, долголетие, здоровье, жизненная полнота, слава. Земля как космическая, самопорождающая суть. Спонтанное творение, вечное рождение (божественное, сверхчеловеческое). Бессмертие и воскресение к вечной жизни. Чистота, духовность, смиренномудрие. В разных традициях с Л. Связываются также жизнь, чистота, андрогинность, согласие, мечтательность, забвение, мир, тишина, твёрдость, непрерывность, солнце. Структура цветка Л. (периферийная, лепестковая часть и центр) символизирует взаимодействие женского и мужского начал.В Древнем Египте известны изображения Л.

В сочетании с образами богов и другими сакральными символами. С Л., подобно Нилу (по берегам которого он рос), связывалось плодородие и производительная сила, а также солнце как источник жизни и воскресения (ср. Роль Л. В похоронных обрядах египтян). На изображениях более позднего периода на цветке Л. Помещали бога Гора, либо он служил троном Исиды, Нефтиды, Осириса и соотносился таким образом с царской властью (цветок Л. Носила Нефертити). Как эмблема Верхнего Египта Л. Противопоставлялся папирусу - эмблеме Нижнего Египта. В некоторых вариантах египетского космогонического мифа солнечное дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке», выходит из распустившегося цветка Л., росшего на холме, который возник среди изначального хаоса.

Изображение младенца, сидящего на лепестках Л., воспроизводилось вплоть до римской эпохи. В ряде изображений новорождённое солнце восседает на Л., из Л. Рождается бог Ра.В Индии символ Л., соотнесённый с женским детородным органом - йони, олицетворяет богиню-мать, космический Л. Как творящее лоно, седалище или источник божественного принципа, особой сакральной силы и т. П. С мотивом Л. Связаны и более сложные образы дуальности, олицетворяющие женское (йони) и мужское (линга) начала. Культ лотосовой богини плодородия (статуэтка обнажённой богини с цветком Л. В волосах) был широко распространён в земледельческих культурах Индии. Лотосовые богини были излюбленными (особенно среди женщин) низовыми божествами, с которыми сохранялись интимные связи в ритуалах и в ритуализованном быту.

В изобразительном искусстве (реже в письменных текстах) известны композиции с лотосовой богиней, сидящей на коленях мужского божества или обнимающей его стопы [Вишну и его «лотосовые» жёны Падма (др.-инд. Padma, «лотос»), Лакшми, Шри (которая, по преданию, возникла из Л., выросшего из чела Вишну)]. Та же схема реализуется в изображении Шивы с лингой и его божественной супруги Шакти. На Л. Нередко восседает Будда, связанный также и с лотосовой супругой по имени Праджня-парамита («совершенная мудрость»), несущей Л. Нередко лотосовая богиня связана с водами (в частности, с женскими, жизнетворными). Она фигурирует в мифе о пахтанье океана. В 1 в. До н. Э. Появляются изображения лотосовой богини на Л. Со стоящими подле неё слонами, которые изливают на богиню и Л.

Воду из хобота.Путём деперсонификации и абстрагирования основных идей образа Л. Конструируется понятие космического Л. Как особого универсального принципа, управляющего миром и развивающейся в нём жизнью. Космический Л. Выступает как образ (иногда посредствующего характера) творения, возникновения мира из космических вод или из пустоты, на которой покоится спящий Вишну, и как символ соития. «Лотосопупковый»Вишну, демиург вселенной, порождает из своего тела гигантский Л., на котором находится «лотосорождённый» творец Брахма. По мере роста тысячелепесткового золотого Л. Растёт вселенная. Лепестки дают начало горам, холмам, рекам, долинам (на самом Л. Изображались символы земли или богиня земли, под лепестками Л. - демоны, змеи и т.

П.). В другом варианте космогонического мифа Праджапати узрел в первоначальных водах лист Л., обратившись в вепря, он нырнул в воды, достал со дна кусок земли и положил его на лист, а затем утвердился на листе и сам. В буддизме с появлением Л. Также связывается начало новой космической эры. Кроме того, Л. Указывает место для священного дерева Будды. Буддийский рай нередко изображался как место, где люди, подобно богам, рождаются на цветке Л. В буддийской традиции в Индии создаётся особая «лотосовая» литература («Падма-пурана», описывающая, в частности, время, когда вселенная была «золотым Л.», т. Н. «Лотосовая сутра», сыгравшая особую роль в китайском буддизме 5 в. Н. Э. Ср. Также «Лотос истинного Закона» - величайший памятник махаянического буддизма).В мифопоэтической традиции Древней Индии образ Л.

Выступает и в качестве независимого символа творческой силы. В числе таких атрибутов - седалище или опора в виде Л., соотносящегося с большинством индуистских божеств, с буддой и бодхисатвами. Л. В руках божества иногда в сочетании с мечом, палицей, драгоценным камнем, солнцем или даже книгой. Вишну держит в одной из четырёх рук Л. Падмапани, «лотосорукий», выступает как один из получивших известную независимость эпитетов Авалокиты. В джайнском каноне Л. В руке - символ 6-го Джины, и в Тибете - эмблема основателя ордена Падмакары. «лотосовая» формула - «От mani padme Hum» (по приблизительному толкованию, - «Да будет так, драгоценный камень-лотос»), воспринимающаяся уже как целостный сакральный символ, коренящийся в брахманизированном ритуале.

Отсюда она проникла как в более поздние филиации индуизма, так и в буддизм, где она обращена к Авалоките (Авалокитешваре), изображающемуся в виде гермафродита, который восседает на Л. Своего отца или держит Л. И драгоценный камень. Некоторые другие атрибуты имеют более узкое распространение. Например, образ Л. И пламени символизирует в буддизме не только идею союза воды и огня, но и форму, в которой Ади-будда впервые открылся на горе Сумеру (в маздеизме этот же образ трактуется как эмолематическое выражение древа жизни). Об укоренённости темы Л. В индийской мифопоэтической традиции и культуре свидетельствуют также «лотосовые» названия особой отметины на человеческом теле и лице, хоботе слона, части колонны, особого типа храма, воинского построения, положения тела человека в состоянии медитации, вида соития, одного из девяти сокровищ Куберы, одного из восьми сокровищ, связанных с магическим действием, в свою очередь, называемым Падмини, большого числа, созвездия, разновидностей слонов, змей, обезьян, демонов, растений, специй, а также многие собственные имена, как мифологические и сакральные, так и демифологизированные и профанные, и т.

П. Только в древнеиндийском языке отмечено более ста названий Л. (значительная часть их связана с мотивом воды или цвета). Образ Л. - один из ведущих в индийской поэзии (Ашвагхоша, Бхаса, Калидаса, Бхартрихари и др.) и изобразительном искусстве. Красный Л. - эмблема современной Индии.В Китае Л. Почитался как священное растение ещё до распространения буддизма. В даосской традиции одна из восьми, бессмертных, добродетельная дева Хэ Сянь-гу изображалась держащей в руках «цветок открытой сердечности» - Л. Или жезл с элементами Л. Цветок Л. Олицетворяет в Китае чистоту и целомудрие, плодородие и производительную силу. Он соотносится с летом и является одной из восьми эмблем удачного предсказания. Возникновение Л. Трактуется как благовещение о рождении Будды, изображения которого имеют лотосовый знак на стопе.

Духу Л. Жгут благовония с целью изгнания злых духов. Л. Играет важную роль в китайском буддийском искусстве, в частности в живописной концепции западного неба, на котором находится лотосовое озеро. Каждый Л„ растущий на этом озере, соотносится с душой умершего человека. В зависимости от степени добродетельности земной жизни человека цветы Л. Расцветают или вянут. Западное небо изображается в китайской живописи как лотосовый рай («западный рай») с обилием Л. Разных форм, размеров и оттенков. Среди цветов Л., в окружении бодхисатв восседает Амитабха (Амитофо), будда запада.Из Египта, Индии и Китая лотосовая символика проникла и в смежные или близлежащие страны Средиземноморья, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии.

На Ближнем Востоке были распространены медальоны, розетки, орнаменты с образом Л. Л. Считался растением, посвящённым Гере. В золотом солнечномчелне в форме Л. Совершает одно из своих путешествий Геракл. Л. Многократно упоминается Гомером (Нот. II. II 766. Od. IV, 603 и др). Отмеченность Л. Подтверждается включением его в один ряд с такими мифологизированными цветами, как шафран и гиацинт (Нот. II XIV, 348). В «Одиссее» (IX 80 и след. XXIII 311) излагается сюжет мифа о поедателях Л. - лотофагах (ср. Также свидетельства Геродота - Herodot. IV 177). Отчётливые следы лотосовой символики сохраняют образы лилии и тюльпана в христианской традиции (было распространено представление, согласно которому Л. Наряду с лилией посвящён деве Марии).Наряду с цветком Л.

Определённое мифопоэтическое значение имеет и т. Н. Лотосовое дерево (киренейский Л., дерево ююба). В греческой традиции известен миф о нимфе Лотис (Лотиде), которая, спасаясь от преследовавшего её Приапа, превратилась в лотосовое дерево. В лотосовое дерево была превращена и нимфа Дриопа, повредившая дерево, в которое превратилась Лотис (Ovid. Met. IX 326-393). В мусульманской мифологии лотосовое дерево помещается на седьмом небе, справа от трона аллаха.Лит. Матье М. Э., Древнеегипетские мифы, М.-Л., 1956, с. 15-18. Moret A., Le lotus et la naissance des dieux en Egypte, «Journal Asiatique». 1917, t. 9. Sethe K., Amun und die Acht Urgetter von Hermopolis, В., 1929. Roeder G., Die Kosmologie von Hermopolis, T. 1, N. Y., 1933, 8.

1-27. Kirtikar К. R„ Baau В. D., Indian Medicinlal Plants, 2 ed., v. 1, Allahabad, 1933. Rau W., Lotusblumen, в сб. Asiatica. Festschrift Friedrich Weller, Lpz., 1954, S. 505-513. Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend. N. Y., 1972, p. 645-47. Jobes G., Dictionary of folklore, mythology and symbols, N. Y., 1962, p. 1014-16.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Лотос

IЛо́тос (Nelumbo) род многолетних земноводных травянистых растений из семейства лотосовых (объединяемого иногда с семейством кувшинковых (См. Кувшинковые)). Листья крупные, щитовидные, на длинном черешке, плавающие и высоко поднимающиеся над водой. Цветки одиночные, крупные, обоеполые, на длинных цветоножках. Плод конусовидный (погруженный многоорешек) с многочисленными орешками. 2 вида, в умеренном поясе обоих полушарий и в тропиках. Л. Орехоносный (N. Nucifera) с розовыми цветками, распростран..

Лотос

"ЛОТОС" ("Lotus") - ежеквартальный литературный журнал Ассоциации писателей Азии и Африки на английском, арабском и французском языках. Издаваемый с 1968 в Каире, с 1979 в Бейруте, с 1983 в Тунисе. До N 6 назывался "Афро-азиатские литературы".. ..

Лотос

Под этим именем у древних греков были известны разные растения, плоды которых употреблялись в пищу. Различали главным образом египетские и кирейские лотосы. Л., упоминаемый Теофрастом, есть Zizyphus Lotos L., кустарное растение из сем. Крушинных (Rhamnaceae). В настоящее время это растение встречается в Южной Европе. Родом оно из Северной Африки. Плоды его — костянки величиной со сливу, очень вкусны. В древние времена они употреблялись народами Северной Африки в пищу. Вероятно, лотофаги Гомера п..

Лотос

(греч. Lotos). Растение из сем. Кувшинных. У египтян и индусов почитается за священный предмет. Страна - лотоса - баснословный край лотофагов, настолько обаятельный, что он заставлял чужеземцев забывать про свое отечество.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)водян. Растения сем. Нимфейных с прекрасн. Больш. Цветами, считавшийся священными у древних.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)во..

Лотос

Кувшинка. ..

Лотос

Род земноводных многолетних травянистых растений семейства лотосовых. Цветки крупные, диаметр до 30 см. 2 вида, в умеренном и тропическом поясах обоих полушарий. В Юго-Вост. Азии, Северо-Вост. Австралии и на юге Европы, в т. Ч. В дельте Волги, Вост. Закавказье и на Дальнем Востоке, встречается лотос орехоносный, реликтовый вид. Все части растения содержат витамин С и каучук, черешки и проростки - ядовитое вещество. Семена и корневища употребляют в пищу и на корм сельскохозяйственным животным. Ло..

Лотос

М.Южное водяное растение с красивыми крупными цветками.. ..

Лотос

ЛО́ТОС -а. М. [греч. Lōtos] Водное теплолюбивое растение сем. Кувшинковых с красивыми крупными цветками и съедобными плодами и корневищами. Цветы лотоса. Любоваться лотосом.. ..

Лотос

-а, м. Южное земноводное растение с красивыми крупными цветками, а также цветок его. II прил. Лотосовый, -ая, -ое. Семейство лотосовых (сущ.).. ..

Лотос

Лотоса, м. (греч. Lotos). Название нескольких видов цветущих травянистых болотных и водяных растений жарких стран со съедобными плодами, из сем. Кувшинковых. Египетский лотос. Индийский лотос.. ..

Лотос

Название этого цветка заимствовано из греческого, где lotos восходит, видимо, к древнееврейскому, где lot – пахучая смола.. ..

Лотос

Заимств. В XIX в. Из нем. Яз., где Lotos <. Греч. Lōtos, очевидно, родственного др.-евр. Lot «вид красной пахучей живицы», араб. Lādan «пахучая смола». См. Ладан, ландыш.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Лотос

Род земноводных многолетних травянистых р-ний сем. Лотосовых. Цветки крупные, диам. До 30 см. 2 вида, в умеренном и тропич. Поясах обоих полушарий. В Юго-Вост. Азии, Сев.-Вост. Австралии и на Ю. Европы, в т. Ч. В дельте Волги, Вост. Закавказье и на Д. Востоке, встречается Л. Орехоносный, реликтовый вид. Все части р-ния содержат витамин С и каучук, черешки и проростки - ядовитое в-во. Семена и корневища употребляют в пищу и на корм с.-х. Ж-ным. Л. Жёлтый - на побережье Сев. И Центр. Америки и на ..

Лотос

См. ПАДМА.. ..

Лотос

(Греч.) Очень оккультное растение, священное в Египте, Индии и других местах. Названная «дитя Вселенной, несущее подобие своей матери в своей груди». Аллегория гласит, что было время, «когда мир был золотым лотосом» падма( Большое разнообразие этих растений, от величественного индийского лотоса, до болотного лотоса трилистник( птичьей лапки) и греческого «Dioscoridis», употребляют в пищу на Крите и других островах. Это вид кувшинки, сперва привезенный из Индии в Египет, в котором он не произрост..

Лот

(евр. Lôt), в ветхозаветном предании племянник Авраама, переселившийся вместе с ним из Месопотамии в Ханаан. После того как между пастухами их стад стали возникать распри из-за пастбищ, Л. По предложению Авраама переходит в плодородную и цветущую Иорданскую окрестность и обосновывается в Содоме (Быт. 13,5- 12). Во время похода эламского царя против отпавших от него заиорданских городов, в том числе Содома и Гоморры, Л. Оказывается в плену. Освобождённый Авраамом, он снова возвращается в Содом (1..

Лотида

(Лотис) — у Овидия нимфа, которую боги превратили в лотос, чтобы скрыть ее от преследования Приапа, божества плодородия.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Лотофаги

(Lotophagi, Λωτοφάγοι). Народ, питавшийся лотосом, посещенный, по преданию, Одиссеем.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Лотх

См. Лот(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Лотос

Это универсальный восточный символ (на Западе - лилия или роза). Имеет солярный и лунный аспекты. Означает смерть и жизнь. Появляется в изображениях богов Солнца в Египте и Индии, а также в изображениях лунных божеств семитских религий. Изображается сс Великой Матерью как богиней Луны. Этот цветок был изначально роскошной лилией Великих Вод, то время как существа приходят и уходят. Лотос - это космос, поднимающийся из хаоса, как Солнце, взошедшее из лотоса в начале мира. Это Цветок Света, резуль..

Дополнительный поиск Лотос Лотос

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лотос" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лотос, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 5 символа