Малагасийская Мифология

159

Совокупность мифологических представлений малагасийцев (этнографические группы. Имерина, бецимисарака, сакалава, антануси, антандруи и др.) - коренного населения острова Мадагаскар, предки которых переселились, по-видимому, с островов Малайского архипелага около 2 тысяч лет назад, полностью ассимилировав более древнее население. М. М. Слабо исследована. Основным источником изучения М. М. Являются записи малагасийского фольклора, произведённые европейскими (Ж. Ферран, Ш. Ренель, Ж. Сибре) и малагасийскими (Рабезандрина, Р. Радземиса-Раулисон, Бакули-Рамиараманана-Доменичини) учёными 19 и 20 вв.Истоки М. М. Находятся в мифологических представлениях аустронезийских народов Малайского архипелага и, очевидно, в практически неизвестных мифологических комплексах доаустронезийского субстратного населения острова, видимо связанного с Африкой.

Хотя М. М. Существенно отличается от индонезийских прототипов и от мифологий африканских народов, в ней обнаруживаются элементы и тех, и других.Мироздание в М. М. - двуслойное, состоящее из неба и земли, первоначально соединённых друг с другом, а затем разведённых верховным божеством Андриаманитрой. Акт творения в М. М. Происходит в соответствии с широко распространённой в Западной Индонезии мифологемой «сакрального спора». Но в отличие от индонезийской модели, в М. М. Спор развивается не в трёхслойном пространстве, а между небом и землёй, находящимися в постоянном противоборстве. Небо и земля часто персонифицируются в виде мужских божеств, именуемых занахари («творец») или андриаманитра («благоухающий повелитель»).

Нижний занахари, персонификация земли, вылепляет из глины первых людей и животных, аверхний - персонификация неба (луна - его глаз, солнце - светильник, звёзды - драгоценные камни) дарует им жизнь и требует, чтобы они поднялись на небо. Так как нижний занахари отказывает ему в этом, то верхний занахари делает людей смертными и после их смерти забирает на небо дыхание жизни, оставляя тела земле. В варианте мифа земное начало связывается с затувуцинатау-нандриананахари («Затуву не созданный занахари») - половинным человеком, выросшим из земли (возможно, что этот образ связан с доаустронезийскими мифологическими представлениями). Затуву дополняется до целого человека только после того, как женится на дочери верхнего занахари.

Занахари (или андриаманитра) наделён функциями культурного героя. Он дарует людям, в частности, рис. С распространением на Мадагаскаре христианства христианского бога-отца стали называть занахари.В отличие от небесных и земных божеств, водяные божества в М. М. Выступают в образе женщин - Фара, Рафара, Фаравари («младшая дочь», «дева»), что характерно и для индонезийских мифологий. В одном из мифов Фаравари опускает в воду яйцо, из него рождается бык, которого, прибегнув к хитрости, убивают её родители. Разгневанная Фаравари уходит в воду, где становится повелительницей водных животных - змей, крокодилов и ящериц. Среди них особое место занимает семиглавый змей Фанампитулуху, страшное чудовище - перевоплощение убитого героя.

В отмщение за убийство Фанампитулуху обвивается вокруг деревни или вокруг всего мира, пожирая своих недругов. В другом мифе герой (Андриамбахуака) добровольно отдаёт себя и свою семью на съедение Фанампитулуху. Этот персонаж аналогичен морскому змею, повелителю нижнего мира в мифологиях Индонезии (ср. Ндара, Пане на Болон, Латуре Дане). В М. М. Водная стихия, хотя и не выделена в самостоятельный мир, ассоциируется со страной мёртвых. Согласно древним представлениям малагасийцев о посмертном существовании (фанани), из трупной жидкости зарождается червяк, превращающийся затем в угря, крокодила, змею или даже в Фанампитулуху, т. Е. В обитателей водной стихии. Таким образом, водный мир имплицитно предстаёт в М. М. Как третье, отдельное от земли и неба начало.

С ним, очевидно, был связан и один из мифологических персонажей - Рамахавали, ящерообразный оракул, повелитель змей.В М. М. Фигурируют и духи, иногда выступающие посредниками между людьми и божествами. Кинули - злые, тощие, беззубые, с длинными когтями (в кинули превращаются многие умершие люди). Карлики калануру, у которых длинные ногти и волосы, скрывающие тело, способные исцарапать человека до смерти. Карлики вазимба, считающиеся древнейшими жителями Мадагаскара. После появления на острове малагасийцев они исчезли, превратившись в маленьких духов, добрых и злых, живущих и в некоторых озёрах, и на суше. Они предсказывают будущее, являясь людям во сне, следят за сохранением табу и карают нарушителей запретов.

Им приносят в жертву петушиный и бараний жир.Лит. Сказки и пословицы Мадагаскара, пер. С мальгашского, М„ 1962. Сказки Мадагаскара, пер. С франц., М., 1965. Обычаи и фольклор Мадагаскара, пер. С малагасийского, М., 1977. Van Gennep A., Tabou et totemisme a Madagascar, P., 1904. Renel Ch., Contes de Madagascar, v. 1-3, P., 1910-30. Ferrand G., Contes populairee malgaches, P., 1893. Longchamps J. Contes malgaches..., P., 1955. Sibree J., The oratory, songs, legends and folk-tales of the Malagasy, «The folklore journal», 1883, v. 1. Его же, Malagasy folk-tales, там же, 1884, v. 2. М. А. Членов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Максимин

(Maximinus). Римский император (235— 238 гг. От Р.Х.), соправителем которого был сын его Луций Вер.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Макуильшочитль

(«пять - цветок»), Шочипилли («владыка цветов»), в мифологии ацтеков бог весенней растительности, любви, цветов, веселья, игры в мяч, сын Тласольтеотль. Изображался в виде юноши, сидящего среди цветов и бабочек, со скипетром в руках, увенчанным сердцем. М. Считался покровителем художников, певцов, ткачей, музыкантов и игроков в мяч.р. К.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Малаика

(Malâ'ika, ед. Число от Malak), в мусульманской мифологии ангелы. По Корану, аллах сделал М. Посланниками, «обладающими крыльями двойными, тройными и четверными» (35:1). М. Во всём подчиняются аллаху, служат для связи аллаха с пророками, людьми. Когда был создан Адам, все М. По приказу аллаха пали перед ним ниц, кроме Иблиса, который вследствие этой измены превращается в дьявола (ср. Также первоначальную нерасчленённость сатаны и ангелов в библейской книге Нова) и изгоняется с небес (2:32. 7:10...

Малайского Архипелага Народов Мифологии

Мифологические системы многочисленных народов, населяющих Индонезию, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Бруней и Тимор. Наиболее важные самостоятельные мифологические регионы составляют мифологии народов Восточной Индонезии, Западной Индонезии и Малайзии, Филиппин. Мифология народов Восточной Индонезии (то есть народов, населяющих Малые Зондские острова, к востоку от Сумбавы, и Молуккские острова). Включает несколько самостоятельных мифологических систем, в том числе нгада (остров Флорес), солорцев ..

Дополнительный поиск Малагасийская Мифология Малагасийская Мифология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Малагасийская Мифология" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Малагасийская Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 23 символа