Мамонт

176

Источниками для реконструкции мифопоэтического образа М. Являются изображения М. (гравированные, древнейшее из них в пещере Ла-Мадлен, Франция. Живописные, скульптурные), известные во всей северной зоне Евразии, Китае и на некоторых смежных территориях, а также бытующие там же мифы, легенды, сказки, поверья, приметы и т. П.Подавляющее 'большинство мифологических сюжетов, связанных с М., относится к одному из трёх циклов:мифы о творении (эвенкийские сказания о М., сотворившем вместе со змеем землю, и шаманский миф о М., забравшемся в воду и выворачивавшем бивнями песок, землю, камни;представление о М., стоящем в космическом океане и поддерживающем мир, и др.), мифы этнологического характера, объясняющие те или иные особенности рельефа либо происхождение данной традиции.

Мифы о метаморфозах (М. Как «превращённое» животное). Согласно наиболее распространённым представлениям (у народов Сибири и Дальнего Востока), М. - очень крупное («как пять-шесть лосей», по одному из определений), часто самое крупное животное, вызывающее страх или смешанное со страхом удивление и почтение. М. Боится солнечного света и поэтому живёт под землёй (где прокладывает себе рогами узкий путь. У ненцев распространены рассказы о подземном рёве М.), иногда на дне озёр и рек. С М. Связываются образование речных русел, обвалы берегов в половодье, страшный треск льда при ледоходе и даже землетрясения и пр. Считается, что М. Ест растения, землю и быстро бегает. У русских и эстонских крестьян существовали поверья о том, что М.

- подземное животное. Эти представления близки к описанию Индрика-зверя в русской «Голубиной книге». «Живёт зверь за Океаном-морем. А рогом проходит зверь по подземелью, аки ясное солнце по поднебесью, он проходит все горы белокаменные, прочищает все ручьи и проточины, пропущает реки, кладязи студёные. Когда зверь рогом поворотится, словно облацы по поднебесью, вся мать-земля под ним всколыбается..., все зверья земные к нему прикланятся, никому победы он не делает». Представление об Индрике (Индроке, ин[о]роге, единороге и т. П.) как рогатом животном гибридной природы (голова и хвост коня, тело рыбы), вера в существование которого засвидетельствована многочисленными «физиологами» и «азбуковниками», делают весьма вероятным предположение об отражении в образе Индрика - ин[о]рога-единорога именно представлений о М.

Возможно, и сама форма имени отразила распространённое у народов Сибири название М. Типа ненецкого jĕar) (jaη ) hora, «земли бык», откуда могли легко возникнуть формы типа *jen-r-, •jindr-, *jindor-, предельно близкие к русским обозначениям Индрика. Ср. Также хантыйско-казымское название М. «мув-хор», хантыйское «мы-хор», «мы-кар», мансийское «ма-хар», букв. «земли олень-самец».В некоторых традициях М. Двух- или трёхприроден и трактуется не столько как отдельное особое животное, сколько как возрастная трансформация других животных. Так, на Васюганье обские угры представляли себе М. В виде страшного подземного животного, которое в молодые годы имело облик лося, а в старости, потеряв зубы и рога, переселилось под землю или в воду и переменило свой облик (в частности, у него выросли новые рога, но уже не ветвистые, а прямые).

Нарымские селькупы сходным образом представляли один из двух различавшихся ими видов М. - т. Н. «сурпкозар» («зверь-М.»), способный обитать и на земле, и в воде. Другой вид М. Нарымские селькупы называли «кволи-козар» («рыба-М.»), полагая, что такой М. Похож на щуку. Дожив до тысячи лет, он приобретал огромные размеры и спускался под воду в озеро. У селькупов распространено также поверье о М.-щуке («кошар пиччи»), который живёт в «чёртовых озёрах», от старости оброс мхом, крадёт у людей рыбу из снастей и даже может съесть человека (характерно, что выдра, дух - помощник шамана иногда называется тем же словом, что и М. То же относится и к обозначению изображения выдры на шаманском нагруднике). У кетов термином qôt-tel' («М.-щука») обозначают «животное, о котором поют шаманы» (некоторые кеты называют это животное крокодилом).

Образ М.-щуки (или М.-рыбы) и типологически близкие образы гибридных чудовищ известны и у других народов (у салымских хантов, манси и др.). Образ М.-рыбы (кäр-балык) известен в алтайской традиции (некоторые исследователи приравнивают этот образ к образу кита). В одной телеутской сказке М.-рыба, - «глава рыб, с обрубленной пастью», сын морского царя, покровителя шаманов (широко распространены изображения этого животного на шаманских бубнах). Вместе с тем М.-рыба участвует и в сотворении мира (у алтайцев же известны и другие гибридные образы, так или иначе соотносящиеся с М.:М.-змей о девяти головах. Мифическое чудовище, достающее верхней губой небо, а нижней - землю. Огромная птица кар-гуш, похищающая детей, и т.

П.). Казымские ханты считали М. Подземным видоизменением лося, медведя и щуки, совершающимся в старости (отсюда различение особых видов М. В зависимости от их происхождения). Эвенки северного Прибайкалья описывали М. Как большую рогатую рыбу, живущую в море. Иногда М. Представляли в виде полурыбы-получеловека с головой сохатого, нередко с ногами. Эвенкийское название М. (сэли, хели и т. П.) соотносится со словом «эхеле», обозначающим ящера - главного шаманского духа-помощника. Енисейские эвенки и якуты, заимствовавшие у эвенков слово для обозначения М., напротив, считали М. Враждебным и вредным животным, живущим в земле, на побережье Ледовитого океана, но оставляющим следы и на поверхности земли в виде троп и озёр. Якуты связывают М.

И с водой:для них М. (букв. «водяной бык») - дух-хозяин воды, водное животное, сокрушающее своими рогами лёд. У палеоазиатов северо-восточной Азии гибридные образы М. Встречаются гораздо реже, описания ближе к реальности. Вместе с тем у этих народов более развит мифологический фольклор, связанный с М., тема М. Более последовательно соотносится с ритуалом. В чукотской сказке люди находят бивни М., торчащие из земли, окружают их, бьют в бубен и произносят заклинания, в результате чего появившийся костяк М. Обрастает плотью, которая идёт в пищу людям. Согласно эскимосской этиологической легенде, бивни М. Принадлежали огромным оленям, пришедшим с востока и истреблённым великим чародеем. Сведения маньчжуров и китайцев о М., заимствованные у северных соседей, подверглись некоторой трансформации и отчасти влиянию местных традиций.

М. Представляется в виде исполинской мыши (или крысы), которая живёт далеко на севере, подо льдом.Таким образом, М. Соотносится с нижним миром, водой и, следовательно, со смертью и царством мёртвых. По мнению селькупов, рогатый М. Охраняет вход в «землю покойников», т. Е. В нижний мир. В эвенкийском мифе о М. В воде или о чудовище калир-кэлур эти зооморфные существа живут на севере или в средней части нижнего шаманского мира, на большой реке, текущей в стране мёртвых. В кетской сказке-мифе о разорителе орлиных гнёзд М. - основное животное (видимо, хозяин) нижнего мира и противопоставляется хозяину верхнего мира - орлице. У алтайских народовkäp-балык («М.-рыба») - основной спутник шамана. Вместе с тем в сибирских традициях М., вероятно, соотносится также со средним и верхним мирами, а иногда и со всеми тремя мирами.

Именно этим (помимо общей неопределённости представлений о внешнем виде М.) было, видимо, вызвано мифопоэтическое конструирование гибридных, смешанных образов, в которых элементы М. Сочетались с характерными чертами других животных. В этом отношении весьма показательно, что М. Соединяется не только с другими зооморфными классификаторами нижнего мира (рыба, змей, ящер), но и такими символами среднего мира, как лось, олень, конь (Индрик), медведь (впрочем, у селькупов медведь был главным духом нижнего мира, и в этой функции его образ сливался с образом М.), или верхнего мира, как птица (представление о М. Как исполинской птице отмечено среди обских угров, селькупов и эвенков). Таким политерионам, как М., иногда соответствуют развёрнутые цепочки зооморфных образов с той же символикой, что подтверждает свойственный мифопоэтическому сознанию принцип универсального моделирования (в этом контексте образ М.

Сопоставим с другими политерионами - макарой, Индриком, «комплексными» зверями на печатях древней культуры долины Инда, грифонами и т. П.) и трансформаций, предполагающих «склеивание» зооморфных образов или их переход из одной формы в другую во времени. Ср. Превращение лося в старости в М.Лит. Иванов С. В., Мамонт в искусстве народов Сибири, в кн. «Сборник Музея антропологии и этнографии», в. 11, М,-Л., 1949, с. 133-53. Сенкевич-Гудкоаа В. В., Мамонт в фольклоре и изобразительном искусстве казымских хантов, там же. С. 156-59. Прокофьев Е. Д., Мамонт по представлениям селькупо там же, с. 159. Новиков А. И., Некоторые аналогии к мамонту из области алтайской этнографии, там же, с. 180-61. Гарутт В. Е., Мамонт в изображении человека Верхнего палеолита в сб.

Материалы и исследования по археологи СССР, № 79, М.-Л., I960. Иванов С. В., Скулптура народов Севера Сибири XIX - первой половины XX в. Л., 1970, с. 157-58, 229-31;Иванов В. В., Название слона в языках Евразии, в сб. Этимология 1975, М., 1977, с. 148- 57. Ларичев В. Е., Мамонт в искусстве поселения Малая Сыя и опыт реконструкции представлений верхнепалеолитического человека Сибири о возникновении вселенной, в кн. Звери в камне, Новосибирск, 1980, с. 159-198. Татищев В. Н., Сказание о звере мамонте, в кн. Избранные произведения, Л., 1979. С. 39-50.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Мамонт

(Mammuthus primigenius) вымершее млекопитающее семейства слонов. Обитал в Европе, Северной Азии и Северной Америке во 2-й половине плейстоцена. Вымер около 10 тысяч лет тому назад. Размерами (высота 2,5—3,5 м) М. Не превышал ныне живущих слонов, весил до 7 т. Был покрыт густой шерстью с подшёрстком, питался травой и кустарником. Зимой добывал их из-под снега при помощи сильно изогнутых бивней. Жевательные зубы с многочисленными тонкими дентино-эмалевыми пластинами были хорошо приспособлены для р..

Мамонт

МАМОНТ - вымершее млекопитающее семейства слонов. Жил во 2-й пол. Плейстоцена в Евразии и Сев. Америке. Был современником человека каменного века. Высота 2,5-3,5 м. Вымер в конце плейстоцена в результате изменения климата и охоты на него человека. На севере Сибири (бас. Колымы и др.) и на Аляске в слоях вечной мерзлоты найдены мамонты с сохранившимися мягкими тканями, кожей и шерстью.. ..

Мамонт

МАМОНТ, вымерший вид слонов. Был современником человека каменного века. Высота 2,5 - 3,5 м. Вымер в результате изменения климата и истребления человеком. На севере Сибири (бассейн реки Колыма> и др.) и на Аляске в слоях вечной мерзлоты найдены мамонты с сохранившимися мягкими тканями, кожей и шерстью.. ..

Мамонт

(Elephas primigenius) — вымершее животное четвертичного периода (см. Геология). По строению скелета М. Представляет значительное сходство с ныне живущим индейским слоном, которого несколько превосходил величиной, достигая 5,5 м длины и 3,1 м высоты. Громадные бивни М., до 4 м в длину, весом до 100 кг, были вставлены в верхнюю челюсть, выставлялись вперед, загибались кверху и расходились в стороны (фиг. 1).Фиг. 1. МамонтКоренные зубы, которых у М. Было по одному в каждой половине челюсти, несколь..

Мамонт

Умный мамонт. Жарг. Арест. Шутл.-ирон. Авторитетный начальник ИТУ. Балдаев 2, 99. Грачев 1997, 145.. ..

Мамонт

(от тат. Mamma - земля, потому что тунгусы и якуты думают, что мамонт роется под землею, как крот). Четвероногое ископаемое животное, похожее на слона, но больше его.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)вымершее животное, по строению скелета очень напоминающее индейского слона, которого, однако, значительно превосходит размерами. Остатка мамонтов находятся во многих местах, особенно часто у нас в Сибири.(Источник. "Полный словарь иностранных..

Мамонт

Силач, здоровяк, шкаф, мастодонт, верзила, мамонтяра. ..

Мамонт

Вымершее млекопитающее семейства слонов. Жил во 2-й пол. Плейстоцена в Евразии и Сев. Америке. Был современником человека каменного века. Высота 2,5-3,5 м. Вымер в конце плейстоцена в результате изменения климата и охоты на него человека. На севере Сибири (бас. Колымы и др.) и на Аляске в слоях вечной мерзлоты найдены мамонты с сохранившимися мягкими тканями, кожей и шерстью.. ..

Мамонт

Мамут м. Ископаемое животное, частью похожее на слона, но еще огромнее его. -товый, к нему относящ. Мамонтова кость, ископаемые клыки его, идущие в поделки.. ..

Мамонт

М.Вымершее млекопитающее семейства слонов с длинной шерстью и большими загнутыми вверх бивнями.. ..

Мамонт

МА́МОНТ -а. М. Вымершее животное сем. Слонов с длинной шерстью и закруглёнными бивнями.. ..

Мамонт

-а, м. Ископаемое млекопитающее сем. Слонов с длинной шерстью и большими загнутыми бивнями. II прил. Мамонтовый, -ая, -ое. Мамонтовая кость.. ..

Мамонт

Мамонта, м. (от слова "мамут" (букв. Живущий в земле), известного у нек-рых сибирск. Народов) (палеон.). Огромное ископаемое животное из породы слонов, с закругленными клыками, жившее в ледниковую эпоху.. ..

Мамонт

Это слово не имеет общепринятой этимологии. Согласно одной из версий, оно восходит к тунгусскому языку, где так называют медведя. Впервые останки мамонта были найдены на земле тунгусов, поэтому и название этого вымершего животного было, вероятно, позаимствовано из языка местных жителей. Через русский язык слово мамонт попало во многие европейские языки.. ..

Мамонт

Происхождение неясно. Предпочтительнее всего толкование слова как заимств. Из мансийск. Яз., где оно является сложением man «земляной» и ońt «рог». Первоначально слово мамонт обозначало не животное, а его бивни, мамонтову кость.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Мамонт

Ма́монт род. П. -а, также мамот. Сюда же Соболевский (РФВ 65, 415 и сл.) относит фам. Мамотов (ХVI в., Тупиков). Интересна форма maimanto "мамонт" у Ричарда Джемса (1618–1620 гг. См. Унбегаун, ZfslPh 22, 150 и сл.), mammout, mammona – то же (Витсен, 1692 г. Там же). Источник этого слова долгое время искали в якут., потому что ископаемый мамонт был впервые найден в Якутии (Клюге-Гётце 373). По мнению Рясянена (ZfslPh 21, 293 и сл.), это неверно. Он объясняет это слово из зап.-тунг. Ŋamendi "медв..

Мамонт

(Mammuthus или Mammonteus) — вымерший представитель слоновых, широко распространенный в четвертичное время в Европе, Азии, Африке и С. Америке. Известно очень много скелетных остатков и бивней мамонта на севере Сибири. В 1901 г. На р. Березовке (Якутия) был найден целый труп этого животного. Чучело его хранится, в Зоологическом музее АН СССР (Ленинград).. ..

Мамонт

Вымершее млекопитающее сем. Слонов. Жил во 2-й пол. Плейстоцена в Евразии и Сев. Америке. Был современником человека каменного века. Выс. 2,5-3,5 м. Вымер в кон. Плейстоцена в результате изменения климата и охоты на него человека. На С. Сибири (басс. Колымы и др.) и на Аляске в слоях вечной мерзлоты найдены М. С сохранившимися мягкими тканями, кожей и шерстью. ..

Мамонт

(Mammuthus primigenius), вымерший вид слонов. Известен со 2-й половины плейстоцена Евразии и Сев. Америки. По размерам несколько превосходил совр. Слонов, обладал более массивным туловищем, более короткими ногами и хвостом, длинной шерстью и более изогнутыми бивнями. Обитал в условиях открытого ландшафта - арктич. Луговой степи и тундры. Питался травянистой и кустарниковой растительностью. М.- современник человека палеолита и объект его охоты. Об этом свидетельствуют находки костей М. На стоянка..

Мамонт

Вымерший слон. В ледниковое время жил в Европе, Азии, Африке и в С. Америке. Охота на М. Доставляла основную пищу для человека палеолита. Из его бивней и костей сооружались жилища (см. Мезин, Межиричи).. ..

Мамонт

- вымерший слон. В ледниковое время жил в Европе, Азии, Африке и в С. Америке. Охота на М. Доставляла основную пищу для человека палеолита. Из его бивней и костей сооружались жилища (см. Мезин, Межиричи).. ..

Мамонт

МАМОНТОВ МАМОТОВ МОМОТОВ МАМОНТ МАМОНТПравильнее было бы писать Мамантов и ударение ставить на втором слоге. Имя Мамант имеется в святцах, по-гречески оно значит 'сосущий грудь'. К доисторическому животному слово отношения не имеет, сходство чисто случайное. Благодаря этому сходству, собственно, и произносится Мамонтов вместо Мамантов. Имя Мамат производное Мамант. Мамат - Мамот - Мамотов. (Ф Н).. ..

Мамилий

(Mamilius). Латинский род из г. Тускулума. Октавий Мамилий, зять Тарквиния Гордого, пал в битве при Регильском озере в 498 г. До Р.Х.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Мамов

В мифологии лакцев, андийцев, даргинцев-акушинцев (мому),татов (мому, момои), аварцев-андалальцев (хабучи) духи, ведающие рождением детей. Согласно первоначальным представлениям, являлись, по-видимому, покровительницами рожениц. По народным поверьям, М. - злобные, опасные духи, насылающие на детей болезни, смерть;имеют облик старух в белых или чёрных одеждах,х. Х.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Мамурий Ветурий

(Mamurius Veturius). Одно из имен Марса, которым называли также изготовителя щитов, жившего в царствование Нумы Помпилия.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Ман

В китайской мифологии огромный страшный змей. В древнем словаре «Эр я» М. Определяется как царь змей (согласно древним комментариям, самый большой змей). Образ М., по-видимому, возник в южнокитайских областях. В средние века понятием М. Стал обозначаться один из видов драконов - дракон с четырьмя когтями. При династиях Мин и Цин их изображали на парадных халатах, которые носили высшие сановники и придворные (император облачался в халат с вытканными драконами-лун с пятью когтями). Иногда по особо..

Дополнительный поиск Мамонт Мамонт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мамонт" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мамонт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа