Мир-суснэ-хум

165

(манси), Миршэтиви-хо (ханты), в мифологии обских угров одно из главных божеств. Буквальное значение имени - «смотрящий за миром». Эпитеты и описательные имена отражают различные признаки и ипостаси М.-с.-х. «золотой богатырь», «всадник», «богатырь-старик», «властелин-старик», «властелин ханты», «повелитель», «сын золотого света», «сынок женщины» - Эква-Пыгрись и др., при этом у восточных ханты Кан-ики или Орт-ики - основное имя М.-с.-х.Каждую ночь М.-с.-х. Объезжает землю на крылатом всевидящем коне Товлынг-лув с золотой гривой и серебряными копытами, проверяя, всё ли в мире в порядке, и передавая людям наказы своего отца Нуми-Торума. Он выслушивает просьбы камлающих в тёмных чумах шаманов (рядом с местом камлания для копыт коня ставят четыре металлические тарелочки с изображениями солнца).

М.-с.-х. Помогает излечению болезней, отведению опасностей. Ему приписываются функции культурного героя (он создал изобилие, некогда царившее на земле. Победил враждебных людям существ. Велел птицам прилетать летом в северные края и обучил людей охоте на птиц перемётом) и племенного покровителя манси и ханты.Согласно мансийскому эпическому циклу, повествующему о жизни и деяниях М.-с.-х., он - младший из семи сыновей Нуми-Торума, рождённый между небом и землёй в тот момент, когда его мать, наказанная Нуми-То-румом за супружескую неверность, была сброшена с неба (в одних вариантах матерью М.-с.-х. Признаётся Калташ-эква, в других она считается воспитавшей его тёткой). Когда М.-с.-х. Подрос на земле, он захотел повидать мир и своего небесного отца.

На коне Товлынг-лув М.-с.-х. Объезжает вселенную, включая подземное и подводное царство, всюду разрушая козни злых сил и выбирая себе жён (среди них - дочери Вит-кана, Куль-отыра, Этпос-ойки, хозяйки Птичьей страны Мортим-эквы). С помощью матери М.-с.-х. Удаётся первому предстать перед Нуми-Торумом, благодаря чему он получает не принадлежавшее ему по рождению главенство над братьями и подтверждает его в поединках с «законным» претендентом Полум-Торумом (Тапал-ойкой). С этих пор земля и находится под присмотром М.-с.-х.Он может менять облик. Для спасения своей жизни в распрях с братьями он часто превращался в гуся (одно из его именований - Лунт-отыр, «гусь-богатырь»), в виде гуся он совершает полёт в птичью страну Мортим-ма.

Власть над птицами М.-с.-х. Приобрёл благодаря тому, что в детстве, забравшись в гнездо огромной птицы Товлынг-Карс, спас (пощадил?) его птенцов, после чего Товлынг-Карс стал помощником М.-с.-х., использовавшего его для дальнейших перелётов.М.-с.-х. Являлся одним из основных объектов религиозного культа у обских угров, имел идолов (в человеческом или гусином облике). Конь (и конские жертвоприношения), металлы, солнце как атрибуты М.-с.-х. И его культа указывают, вероятно, на южное происхождение этого образа (по некоторым гипотезам, восточноиранское. Ср. Митра, «озирающий всю землю», «Яшт» Х 4, 13, надёжные аналогии в мифологиях других финно-угорских народов отсутствуют). Ряд признаков М.-с.-х. (сын божий, выросший на земле.

Посланник неба среди людей) способствовал отождествлению его с Иисусом Христом в представлениях тех групп обских угров, которые были затронуты миссионерской деятельностью православной церкви. С другой стороны, в некоторых мансийских мифах и сказках (возможно, позднейших) имеется тенденция к интерпретации Эква-Пыгрися как культурного героя-трикстера, сходного с такими персонажами сибирских мифологий, как Ича у селькупов, Альбэ и Каскет у кетов. Иногда М.-с.-х. И Эква-Пыгрись рассматриваются как два различных персонажа.Е. А. Хелимскча.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Минотавр

(Minotaurus, Μινώταυρος), или “бык Миноса”. См. Минос, Пасифая.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Миодхаоин

В мифологии ирландских кельтов Миодхаоин - воин, друг Киана, живший на холме. На него был наложен гейс - никогда и никому не позволять кричать на вершине холма. Именно Миодхаоин вступил в бой с тремя сынами Туиреанна, когда те поднялись на его холм, чтобы исполнить последнее из поручений, данных им Лугом в виде наказания за убийство Киана. В этом бою Миодхаоин был убит, но и сыны Туиреанна были смертельно ранены. Умирая, они испустили на холме слабые стоны, исполнив тем самым последнее задание Л..

Мир-ур

См. Меридово озеро(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Мирадж

В мусульманской мифологии вознесение пророка Мухаммада на небеса. Представления о М. Основаны на толковании коранического текста о «ночном путешествии» Мухаммада (17:1. См. Исра). По этим представлениям, после ночного путешествия в Иерусалим Мухаммад оставил там крылатого коня Бурака и был возведён Джчбрилом на вершину небес к аллаху. Он миновал семь дверей семи небес, где встречал прежних пророков - Адама, Иахью, Ису, Йусуфа, Идриса, Харуна, Мусу, Ибрахима, которые приветствовали Мухаммада. Пот..

Дополнительный поиск Мир-суснэ-хум Мир-суснэ-хум

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мир-суснэ-хум" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мир-суснэ-хум, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 13 символа