Мышь

170

Роль М. В мифопоэтических представлениях в значительной степени объясняется её особенностями, в частности малыми (в сравнении с другими млекопитающими) размерами. Широко распространены представления о М. Как хтоническом животном и о её связи с грозой (громом). В мифах различных народов М. Нередко выступают как дети неба (обычно громовержца) и земли. У народов древнего Средиземноморья (Египет, Палестина, Греция) общеприняты и представления о происхождении М. Из земли. Страбон называет мышей из земли рождёнными (γηγενεΐς), по его же свидетельству, тевкры называли их сыновьями земли. Известны также мотивы падения М. С неба на землю во время грозы и поражения М. Молнией. В средние века бытовали представления о зарождении М.

От грозы. Античные авторы (Теофраст, Элиан) отмечали способность М. Своим поведением предсказывать погоду, особенно грозовую. Оживлённое движение мышей перед грозой («танцы») и их «пение», соотносимое со звуковым эффектом деятельности громовержца (гром), могли трактоваться как своеобразный земной пролог, в котором излагалось (с соответствующим снижением) содержание небесной драмы. В этом контексте свист, звон, барабанный бой, которыми изгоняли крыс и мышей, можно сопоставить со звоном колоколов, битьём по железу и стрельбой в воздух с целью разогнать ведьм перед грозой. К этому же кругу тем примыкают многочисленные указания на профетические функции М. В греческой, римской мифологии, мифологии народов Древней Месопотамии.

Согласно Плинию, персидские маги считали М. Наиболее относящимися к религии животными. В Средиземноморье (особенно восточном) долгое время сохранялось немало мышиных гаданий и примет. У малоазийских греков существовало убеждение, что при нарушении супружеской верности М. Производят страшное опустошение в доме. Часто с М. Связываются предзнаменования смерти, разрушения, войны, мора, голода, болезни, бедности. Греки изготовляли монеты с изображением М., использовавшиеся в качестве амулетов против всего недоброго, в Египте боялись увидеть М. В определённый день (напротив, белая М. Часто рассматривалась как благое предзнаменование). Использование М. В гаданиях и ворожбе - постоянная тема средневековых ведовских процессов.

«Киприанов кодекс» указывает особый вид предсказаний - «мышеписк» (наряду с «громовником»). По украинской примете, «як миша ïcт волот [верхнюю часть снопа], так буде хлiб дорог».В Греции начиная с гомеровской эпохи был распространён культ Аполлона Сминфейского (от σμίνθος. «мышь»), атрибутом, символом и священным животным которого была М. Иногда Аполлон Сминфейский изображался стоящим на М. Аполлон был не только истребителем М. И охранителем от них, но и их покровителем. Возможно, он и сам первоначально представлялся в виде М. С М. Связаны и такие женские персонажи, как баба-яга, Холле, Мокошь, Параскева Пятница (у болгар со святой Петкой соотносился мышиный праздник - «мишин день»).Многие мифологические представления о М.

Обнаруживают сходство с представлениями о музах в греческой мифологии и генетически связанных с ними персонажах. Родителями М. Являются громовержец (или небо) и мать-земля (жена громовержца), родителями муз - Зевс-громовержец или Уран (небо) и Мнемосина или Гея (земля). Место рождения или обитания М. И муз - гора (ср. Буквальный смысл пословицы «Гора родила мышь»). Мыши соотносятся с огнём, водой, мировым деревом, музы - с каменным столпом. Предводитель М. - мышиный царь или Аполлон Сминфейский, предводитель муз - Аполлон или Дионис. Форма организации М. И муз - хоровод, атрибут - стрела (через гонителей у М., через Аполлона у муз), функции (деятельность) - болезнь - здоровье (нанесение ущерба - исцеление), ослепление, пение, танцы, прорицание (ворожба), память - забвение (вкусивший пищу, к которой прикасалась М., забывает прошлое.

Ср. Роль мёртвой воды, Леты, противостоящей Мнемосине, а также образ М. Как олицетворения смерти в разных традициях), «неистовство», дрожь, хаотическое оживление (у М. Перед грозой, у муз в связи с вдохновением, творчеством) и др. Мифологический мотив превращения женщин в М. Определённо реконструируется на основе фольклорных данных, в частности на основе сказочного мотива превращения ведьмы (женщины, девицы) в М. (ср. Также мотив превращения дьявола или человека в М. И, наоборот, превращения М. В человека. В мотиве «М., прогрызшая дыру в ковчеге» М. Выступает как превращённый дьявол или даже женщина). Имеется и ряд других фольклорных сюжетов, основанных на взаимопревращении или тождестве девиц и М. Русские сказки типа «Морской Царь и Василиса Премудрая», Афанасьев, № 219-226.

«Ночные пляски», Афанасьев, № 288-298. В этом же ряду стоит сказка, записанная в 1-й половине 19 в. На острове Рюген. Мать проклинает семь дочерей за нарушение ими запрета в великую пятницу, дочери оборачиваются М. И бросаются в воду, мать с горя превращается в камень, вокруг которого ночью танцуют и поют дочери-М.Ядро «мышиной» мифологии в разных традициях обрастало и более специфическими локальными мотивами. В Древней Индии М. Связывались с Ганешей - сыном Рудры, который типологически сопоставим с Аполлоном и Асклепием. В некоторых традициях М. Участвует в космогонических мифах или даже выступает в функции культурного героя. Обилие сказочных мотивов с участием М. [малость М. В сочетании с большим эффектом её деятельности.

М. Спасает льва, пугает до смерти человека, разбивает золотое яйцо (ср. Яйцо мировое), помогает сделать то, что непосильно многим (русская сказка о репке), и др. Борьба (в частности, М. И кошки). М. - превращённая невеста (заколдованная невеста или невеста дьявола) и т. П.].Мифологические значения образа М. Согласуются с ролью мыши в народной медицине, ритуалах, магии. Согласно ветхозаветной традиции, филистимляне приносили в жертву фигурки золотых М. Для сохранения страны от чумы (1 Царств 6, 45). В некоторых рукописях египетской «Книги мёртвых» появляется богиня с мышиной головой, олицетворяющая преисподнюю и смерть. Терракотовые фигурки М. Найдены в раскопках акрополя Аргоса в Ларисе (восточный Пелопоннес). В одном из основных центров неолитической культуры в Ча-тал-Хююке (Малая Азия) в могиле жрицы (ок.

6-го тыс. До н. Э.) среди предметов, символизирующих подземный мир и смерть, найдены обильные захоронения М.Лит. Потебня А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. II. Баба-Яга, в кн. Чтения в императорском обществе истории и древностей российских, кн. 3, М., 1865. Афанасьев А. Н., Поэтические воззрения славян на природу, т. 3, М., 1869, с. 505-06. Сумцов Н. Ф., Мышь в народной словесности, «Этнографическое обозрение», 1891, № 1. Волошин М., Аполлон и мышь, в сб. Северные цветы, альманах 5, М., 1911, с. 85-115. Топоров В. Н., Музы. Соображения об имени и предыстории образа, в сб. Славянское и балканское языкознание, в. 3, М., 1977. Grohmann J. V., Apollo Smintheue und die Bedeutung der Mäuse in der Mythologie der Indogermanien, Prag, 1862.

Gregore Н., Goossens R., Mathieu М., Asklepios, Apollon Smintheus et Rudra, Brux., 1949.В. Н. Топоров. В европейском средневековом искусстве М. Выступает как олицетворение сатаны (св. Иосиф, мастерящий мышеловку «против козней лукавого», на триптихе работавшего в Нидерландах в 15 в. Т. Н. Флемальского мастера), смерти (М. В изображениях эпидемий в 15-17 вв.), бренности и мирской суеты (образы «мира-обманщика» в графике 16-17 вв.). Популярны темы М. (и мышеловки) в эмблематической литературе (ср. Обработку этой темы в шекспировском «Гамлете»), в фольклорных композициях с мотивами сказочного «мира наизнанку» (русский лубок «Как мыши кота хоронили»), в «чёрных гротесках» романтиков (Э. Т. А. Гофмана), а также в литературе 20 в.

(Ф. Кафка).М. Н. Соколов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Мышь

МЫШЬ (англ. Mouse - мышь) - техническое устройство для ввода графической информации и ее представления на экране дисплея ЭВМ.. ..

Мышь

(в поверьях и сказках)В разных сказках и повестях, древних и новых, разработан мотив о вражде М. И кошек. Индийские авиданы, басни Эзопа и Федра заключают в себе этот мотив в чистом виде или с заменой кота хорьком. Сюда примыкают лубочные картинки и детские игры. Встречаются индийские сказки о том, как М. Кота судили, западно-европейские и рус. — о войне М. С котами, русские — о том, как М. Кота хоронили. К этому разряду сказок примыкает древняя батрахомиомахия — война М. С лягушками. Во многих ..

Мышь

-и, род. Мн. -е́й, ж.. ..

Мышь

[англ. Mouse - мышь - название по внешней форме] - в ЭВМ. Устройство для ручного ввода графических данных, которое так же, как СВЕТОВОЕ ПЕРО и ДЖОЙСТИК, служит для управления перемещением курсора (КУРСОР) на экране дисплея (ДИСПЛЕЙ). М. Позволяет создавать на экране контурные изображения, указывать на любую точку этого изображения с целью корректировки соответствующего элемента изображения.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006). ..

Мышь

Без кота мышам масленица.. ..

Мышь

Ж. Мыша арх. Вор. Гнус олон. Касть твер. Плюгавка, поганка пск. Гадина, гад вост. Мus, родовое названье из семьи грызунов. Подпольная или домашняя мышь. Полевая, житничек, сеноставец и пр. Фараонова мышь, переводн. Viverra Ichneumon, зверок в Египте, выедающий яйца крокодила. Летучая мышь, Vespertilio, родовое названье. Нетопырь, или южн. Кожан. Надулся, как мышь на крупу, все съесть хочет, грозен. Сорок мышей несут по сороку грошей, а две мыши поплоше несут по два гроша. Сколько будет. Был бы х..

Мышь

Ж.Небольшой грызун, обычно серого цвета, с острой мордочкой и длинным хвостом.. ..

Мышь

МЫШЬ -и. Мн. Род. -е́й. Ж.. ..

Мышь

-и, мн. -и, -ей, ж. Небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом. Домашняя м. Полевая м. Белая м. Как м. На крупу надулся кто-н. (недоволен, обижен. Разг. Шутл.). Под каждой крышей свои мыши (посл.). Как церковная м. Беден кто-н. (совсем ничего не имеет. Устар.). * Мышей не ловит кто (разг. Шутл.) — совсем обленился, ничего не хочет делать. II уменьш. Мышка, -и, ж. Как м. Сидит кто-н. (очень тихо ведёт себя. Разг.). II прил. Мыший, -ья, -ье (устар.) и мышиный, -ая, -ое. Мышья (..

Мышь

Мыши, мн. Мыши, мышей, ж. (мыш, а, м. Неправ.). Небольшой грызун из семейства мышиных, с острой мордочкой, черными глазами, усиками и длинным, почти голым хвостом, Домашняя мышь. Белая мышь. Полевая мышь. Юркий, как мышь. Мыши завелись. Мыши скребутся. Мышь изъела переплет. Фараонова мышь (зоол.) - то же, что ихневмон. Летучая мышь - небольшое животное, похожее на мышь, с крыльями (перепонкой, соединяющей длинные пальцы).. ..

Мышь

Общеславянское слово индоевропейской природы. Родственные находим во многих европейских языках. Греческое mus, латинское mus, древненемецкое mus, английское mouse. См. Также и .. ..

Мышь

Общеслав. Индоевроп. Характера. Родственно лат. Mus «мышь, мускул», нем. Maus, арм. Mukn — тж. Мышь (ср. Индоевроп. *mūs «серый») получила название по серому цвету.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Мышь

Ж., укр. Миш, ст.-слав. Мъшь μῦς (Еuсh. Sin.), болг. Миш, сербохорв. Ми̏ш, словен. Mìš, род. П. Míši, чеш., слвц. Mуš, польск. Mysz, в.-луж., н.-луж. Mуš. И.-е. Основа на согласный. Др.-инд. Mū́ṣ- м. "мышь", нов.-перс. Mūš, греч. Μῦς м. "мышь, мышца", лат. Mūs, алб. Mi "мышь", д.-в.-н. Mûs – то же, арм. Mukn "мышь, мышца". См. Траутман, ВSW 191. Мейе, Ét. 262. Торп 326. Хюбшман 475. Сюда же др.-инд. Mṓṣati, muṣati, muṣṇā́ti "ворует". См. Шпехт 39 и сл. KZ 59, 280 и сл. Уленбек, Aind. W..

Мышь

МЫШЬ, в вычислительной технике - устройство ввода, которым можно оперировать одной рукой. Мышь имеет форму, соответствующую ладони руки. У нее также есть две или три кнопки, которые можно нажимать пальцами той же руки. Когда мышь двигают по плоской поверхности, она управляет движениями курсора или указателя на экране КОМПЬЮТЕРА. Кнопки можно «щелкнуть» на иконках или других реагирующих на это участках дисплея. См. Также ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ. ..

Мышь

См. «Крот».. ..

Мышь

Мышь (евр. Ахбар), по-видимому, это общее название всех грызунов, к-рые внешним видом и образом жизни похожи на широко распростр. В Палестине М. Полевую (Microtus syriacus). Кроме собственно М. (Muridae), сюда относятся песчанки, или тушканчики (Jaculus jaculus). Всех этих животных арабы употребляли в пищу. Израильтянам это было запрещено, т.к. М. Считались нечистыми животными (Лев 11:29. Ср. Ис 66:17). Особенно часто нашествию М. Подвергались жители прибрежных районов Южной Палестины - порой эт..

Мых-ими

Мыг-ими («земли старуха»), в хантыйской мифологии богиня, помогающая предупреждать болезни людей. М.-и. Живёт в земле и с помощью котлов, которые специально приносятся ей в жертву (закапываются в землю), затыкает отверстия, ведущие из подземного мира на поверхность, и преграждает тем самым путь духам болезней. Один из её помощников - дух земли Мых-Лунг, создатель (прародитель) медведей.е. Х.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Мычпа

(букв. «выкармливающий»), в грузинской мифологии (у сванов) божество - покровитель крупного рогатого скота в зимний период.з. К.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Мьеллнир

В германо-скандинавской мифологии молот Тора, который после броска всегда возвращается в руку хозяина.(Источник. «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»). ..

Мэв

См. Медб(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Мышь

1) каpманный воp, совеpшающий кpажи в метpо, 2) бpодяга, 3) женщина, помогающая каpманному воpу. ..

Мышь

Хтонический символ, означающий силы тьмы, беспрестанное движение, бессмысленное возбуждение, суматоху. В христианстве символизирует дьявола, пожирателя. Мышь изображается грызущей корень Древа Жизни. У греков является атрибутом Зевса (Юпитера), Сабазия и Аполлона (предполагается, что мышь служила пищей для его змей). У евреев означает лицемерие и двуличие.. ..

Дополнительный поиск Мышь Мышь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мышь" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мышь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 4 символа