Пань-гу
(пань, «блюдо», гу, «древний»), в древнекитайской мифологии первопредок, первый человек на земле. Мифы о П.-г. Зафиксированы письменно только в 3 в. Н. Э. Как предполагают китайские учёные, образ П.-г. Первоначально возник у родственных китайцам южных племён - предков современных народов мяо и яо. Согласно «Сань у ли цзи» («Исторические записи о трёх правителях и пяти императорах») Сюй Чжэна (3 в. Н. Э.), вселенная первоначально представляла собой некое подобие содержимого куриного яйца. В это время родился П.-г. Через 18 тысяч лет светлое начало (ян) образовало небо, а мутное (инь) - землю (см. Инь и ян). П.-г. Вырастал на 1 чжан (ок 3 м) в день. Так продолжалось 18 тысяч лет. П.-г. Вытянулся до гигантских размеров - расстояние, на которое небо отстоит от земли (90 тысяч ли, т.
Е. Около 46 тысяч км). По другим средневековым источникам, смерть П.-г. И части его трупа дали начало конкретным космическим явлениям и элементам рельефа (в основе этих представлений лежит концепция о единстве макро- и микрокосма). Дыхание П.-г. Стало ветром и облаками, голос - громом, левый глаз - солнцем, правый - луной, четыре конечности и пять частей тела - четырьмя пределами земли (четырьмя сторонами света) и пятью священными горами, кровь - реками, жилы и вены - дорогами на земле, плоть - почвой на полях, волосы на голове и усы - созвездиями, растительность на теле - травами и деревьями, зубы и кости - золотом и каменьями, костный мозг - жемчугом и нефритом, пот - дождём и росой. После смерти П.-г. Паразиты, жившие на его теле, превратились в людей.
По другим записям, в древности ясную погоду объясняли хорошим настроением П.-г., а плохую - дурным (проявление его гнева). Согласно древним верованиям, «душа» П.-г. Захоронена в Наньхае. Как сообщал писатель Жэнь Фан (6 в.), в то время в Гуйлине (Южный Китай) был храм П.-г., где ему приносилась жертвенная еда и совершались моления («Шу и цзи», «Записи удивительного»).В позднесредневековые времена П.-г. Изображали обычно с топором и зубилом в руках в момент отделения им неба от земли. Иногда П.-г. Рисовали с солнцем в одной руке и луной в другой, что объясняется соответствующей легендой, согласно которой, создавая вселенную, П.-г. Неверно расположил солнце и луну, которые одновременно скрылись за морем, оставив людей во мраке.
Тогда государь повелел П.-г. Исправить ошибку. П.-г. Написал на левой ладони иероглиф «солнце», а на правой - «луна». Вытянув вперёд левую руку, он позвал солнце, потом вытянул правую и позвал луну. Так он повторил 7 раз, после чего солнце и луна поделили время суток между собой.В позднем религиозном даосизме П.-г.- один из верховных персонажей, член триады (первоначально вместе с Лао-цзы и Хуан-ди, а затем вместе с Юй-ди и Лао-цзы). Некоторые учёные (напр., Юань Кэ) непосредственно связывают образ П.-г. С образом первопредка народов мяо и яо - Пань-ху или Паиь-ваном.Лит. Юань Кэ. Мифы древнего Китая, М., 1965, с. 37-42.Б. Л. Рифтин.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Пань-гу
На нашем сайте Вы найдете значение "Пань-гу" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пань-гу, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 7 символа