Пещера

266

В мифопоэтической традиции П. Как нечто внутреннее и укрытое противостоит миру вне её как невидимое видимому, тёмное светлому. П. Иногда замещает дом, но в ней, скорее, спасаются от опасности, чем живут, или укрываются от мира, предаваясь аскезе, ср. Пещерник (П. - естественное жилище для существ хтонического типа). В отличие от дома, П. Укрыта, незаметна для глаза, нелегко впускает и ещё труднее выпускает человека, непроницаема. В неё не смотрят и из неё не выглядывают, не наблюдают (редкие исключения составляют отрицательные хтонические персонажи, которые высматривают свою жертву из П. Как из окна иного мира, царства смерти, это окно нередко совпадает с единственным оком, как у Полифема). В П. Совершают захоронения, хотя П.

Противопоставлена обычно и могиле, и подземному царству. В П. Темно, т. Е. Безвидно, как в хаосе (в известном смысле П. И есть хранилище остатков хаотической стихии), поэтому в ней можно только слушать, но нельзя видеть (отсюда - двуединый образ. П. Как ухо и ухо как П.). Внутреннему пространству П. Присущи, как правило, бесструктурность, аморфность, спутанность (иногда обитающее в П. Существо имеет спутанные волосы, перепутанную шерсть и т. Д.). В П. Сознание и разум, логика уступают место слуху, осязанию, инстинкту, интуиции, тёмному вожделению. П. Может выступать как символ условий, в которых возможно только неподлинное, недостоверное, искажённо-искажающее знание и неполное существование. В философском мифе о П. (VII книга «Государства» Платона) земное бытие человека уподобляется положению прикованных узников, находящихся на дне П.

Повёрнутые лицом к стене, они могут видеть перед собой только тени людей, проходящих перед П., - единственное их знание о реальном мире.П. - сакральное убежище, укрытие. Ср. Образ П. В связи с Полифемом, Паном, Эндимионом, сатирами, нимфами, Зевсом-ребёнком в греческой традиции, Пани, Валой, скрывающими похищенный скот в П., в ведийской мифологии, японский миф о богине Аматэрасу, удалившейся в П., мотив захода солнца в П. И его восхода из П. И т. Д. В библейской традиции неоднократно скрываются в П. Израильтяне, цари, пророки, Давид и др. Ср. Иис. Нав. 10, 16. Суд. 6, 2. 1 Царств 13, 6 и 17, 1. 2 Царств 17, 9 и 23, 13. 3 Царств 18, 4 и 19, 9. Быт. 19, 30. Апок. 6, 15. Семь спящих отроков и т. Д. В П. Скрываются от мира отшельники, в П. До времени находятся спящие короли, пророки, вожди, герои (ср.

Король Артур, Фридрих Барбаросса), очарованная царевна, спящая красавица, хозяин или хозяйка горы и т. П. Иногда тема укрывания в П. И выхода из неё связывается с персонифицированным образом света и огня - Сандрильоной (Золушкой) или её восточным аналогом (ср. Биби-Сешанби).Огонь, очаг в П. Иногда уподобляются яйцу (желток в скорлупе) или солнцу (огонь в небесной оболочке, ср. Церковнослав. «пещера» от «пещь», рус. «печера», «печора», «печь» и т. П.).Особый круг составляют мифологические мотивы о чудовище или животном в П. (ср., например, миф индейцев северо-западного побережья Америки о койоте, убившем пещерное чудовище). Распространены представления о П. Как месте, где находятся ветры, дожди, облака, рассматривающиеся или как губительные, разрушительные стихии, или как носители или возбудители плодородия.П.

Включается в комплекс жизнь - смерть - плодородие, как одновременно место зачатия, рождения и погребения, источник и конец. С П. Связывается сила страсти, вожделения. Иногда эта страсть равносильна смерти (ср. Легенду о Тангейзере, навечно заключённом в горе-П. Венеры, и развитие соответствующих ассоциаций в «Волшебной горе» Т. Манна) или влечёт за собой смерть (ср. Первую любовную встречу Дидоны и Энея, «Первым к гибели шагом был этот день...», Verg. Aen. IV 169), ср., однако, облегчённые варианты - бесчисленные гроты для любовных утех в «галантной» европейской живописи и литературе. П. - лоно земли, её vagina, детородное место и могила одновременно. Земля покровительствует соитию в П. - своём лоне (когда Дидона и Эней остаются в П.

Наедине, «первой Земля и творящая браки Юнона знак подают...», IV 166-167), она рождает в П. И через П. В апокрифическом евангелии Фомы П. - место рождения Иисуса Христа, иногда образ ребёнка-Христа продолжает и дальше связываться с П., ср. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи. С образом П. Во многих традициях связываются антропогонические мифы. Первочеловек вылезает из подземного царства (иногда по дереву) через П. (ср. Также миф о происхождении ацтеков из «места семи пещер», представления индейцев о том, что не только люди, но и солнце и луна родились в П.). Земля в П. Принимает в себя мертвых. В П. Похоронил Сарру Авраам (Быт. 23, 19), в ней же сыновья похоронили и самого Авраама (25, 9), позже в этой П. Был похоронен и Иаков (49, 29-32 и 50, 13), в П.

Покоился воскрешённый Христом Лазарь (Ио. 11, 38), высеченное в скале пространство, в которое был помещён гроб Иисуса Христа, по описанию, скорее было П. (Матф. 27, 60, Мк. 15, 46, Лук. 23, 53). Ср. Также пещерные захоронения первых христиан, сходные погребения у евреев, финикийцев и др. Под землю, в П. Может удаляться умирающий и воскресающий бог плодородия, иногда также бог-громовержец. Наиболее ранним примером связи П. - смерть - воскресение является наскальная палеолитическая живопись в П. (см. В ст. Изобразительное искусство и мифология). Слияние в образе П. Идей жизни, смерти и воскресения объясняет не только то, что П. Использовались как святилища, но и то, что раннехристианские храмы (как и митреумы) имели пещерный облик (ср.

Интерьер сирийской, армянской и коптской церквей, а также «пещерообраз-ность» алтарной апсиды в сочетании с конхой). Сам храм-П. Представляет собой модель вселенной (ср. Сообщение Порфирия о том, что Зороастр создал П. Для почитания Митры, «П. Имела подобие вселенной, которую создал Митра, а вещи внутри её. Были символами космических элементов и зон», De antr. Nymph. 6). Есть основания гностический образ света, который и во тьме светит (Ио. 1, 5), объяснять через концептуальную схему П. (свет в П., как и огонь в ней, типологически сопоставим с теофанией, имеющей место в П., ср. Явление бога укрывшемуся в П. От гнева Иезавели Илии, 3 Царств 19,9).П. Нередко локализуется или на высокой горе, или в глубокой впадине, ущелье, она обращена с земли или к небу, или к подземному царству.

В первом случае П. - место слияния матери-земли с отцом-небом, во втором (что в мифологических и фольклорных текстах встречается чаще) - место, где находится вход в нижний мир (здесь П. Выступает как своего рода антигора, или гора подземного царства). Как вход в иной мир П. Представляет собой опасность. Здесь обитают стражи этого входа, здесь особенно важно знать правила поведения, соблюдать табу и т. Д. Известны и контаминированные случаи. П. Находится на горе, но является ходом в нижнее царство (ср. Многие сказки типа AT 301).Лит. Мацокин Н. П., Японский миф об удалении богини солнца Аматерасу в небесный грот и солнечная магия, Владивосток, 1921 (< Известия Восточного факультета Государственного Дальневосточного университета», т.

66, в. 3). Spengler О., Der Untergang des Abendlandes, IS Autl., Bd 2, Munch., 1922. Beit Н. Von, Symbolik des Marchens, Bd 1-3, Bern, 1952-58. Hocart A. М., Kings and councillors, Chi.-L., 1970, p. 171, 229, 238. Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, p. 1, N. Y., 1962, p. 300, 659, pt 2, p. 1068;Robert F., Thymele. Recherches sur la signification et la destination des monuments circulaires dans l'architecture religieuse de la Grèce, P., 1939;Jobst W., Die Höhle im griechischen Theater des 5 und 4 Jahrhunderts vor Christus, W., 1970.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Пещера

Естественная подземная полость, имеющая выход на поверхность. Формирование пещер обычно обусловлено деятельностью подземной речной сети в известняковых породах гумидных районов. Вода, просачиваясь по порам и трещинам и растворяя известняки, способствует их расширению и превращению в каверны и пещеры. Часто просочившаяся в пещеру насыщенная минералами вода испаряется. При этом образуются сталактиты (натечные образования, которые свисают с потолка пещеры) и сталагмиты (растут снизу вверх). Некотор..

Пещера

Пещера дракона. Жарг. Шк. Кабинет директора. (Запись 2003 г.).. ..

Пещера

Пече(о)ра ж. (печь, в знач. Подкопа) полость, пустота в толще земли. Природные подземные ходы, тупиком или с выходами. Грот. Подземные вертепы. Иногда рытые переходы, высеченные в скалах жилища, кладбища и пр. Самородные пещеры и капельники. Пещерный житель, отшельник. Пещерный медведь, допотопный, весьма большой. Печерские угодники. Печерский монастырь, с пещерами (но в Нижнем он, без пещер). Пещерник, -ница, инок, отшельник и вообще житель пещеры. Пещерничать, жить в пещерах.. ..

Пещера

Ж.1) Пустота в земной коре или в горном массиве с выходом наружу, образующаяся в результате действия подземных вод или вулканических процессов.2) Вырытое в земле или выдолбленное в скале углубление, служащее для жилья или хранения чего-л.3) Жилище монаха, отшельника и т.п.. ..

Пещера

ПЕЩЕ́РА -ы. Ж. Углубление, полое пространство, пустота, образовавшиеся в земной коре, горных массивах естественным путём или созданные человеком, с выходом наружу. Сталактитовые пещеры. В горах много пещер. П. С озером внутри. Подводная п. Исследовать пещеру. Рыть пещеру. Прятаться в пещеру. Наука о пещерах - спелеология.. ..

Пещера

-ы, ж. Углубление, полое пространство под землёй или в горном массиве, имеющее выход наружу. Сталактитовые пещеры. II прил. Пещерный, -ая, -ое.. ..

Пещера

Пещеры, ж. Полость, подземная или в горном массиве, образующаяся от действия подземных вод или в результате вулканических процессов (геол.). Горная пещера. Сталактитовая пещера. Пещеры служили жилищем для первобытного человека и животных. || Большое углубление в земле, пустое пространство внутри земли, используемое (человеком и животными) как убежище, жилище. Выкопать себе пещеру. Но вдруг пред витязем пещера. В пещере старец. Пушкин.. ..

Пещера

Слово было заимствовано из старославянского языка, имевшее в исконном варианте вид печора (в таком виде это слово сохранилось в названии реки). Восходит к рекгь (печь – "печка"). Буквальное значение слова пещера – "похожая на печь".. ..

Пещера

Заимств. Из ст.-сл. Яз. (ср. Искон. Печора), где оно является суф. Производным от пешть (печь «печка»). Пещера буквально — «похожая на печь». См. Печь (. ..

Пещера

Пеще́ра см. Печо́ра.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Пещера

(antrum) - 1. Полость, особенно углубление в кости. Сосцевидная пещера (mastoid (или tympanic) antrum) представляет собой полость в сосцевидном отростке височной кости, сообщающуюся сзади с сосцевидными ячейками, а спереди - с полостью внутреннего уха. 2. Часть желудка, примыкающая к привратнику (привратниковая или желудочная пещера (pyloric или gastric antrum)).. ..

Пещера

Пеще́раполость в поверхностных толщах земной коры, сообщающаяся с поверхностью одним или несколькими отверстиями. Большинство пещер – карстовые (образуются путём выщелачивания и размыва известняков, доломитов, гипсов и др.), встречаются и в ледниках. В пещерах часто имеются причудливые натёчно-капельные образования в виде сосулек и колонн (сталактиты и сталагмиты). Различают горизонтальные, наклонные, вертикальные и сложные пещеры. Встречаются и многоэтажные. По величине различны. Пещеры в виде ..

Пещера

ПЕЩЕРА, расположенная под землей полость естественного происхождения. Существуют различные типы пещер - прибрежные, образованные волновой эрозией, ледовые, образующиеся в ледниках, и ЛАВОВЫЕ пещеры. Самые большие пещеры образуются в карбонатных породах, например, в известняке. Эти породы непроницаемы для влаги, но растворяются в подводных реках или подпочвенных водах, образуемых за счет дождя.. ..

Пещера

-пещер в Палестине огромное количество. В древности они использовались для жительства (Быт 19.30. Евр 11.38), для убежища (Суд 6.2. 1Ц 13.6), для укрытия стад и особенно часто-для захоронения (Быт 23.9. Ин 11.38). Город Села (см.) был городом пещер. Многие из пещер Палестины значительных размеров и поэтому могли безопасно скрывать 50 человек (3Ц 18.4) и даже 400 или 600 человек (1Ц 23.13. 24.4). По-видимому, еще до сих пор есть пещеры, которые остались незамеченными исследователями. В нескольких..

Пещера

Горы Палестины большей частью состоят из известняковых пород. В результате выщелачивания и размыва известняка в горных массивах образуются полости, имеющие выход наружу, - П. (Суд 6:2). В Библии П. Упоминаются довольно часто. Они служили "логовищами" для зверей (Иов 37:8 - в Синод. Пер. - "убежище"). В П. Укрывались люди (Быт 19:30), напр. В них прятались беглецы (ср. 2Цар 17:9. Иов 30:6. Евр 11:38). См. Одоллам. В П. Махпела (Быт 23:9)находились могилы семейства Авраама и его потомков (см. Хевр..

Пехар

(pe-har), в тибетской мифологии божество - владыка тхеурангов. Известно также под именем «Белое тхеу неба». Представляется в облике горного всадника в белом как снег панцире, шлеме из алмазов, в высоких сапогах. Атрибуты П. - боевое копьё, гадательная стрела. Два его спутника - «Чёрное тхеу земли» и «Пёстрое тхеу среднего мира». По одной версии, П. Родился с головой птицы кьюнг и телом человека, вылупившись из яйца, которое отложила богиня Лумо, живущая в озере Манасаровар. По другой версии, род..

Пехи

(пикты) - в шотландском фольклоре крохотные мифические существа с рыжими волосами и длинными руками Поскольку дневного света пехи не выносили, башни они строили по ночам - за ночь целую башню. На рассвете крохотные существа скрывались в своих пещерных жилищах.(Источник. «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»). ..

Пи

В мифологии кхонтхаи (сиамцев, основного населения Таиланда) духи. П. Делятся на три класса. Духи умерших людей, земные духи, не связанные с человеческим существом по происхождению. Духи неземных миров. Считалось, что наиболее опасны земные духи, особенно духи джунглей. Обезвредить их можно, умилостивив жертвоприношением на специальных алтарях. Некоторые из земных духов хорошо относятся к людям, как, например, П. Руен, дух - хранитель жилого дома, П. Паун, могущий стать слугой человека, П. Нанг ..

Пиаст

В ирландском фольклоре огромный водяной змей с крупной круглой головой на длинной гривастой шее. Чудовище обитает в озере Лох-Ри. Несмотря на свою устрашающую внешность, пиаст очень робок и на сушу выбирается крайне редко. Считается, чтобы пиаст не перевернул рыбацкие лодки, его поят бренди — выливают ему в глотку по целому бочонку.(Источник. «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»). ..

Пещера

Символ вселенной (Порфирий). Олицетворяет центральный пункт, средоточие, центр мира, сердце. Место соединения личности с высшим это, место встречи божества с человеком, поскольку все умирающие боги и спасители рождены в пещерах. Внутреннее эзотерическое знание, то, что спрятано. Место инициации и второго рождения. Пещера - это женский принцип, утроба Матери-Земли в ее защищающем аспекте. Это одновременно место и погребения, и возрождения, тайны, приращения и обновления, откуда человек возникает ..

Дополнительный поиск Пещера Пещера

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пещера" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пещера, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа