Пещера
В мифопоэтической традиции П. Как нечто внутреннее и укрытое противостоит миру вне её как невидимое видимому, тёмное светлому. П. Иногда замещает дом, но в ней, скорее, спасаются от опасности, чем живут, или укрываются от мира, предаваясь аскезе, ср. Пещерник (П. - естественное жилище для существ хтонического типа). В отличие от дома, П. Укрыта, незаметна для глаза, нелегко впускает и ещё труднее выпускает человека, непроницаема. В неё не смотрят и из неё не выглядывают, не наблюдают (редкие исключения составляют отрицательные хтонические персонажи, которые высматривают свою жертву из П. Как из окна иного мира, царства смерти, это окно нередко совпадает с единственным оком, как у Полифема). В П. Совершают захоронения, хотя П.
Противопоставлена обычно и могиле, и подземному царству. В П. Темно, т. Е. Безвидно, как в хаосе (в известном смысле П. И есть хранилище остатков хаотической стихии), поэтому в ней можно только слушать, но нельзя видеть (отсюда - двуединый образ. П. Как ухо и ухо как П.). Внутреннему пространству П. Присущи, как правило, бесструктурность, аморфность, спутанность (иногда обитающее в П. Существо имеет спутанные волосы, перепутанную шерсть и т. Д.). В П. Сознание и разум, логика уступают место слуху, осязанию, инстинкту, интуиции, тёмному вожделению. П. Может выступать как символ условий, в которых возможно только неподлинное, недостоверное, искажённо-искажающее знание и неполное существование. В философском мифе о П. (VII книга «Государства» Платона) земное бытие человека уподобляется положению прикованных узников, находящихся на дне П.
Повёрнутые лицом к стене, они могут видеть перед собой только тени людей, проходящих перед П., - единственное их знание о реальном мире.П. - сакральное убежище, укрытие. Ср. Образ П. В связи с Полифемом, Паном, Эндимионом, сатирами, нимфами, Зевсом-ребёнком в греческой традиции, Пани, Валой, скрывающими похищенный скот в П., в ведийской мифологии, японский миф о богине Аматэрасу, удалившейся в П., мотив захода солнца в П. И его восхода из П. И т. Д. В библейской традиции неоднократно скрываются в П. Израильтяне, цари, пророки, Давид и др. Ср. Иис. Нав. 10, 16. Суд. 6, 2. 1 Царств 13, 6 и 17, 1. 2 Царств 17, 9 и 23, 13. 3 Царств 18, 4 и 19, 9. Быт. 19, 30. Апок. 6, 15. Семь спящих отроков и т. Д. В П. Скрываются от мира отшельники, в П. До времени находятся спящие короли, пророки, вожди, герои (ср.
Король Артур, Фридрих Барбаросса), очарованная царевна, спящая красавица, хозяин или хозяйка горы и т. П. Иногда тема укрывания в П. И выхода из неё связывается с персонифицированным образом света и огня - Сандрильоной (Золушкой) или её восточным аналогом (ср. Биби-Сешанби).Огонь, очаг в П. Иногда уподобляются яйцу (желток в скорлупе) или солнцу (огонь в небесной оболочке, ср. Церковнослав. «пещера» от «пещь», рус. «печера», «печора», «печь» и т. П.).Особый круг составляют мифологические мотивы о чудовище или животном в П. (ср., например, миф индейцев северо-западного побережья Америки о койоте, убившем пещерное чудовище). Распространены представления о П. Как месте, где находятся ветры, дожди, облака, рассматривающиеся или как губительные, разрушительные стихии, или как носители или возбудители плодородия.П.
Включается в комплекс жизнь - смерть - плодородие, как одновременно место зачатия, рождения и погребения, источник и конец. С П. Связывается сила страсти, вожделения. Иногда эта страсть равносильна смерти (ср. Легенду о Тангейзере, навечно заключённом в горе-П. Венеры, и развитие соответствующих ассоциаций в «Волшебной горе» Т. Манна) или влечёт за собой смерть (ср. Первую любовную встречу Дидоны и Энея, «Первым к гибели шагом был этот день...», Verg. Aen. IV 169), ср., однако, облегчённые варианты - бесчисленные гроты для любовных утех в «галантной» европейской живописи и литературе. П. - лоно земли, её vagina, детородное место и могила одновременно. Земля покровительствует соитию в П. - своём лоне (когда Дидона и Эней остаются в П.
Наедине, «первой Земля и творящая браки Юнона знак подают...», IV 166-167), она рождает в П. И через П. В апокрифическом евангелии Фомы П. - место рождения Иисуса Христа, иногда образ ребёнка-Христа продолжает и дальше связываться с П., ср. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи. С образом П. Во многих традициях связываются антропогонические мифы. Первочеловек вылезает из подземного царства (иногда по дереву) через П. (ср. Также миф о происхождении ацтеков из «места семи пещер», представления индейцев о том, что не только люди, но и солнце и луна родились в П.). Земля в П. Принимает в себя мертвых. В П. Похоронил Сарру Авраам (Быт. 23, 19), в ней же сыновья похоронили и самого Авраама (25, 9), позже в этой П. Был похоронен и Иаков (49, 29-32 и 50, 13), в П.
Покоился воскрешённый Христом Лазарь (Ио. 11, 38), высеченное в скале пространство, в которое был помещён гроб Иисуса Христа, по описанию, скорее было П. (Матф. 27, 60, Мк. 15, 46, Лук. 23, 53). Ср. Также пещерные захоронения первых христиан, сходные погребения у евреев, финикийцев и др. Под землю, в П. Может удаляться умирающий и воскресающий бог плодородия, иногда также бог-громовержец. Наиболее ранним примером связи П. - смерть - воскресение является наскальная палеолитическая живопись в П. (см. В ст. Изобразительное искусство и мифология). Слияние в образе П. Идей жизни, смерти и воскресения объясняет не только то, что П. Использовались как святилища, но и то, что раннехристианские храмы (как и митреумы) имели пещерный облик (ср.
Интерьер сирийской, армянской и коптской церквей, а также «пещерообраз-ность» алтарной апсиды в сочетании с конхой). Сам храм-П. Представляет собой модель вселенной (ср. Сообщение Порфирия о том, что Зороастр создал П. Для почитания Митры, «П. Имела подобие вселенной, которую создал Митра, а вещи внутри её. Были символами космических элементов и зон», De antr. Nymph. 6). Есть основания гностический образ света, который и во тьме светит (Ио. 1, 5), объяснять через концептуальную схему П. (свет в П., как и огонь в ней, типологически сопоставим с теофанией, имеющей место в П., ср. Явление бога укрывшемуся в П. От гнева Иезавели Илии, 3 Царств 19,9).П. Нередко локализуется или на высокой горе, или в глубокой впадине, ущелье, она обращена с земли или к небу, или к подземному царству.
В первом случае П. - место слияния матери-земли с отцом-небом, во втором (что в мифологических и фольклорных текстах встречается чаще) - место, где находится вход в нижний мир (здесь П. Выступает как своего рода антигора, или гора подземного царства). Как вход в иной мир П. Представляет собой опасность. Здесь обитают стражи этого входа, здесь особенно важно знать правила поведения, соблюдать табу и т. Д. Известны и контаминированные случаи. П. Находится на горе, но является ходом в нижнее царство (ср. Многие сказки типа AT 301).Лит. Мацокин Н. П., Японский миф об удалении богини солнца Аматерасу в небесный грот и солнечная магия, Владивосток, 1921 (< Известия Восточного факультета Государственного Дальневосточного университета», т.
66, в. 3). Spengler О., Der Untergang des Abendlandes, IS Autl., Bd 2, Munch., 1922. Beit Н. Von, Symbolik des Marchens, Bd 1-3, Bern, 1952-58. Hocart A. М., Kings and councillors, Chi.-L., 1970, p. 171, 229, 238. Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, p. 1, N. Y., 1962, p. 300, 659, pt 2, p. 1068;Robert F., Thymele. Recherches sur la signification et la destination des monuments circulaires dans l'architecture religieuse de la Grèce, P., 1939;Jobst W., Die Höhle im griechischen Theater des 5 und 4 Jahrhunderts vor Christus, W., 1970.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Пещера
На нашем сайте Вы найдете значение "Пещера" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пещера, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 6 символа