Протоиндийская Мифология

95

Мифологические представления древнего населения Северо-Западной Индии, создателей т. Н. Хараппской культуры, представляющей городскую цивилизацию долины Инда (3-2-е тыс. До н. Э.), тесно связанную с древними культурами Белуджистана и Синда. Сведения о П. М. Получены на основании анализа найденных в долине Инда (Мохенджо-Даро, Хараппа и др.) культовых сооружений и различных объектов культового характера (терракотовые статуэтки, символические сооружения из камня, амулеты, изображения на печатях, табличках с протоиндийскими надписями и др.). Сравнение этих объектов с типологически сходными явлениями, отмеченными в том же ареале (или по соседству) в более позднее время, позволяет не только дать интерпретацию некоторых мифологических представлений хараппской культуры, но и показать весьма значительную устойчивость ряда существенных ритуально-мифологических моделей и схем.

Прежде всего это относится к разным аспектам культа плодородия. Среди статуэток, находимых при раскопках памятников хараппской культуры, особенно многочисленны стандартные женские фигурки из глины, видимо, изображающие великую богиню-мать, культ которой, как и соответствующие изображения, до сих пор относится к числу наиболее распространённых и интимных обычаев в индийской деревне. Мужской аспект плодородия связан с встречающимся на печатях изображением рогатого и трёхликого божества, восседающего на троне или на земле в ритуальной позе (с поджатыми ногами). Между рогами - вырастающая из головы ветвь с цветами. Вокруг животные - олени или антилопы, носорог, слон, буйвол, тигр. По своему типу это изображение наиболее близко образу Шивы-Пашупати, господина зверей.

Впрочем, иногда и женские изображения снабжены рогами и связаны с растительными мотивами. Такова сцена на одной из табличек из Мохенджо-Даро. Богиня с рогами находится в разветвлении священного фигового дерева, перед ней в позе почитания рогатый адорант также, видимо, божественного происхождения. У него между рогами ветвь с цветами и листьями. Позади него - козёл с человеческим лицом. Под этой сценой - семь фигур, вероятно, богинь с длинными косами и ветвью на голове. По-видимому, они относятся к нижнему миру. В частности, их сравнивали с богиней оспы Ситалой и её шестью сестрами. Сама же рогатая богиня сопоставлялась с Лакшми. В контексте мотивов, связанных с плодородием, находят своё место многочисленные фаллические символы из камня конусообразной формы [ср.

Поклонение линге (обливание её водой, умащивание маслом, обращение к ней, в частности женщин) в культе Шивы в Индии вплоть до последнего времени (секта лингаитов)]. Ср. Изображение на печати трёхликого персонажа в итифаллическом состоянии. Этим символам, видимо, соответствуют женские символы (йони) в виде каменных колец. В связи с символами этих двух родов выдвигалось мнение о том, что сочетание их отражено в архаичных колоннах, в основании своём выходящих из каменного кольца. В протоиндийской цивилизации засвидетельствованы также игры типа шахмат или шашек, в которых употреблялись фишки фаллической формы (известно немало типологических параллелей, где разные стороны в играх такого рода обозначаются как «мужская» и «женская» и фигуры уподобляются соответствующим символам, ср.

Кетские «шахматы»). Особый мифологический мотив - животные у дерева или женщина у дерева - отмечен на ряде протоиндийских печатей. Весьма характерно, что из деревьев изображаются только два вида - ашваттха и пиппала, которые позже (в ведийской и индуистской традициях) выступают как образ мирового дерева (см. Древо мировое). Ср., например, изображение богини в дереве, бога на троне, буйвола и тигрицы, которое, как и ряд других сцен, справедливо рассматривается как своего рода конспект мифа. Не менее характерны случаи мультипликации ашваттхи. Ср. Женский персонаж между двумя стволами ашваттхи или ашваттху с четырьмя ветвями, около которой две держащиеся за неё фигуры. Особенно многочисленны на печатях и таблицах изображения животных - тура, быка, буйвола, носорога, слона, тигра, гавиала с рыбой, антилопы, козла, змей (при этом почти полностью отсутствуют изображения льва.

Даже в протоиндийском изображении, соответствующем по типу известному образу Гильгамеша, держащего двух львов справа и слева от себя, львы заменены тиграми). Нередки изображения фантастических гибридных животных - антропотризавра (бык с лицом человека, хоботом слона, хвостом тигра), тура - трикефала (верхняя голова - антилопы, нижняя - быка), носорога - трикефала эктозавра (звездообразная фигура с головами разных животных). В ряде случаев изображаются животные, следующие друг за другом (политерионы). Есть основания полагать, что некоторые протоиндийские изображения животных предвосхищают более поздний мотив вахан и докапал, воплощённых в животных (можно говорить и о протоиндийских соответствиях более поздней системе образов зодиака).

Несомненно, с идеей плодородия были связаны и символы, встречающиеся в протоиндийских табличках [свастика, трилистник, нечто напоминающее древнеегипетский «джед», колесо с шестью спицами, видимо, как образ солнца (ср. Шестилучевую фигуру с головой тура, сопоставленную Э. Маккеем с солнцем)]. Исследователи указывали на ряд протоиндийских параллелей (а, возможно, и источников) к индуистским мифам, связанным с Шивой и его жёнами, Вишну (ср. Аватару Вишну-вепря в связи с космогоническим мифом), Скандой, с обращением к астрономическому и календарному коду. Стоит обратить внимание на то, что протоиндийский мифологический материал апеллирует прежде всего к индуистскому (шиваизм, вишнуизм) комплексу, а не к более близкому по времени ведийскому, а также на нередкие факты обнаружения ближайших параллелей не в Северной Индии, а на дравидском юге.

Эти особенности существенны с точки зрения исторических связей протоиндийской мифологии, которая всё чаще объясняется как протодравидская. Вместе с тем уже первыми исследователями культуры древней долины Инда отмечены разительные параллели и, видимо, прямые заимствования из культуры шумерского круга (ср. Хотя бы протоиндийскую параллель к образам Гильгамеша и Энкиду).Рассмотрение некоторых важнейших тем и образов протоиндийской мифологии существенно в силу того обстоятельства, что в комплексе индуистской мифологии обнаруживается немало отражений и продолжений мифологических, религиозных и ритуальных идей, впервые отмеченных на территории Индии в памятниках именно протоиндийской цивилизации и продолжающихся вплоть до низовой «деревенской» мифологии современной Индии.Лит.

Волчок Б. Я„ Изображения на объектах с протоиндийскими надписями, в сб. Предварительное сообщение об исследовании протоиндийских текстов, М,, 1965. Её же, К интерпретации некоторых протоиндийских изображений, в сб. Сообщение об исследовании протоиндийских текстов. Proto-Indica. 1970, М., 1970. Её же, Протоиндийские божества, там же, т. 2, М., 1972. Её же, Протоиндийские параллели к мифу о Сканде, там же. Бонгард-Левин Г. М„ Ильин Г. Ф., Древняя Индия, М., 1969. Wheeler М., Five thousand years of Pakistan. An archaeological outline, L., 1950. Его же, Indus civilization, Carnb., 1953. Его же, Civilizations of the Indus Valley and beyond, L., 1966.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Протесилай

(Πρωτεσίλαος), в греческой мифологии сын царя фессалийского города Филаки Ификла. Будучи в прошлом одним из женихов Елены (Hes. Frg. 199, 6), П. Принял участие в Троянской войне, выступив против Трои во главе ополчения на 40 кораблях. Несмотря на предсказание, что первый ахеец, высадившийся на берег Трои, погибнет, П. Первым соскочил с корабля и был убит Гектаром (Нот. Н. II 695-702. Apollod. Epit. Ill 30). Ряд источников приписывает П. Значительную роль во время неудачной экспедиции греков прот..

Противостояние

С моделью двуединого мира вед, видимо, связано представление о двух группах могущественных сверхъестественных существ — асурах и богах, борьба между которыми рассматривается как основополагающая концепция ведийской мифологии (Кейпер, 1986, 31 и ел.) Как уже говорилось, асуры (asura) и боги (devah) уходят своими корнями в индоевропейскую древность. В религии иранцев термин asura входит в имя верховного бога Ахурамазды, девы же — это класс враждебных Ахурамазде небогов, демонов. В ведийской религ..

Протокол

Начало папирусного свитка, утолщение приклеиванием нескольких кусков папируса, которые служили защитой написанной части и оставались не исписанными. Кусок соответственного назначения в конце свитка называли эсхотоколлом ("приклеенный в самом конце").В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Проторен

(Protogenes, Πρωτογένης). Греческий живописец, родом из Карий, живший в конце IV в. До Р. X., преимущественно в Родосе.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Протоиндийская Мифология Протоиндийская Мифология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Протоиндийская Мифология" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Протоиндийская Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 24 символа