Пушан

160

(др.-инд. Pûsán, вероятно, от pus, «расцветать»), в древнеиндийской мифологии божество, связанное с солнцем, с плодородием, с путём. В ряде случаев отмечаются антропоморфные черты П. И портретные детали (топчущая нога, правая рука, взлохмаченные волосы и борода, беззубость). Его атрибуты - золотой топор, шило, стрекало, колесница, запряжённая козлами вместо коней. О солнечной природе П. Свидетельствуют его нахождение на небе, постоянное движение, наблюдение за всеми существами. Золотой корабль П. Движется в небесном море (РВ VI 58,3). Небесный путь П. Цикличен, он связан с вечным повторением, у него два пространственно-временных фокуса. П. Родился на высоте и вторично - в глубине, в яме. Рождение было в ночи года (VI 58, 1), в середине ночного часа, на юге.

В другой раз он родился в середине года на севере.Американская исследовательница С. Крамриш подчеркнула эти два положения П. (зенит и надир), определяющие два направления - вниз и вверх и вертикаль, соединяющую их и символизируемую образом Аджа Экапада. В названии последнего скрыто обозначение козла, животного П. Сюжетно П. Также связан с солнцем. Он женится на дочери солнца, является послом солнечной Сурьи и т. Д. Одна из основных черт П. - его отношение к пути. Он - «повелитель пути» (VI 53, 1), охранитель дорог, спаситель от ложных путей. П. Знает пути истины, находит путь к богатству, провожает умерших по пути предков (РВ Х 17, 3-5. АВ XVI 9, 2. XVIII 2, 53. Отсюда связь с богом смерти Ямой и просьбы типа. «Пусть Яма, П.

Защитят нас от смерти», АВ XIX 20,1). Путь П. Приводит к избавлению от амхас, хаотического обуживающего начала, к выходу в мир широкого космического пространства, поэтому его называют «избавителем», «освободителем», «сыном избавления». П. Заполняет воздушное пространство. Он приносит пищу, богатство, успех, открывает сокровища, предоставляет убежище, он - хранитель скота и пастух всего сущего, он щедр, доброжелателен (в частности, к поэтам, покровителем которых он считается, ср. РВ II 40, 6. VI 55, 3, 5. VIII 4, 16. IX 67, 10). П. Связан узами дружбы со всеми богами, всегда готов прийти на помощь. Он защищает своих приверженцев и враждует с клеветниками, ворами, разбойниками. П. Вручает невесту жениху (РВ Х 85. Ср. АВ XIV 1, 15, ЗЗ-о роли П.

В свадебном ритуале). Идея максимального плодородия, особой сексуальной силы отражена в мотивах инцеста, относящихся к П. Он - любовник своей сестры и претендует на то, чтобы стать женихом своей матери (АВ VI 55, 4-5), ср. Мотив обилия волос и отсутствия зубов (IV 30, 24) у П. Беззубость П. Объясняется в истории жертвоприношения Дакши (Шат.-бр. I 7, 4, 1-9. Тайтт.-бр. II 6, 8, 3-5. «Кау шика-брахмана» VI 13, ср. Также эпические версии). Не приглашённый на жертвоприношение Рудра выбивает концом своего лука зубы П. (а потом, смилостивившись, возвращает их ему). Есть основание усматривать в этом эпизоде переосмысление одного из мотивов архаичной схемы - наказание П. За некий грех (нарушение пищевого запрета. - отсюда каша как еда П.) частичным поражением.

Вместе с тем нужно иметь в виду мотив выжимания сока сомы зубами и смешивания его с кашей в истории Апалы (сам П. Тесно связан с Сомой. В частности, он находит скрытого Сому, ). Ср. Также обилие волос и отсутствие зубов у П. С выпадением волос и сильными зубами у Апалы. Есть свидетельства ещё одного мотива - помощь П. Своему другу и брату Индре во время его битвы с Вритрой (ср. РВ VI 57, 1-3). П. Связан и с Ашвинами и Праджапати, выступающими как его отцы. С Вач, которая несёт его, с Ваю. Позднее роль П. Становится менее значительной. Его имя появляется всё реже и реже. В ритуале П. Ведёт жертвенную лошадь к месту жертвоприношения. В целом для П. Характерно сочетание небесных и хтонических (он друг неба и земли, VI 58, 4), антропоморфных и териоморфных черт.

Индоевропейские истоки П. Очевидны, ср. Др.-греч. Πάν (из *Рâûson-), прус. Pus (k) aitis и косвенно имя авест. Демона Араоšа.Лит. Топоров В. Н., Об индоевропейских соответствиях одному балтийскому мифологическому имени. Балт. Puš(k)ait-. Др.-инд. Pûsán, др.-греч.Πάν, в сб. Балто-славянские исследования, М., 1974, с. 16-27. Flensburg N. Bidrag till Rigvedas Mytologi Om Guden Pusan i Rigveda, «Lunds Unlversltete Arsskrift», 1909, t. 5, s. 1-49. Atkins S. D., Pusan in the Rig-Veda, Princeton, 1941. Его же, Pûsán in the Sama, Yajur, and Atharva Vedas, «Journal of American Oriental Society», 1947, v. 67, № 4, p. 274-95. Kramrisch S., Pûsán, там же, 1961, v. 81, № 2, p. 104-22. Dandekar R. N., Pûsán, the astoral God of the Veda, «New Indian Antiquary., 1942, v.

5, p. 49-66. Machek V., Origin of the Gods Rudra and Pusan, «Archlv Orlentalni», 1954, t. 22, № 4, s. 544-62. Eidlitz W., Die Indische Gottes Liebe, Olten-Freiburg. 1966.В. Т.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Пушан

ПУШАН - в ведийской мифологии бог - покровитель путей, дорог, посол Сурьи. Дает людям плодородие и удачу. Представлялся бородатым и беззубым, в колеснице, запряженной козлами.. ..

Пушан

(санскр. Pûsha = "питатель" от push = "питать, заботиться о ком") — в древней индийской мифологии (ведийского периода) благотворное божество довольно неопределенного характера, хотя в Ригведе о нем часто идет речь (120 раз), и он занимает там более видное место, чем Вишну. В позднем ведийском и послеведийском периодах он упоминается все реже и реже. К числу особых признаков П. Принадлежат золотое копье и бодец или острая погонялка. Колесница его, которой он искусно управляет, запряжена козлами. ..

Пушан

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Пушан

В ведийской мифологии бог - покровитель путей, дорог, посол Сурьи. Дает людям плодородие и удачу. Представлялся бородатым и беззубым, в колеснице, запряженной козлами.. ..

Пушан

Древнее солярное божество Вед, покровитель скота и путей, обеспечивающий их безопасность. Носит стрекало, его колесницу влекут козы. В послеведийской мифологии заметной роли не играет. Включается в группу Адитья.В. Эрман . ..

Пушан

(Санскр.) Ведийское божество, истинное значение которого для востоковедов остается неизвестным. Оно охарактеризовано как «Питающий», кормящий все (беспомощные) существа. Эзотерическая философия объясняет смысл этого. В «Таиттирия Брахмане» о нем говорится. «Когда Праджапати создал живые существа, питал их». Потому это есть та же таинственная сила, которая кормит зародыш и нерожденного младенца, с помощью Осмозиса, и которая названа «атмосферической (или акашной) кормилицей», и «отцом кормильцем..

Путхен

В мифологии народа куки на северо-востоке Индии и в Бангладеш (тибето-бирманская группа) верховное божество. П. Благожелателен к людям. Там, где он обитает - где-то на севере, по-видимому в Тибете, находится рай. Туда П. Пропускает только достойных. Сын П. По имени Гхумокши - злое божество.я. Ч.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Путь

В мифопоэтической и религиозной моделях мира образ связи между двумя отмеченными точками пространства, Постоянное и неотъемлемое свойство П. - его трудность. П. Строится по линии всё возрастающих трудностей и опасностей, угрожающих мифологическому герою-путнику, поэтому преодоление П. Есть подвиг, подвижничество путника. Начало П. - небо, гора, вершина мирового дерева, дворец, святилище храма и т. П. Для богов или дом для сказочного героя, участника ритуала - не описывается развёрнуто или оно не..

Пушкайтс

Пушайтс (Puschaits, Puschaitis, Puschkayts, Puschkaitus), в прусской мифологии божество, связанное с землёй и находящееся под священной бузиной (в описании ритуалов древней Судавии, 1547). Согласно «Хронике» Бреткунаса (кон. 16 в.), П. - божество, ведающее плодами земли, в частности злаками, по Я. Малецкому (позже - по Я. Ласицкому), - покровитель священных рощ. П. Входит в тетраду богов с природно-хозяйственными функциями, наряду с Аушаутсом, Пильвитсом и Пергрубрюсом, которому П. Противопостав..

Пхатувчунг

В мифологии ахомов (северо-восточная Индия, тайская языковая группа) высшее божество, создатель мира. Первоначально ничего не существовало, кроме мирового океана и сияния света, которое и было П. Открывший глаза П. Вынул из своей груди бога Кхунтхивкхама, который преклонился перед П. Из одной половины тела этого бога П. Создал краба, опустившегося на дно, чтобы поддерживать прекрасный остров, созданный П., - землю. Из другой - мировую змею Лака. Змея обвила краба. На севере земли П. Создал миров..

Дополнительный поиск Пушан Пушан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пушан" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пушан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа