Пушан
(др.-инд. Pûsán, вероятно, от pus, «расцветать»), в древнеиндийской мифологии божество, связанное с солнцем, с плодородием, с путём. В ряде случаев отмечаются антропоморфные черты П. И портретные детали (топчущая нога, правая рука, взлохмаченные волосы и борода, беззубость). Его атрибуты - золотой топор, шило, стрекало, колесница, запряжённая козлами вместо коней. О солнечной природе П. Свидетельствуют его нахождение на небе, постоянное движение, наблюдение за всеми существами. Золотой корабль П. Движется в небесном море (РВ VI 58,3). Небесный путь П. Цикличен, он связан с вечным повторением, у него два пространственно-временных фокуса. П. Родился на высоте и вторично - в глубине, в яме. Рождение было в ночи года (VI 58, 1), в середине ночного часа, на юге.
В другой раз он родился в середине года на севере.Американская исследовательница С. Крамриш подчеркнула эти два положения П. (зенит и надир), определяющие два направления - вниз и вверх и вертикаль, соединяющую их и символизируемую образом Аджа Экапада. В названии последнего скрыто обозначение козла, животного П. Сюжетно П. Также связан с солнцем. Он женится на дочери солнца, является послом солнечной Сурьи и т. Д. Одна из основных черт П. - его отношение к пути. Он - «повелитель пути» (VI 53, 1), охранитель дорог, спаситель от ложных путей. П. Знает пути истины, находит путь к богатству, провожает умерших по пути предков (РВ Х 17, 3-5. АВ XVI 9, 2. XVIII 2, 53. Отсюда связь с богом смерти Ямой и просьбы типа. «Пусть Яма, П.
Защитят нас от смерти», АВ XIX 20,1). Путь П. Приводит к избавлению от амхас, хаотического обуживающего начала, к выходу в мир широкого космического пространства, поэтому его называют «избавителем», «освободителем», «сыном избавления». П. Заполняет воздушное пространство. Он приносит пищу, богатство, успех, открывает сокровища, предоставляет убежище, он - хранитель скота и пастух всего сущего, он щедр, доброжелателен (в частности, к поэтам, покровителем которых он считается, ср. РВ II 40, 6. VI 55, 3, 5. VIII 4, 16. IX 67, 10). П. Связан узами дружбы со всеми богами, всегда готов прийти на помощь. Он защищает своих приверженцев и враждует с клеветниками, ворами, разбойниками. П. Вручает невесту жениху (РВ Х 85. Ср. АВ XIV 1, 15, ЗЗ-о роли П.
В свадебном ритуале). Идея максимального плодородия, особой сексуальной силы отражена в мотивах инцеста, относящихся к П. Он - любовник своей сестры и претендует на то, чтобы стать женихом своей матери (АВ VI 55, 4-5), ср. Мотив обилия волос и отсутствия зубов (IV 30, 24) у П. Беззубость П. Объясняется в истории жертвоприношения Дакши (Шат.-бр. I 7, 4, 1-9. Тайтт.-бр. II 6, 8, 3-5. «Кау шика-брахмана» VI 13, ср. Также эпические версии). Не приглашённый на жертвоприношение Рудра выбивает концом своего лука зубы П. (а потом, смилостивившись, возвращает их ему). Есть основание усматривать в этом эпизоде переосмысление одного из мотивов архаичной схемы - наказание П. За некий грех (нарушение пищевого запрета. - отсюда каша как еда П.) частичным поражением.
Вместе с тем нужно иметь в виду мотив выжимания сока сомы зубами и смешивания его с кашей в истории Апалы (сам П. Тесно связан с Сомой. В частности, он находит скрытого Сому, ). Ср. Также обилие волос и отсутствие зубов у П. С выпадением волос и сильными зубами у Апалы. Есть свидетельства ещё одного мотива - помощь П. Своему другу и брату Индре во время его битвы с Вритрой (ср. РВ VI 57, 1-3). П. Связан и с Ашвинами и Праджапати, выступающими как его отцы. С Вач, которая несёт его, с Ваю. Позднее роль П. Становится менее значительной. Его имя появляется всё реже и реже. В ритуале П. Ведёт жертвенную лошадь к месту жертвоприношения. В целом для П. Характерно сочетание небесных и хтонических (он друг неба и земли, VI 58, 4), антропоморфных и териоморфных черт.
Индоевропейские истоки П. Очевидны, ср. Др.-греч. Πάν (из *Рâûson-), прус. Pus (k) aitis и косвенно имя авест. Демона Араоšа.Лит. Топоров В. Н., Об индоевропейских соответствиях одному балтийскому мифологическому имени. Балт. Puš(k)ait-. Др.-инд. Pûsán, др.-греч.Πάν, в сб. Балто-славянские исследования, М., 1974, с. 16-27. Flensburg N. Bidrag till Rigvedas Mytologi Om Guden Pusan i Rigveda, «Lunds Unlversltete Arsskrift», 1909, t. 5, s. 1-49. Atkins S. D., Pusan in the Rig-Veda, Princeton, 1941. Его же, Pûsán in the Sama, Yajur, and Atharva Vedas, «Journal of American Oriental Society», 1947, v. 67, № 4, p. 274-95. Kramrisch S., Pûsán, там же, 1961, v. 81, № 2, p. 104-22. Dandekar R. N., Pûsán, the astoral God of the Veda, «New Indian Antiquary., 1942, v.
5, p. 49-66. Machek V., Origin of the Gods Rudra and Pusan, «Archlv Orlentalni», 1954, t. 22, № 4, s. 544-62. Eidlitz W., Die Indische Gottes Liebe, Olten-Freiburg. 1966.В. Т.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Пушан
На нашем сайте Вы найдете значение "Пушан" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пушан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 5 символа