Раб

232

Слуга, шут. Как особый персонаж мифа противопоставлен мифологическому царю и часто равнозначен шутовскому царю и господину. В обрядовой сфере роль Р. Характерна для периодических ритуалов, во время которых происходит переворачивание социальной иерархии, когда роли властителей исполняют обладатели наиболее низкого социального ранга, и наоборот. «Низ» получает свою семантику от исходного мифологического квазипространственного низа, т. Е. Земли, земного лона, плодородящей загробности. Как низовые существа Р. Выполняют в мифе роль хтонических персонажей. По своей семантике Р. - персона смерти, так же как царь - персона жизни. Верх социальной иерархии - «жизнь», низ - «смерть». Поэтому в Риме приговорённый к смерти зачислялся в Р.

Загадочные «слепые Р.» скифов (Herodot. IV 2) также могут считаться мифологическим образом смерти, часто изображаемой незрячей. «. „рабом" первоначально и был умерший - тот, кого убивали в схватке с врагами. Раб - это „враг", смерть, которую нужно осилить и сделать царём, этот же раб, победив в поединке, становится царём. Так беглый раб боролся на жизнь и смерть со жрецом Дианы Арицийской и делался царём рощ и возлюбленным Дианы до нового поединка с новым рабом» (О. М. Фрейденберг). Это - своего рода резюме работ Дж. Фрейзера о царе-маге. Р. Замещает царя в смерти. Умерщвление царя заменяется умерщвлением Р., т. Е. Царя шутовского, мнимого. Царь как воплощение жизни умирает в Р. - воплощении смерти, чтобы родиться снова царём.

Так, хеттский царь обращается к своему обрядовому заместителю Р. - военнопленному со словами. «Смотри. Меня вновь. (божество?) родило».Ещё солярная школа мифологов обратила внимание на то, что в мифах боги и герои, в которых на первый план выступает световая (солярная, астральная и пр.) характеристика, проходят фазу рабства, означающую по своей семантике временную смерть (закат светила, исчезновение тепла и света). Аполлон временный раб царей Адмета и Лаомедонта, Геракл - Эврисфея. Исследования П. Сентива вскрыли в таких фольклорных персонажах, как Золушка или героиня сказки Перро «Ослиная кожа», световое божество, которое переживает фазу смерти, выраженную метафорами унижения, рабства, скитальчества, рубища и грязи (перепачканное, обезображенное лицо).

Под грязными лохмотьями скрыт сверкающий наряд (космического, небесного облика, как три платья Ослиной кожи), под грязной тряпицей - звезда на лбу героя и т. П. По Сентиву, всё это - короли и королевы карнавала. В этих сказках видят также отражение свадебного и (или) инициационного обряда. Любая из этих интерпретаций может быть согласована с использованием метафоры смерти - рабства, за которым следуют освобождение, свадьба, воскресение. «Рабством» передаётся и смерть духа вегетации. Так, например, Баал объявляет себя Р. Царя подземного царства, спускается в преисподнюю и умирает. Вместе с ним умирает растительность. Связь смерти царя и рабства выявляется и в таком позднем памятнике, как сатира Сенеки, который делает умершего императора Клавдия Р.

В преисподней. Поскольку временная смерть изображается как временное отсутствие, заточение и рабство (с последующим отвоеванием трона, царства и жены), в повествовательном фольклоре появляется мотив неузнанного в рабском облике тайно вернувшегося царя, который изгоняет узурпатора. Образец такого рода героя - в гомеровском Одиссее, исполняющем на пирах женихов Пенелопы роль прислужника и нищего-попрошайки. Здесь же, возможно, следует усматривать генезис огромного числа мифов, сказок и преданий (а затем и литературных сюжетов) о подкидышах - принцах и принцессах по происхождению или даже детях богов, которые воспитываются в крестьянском доме или являются Р., слугами, но в конце концов бывают опознаны, получают царство и вступают в брак с царской дочерью (сыном).

Мифологический образец сокрытия царского достоинства под рабским обличьем преобразовывал исторические предания. Так, в сказаниях о царе Соломоне, исследованных А. Н. Веселовским, Асмодей (смерть, чёрт) завладевает престолом Соломона, который, как нищий, просит у дверей подаяния. Иисус, терпящий поношения толпы и насмешки римских солдат, ещё немецким исследователем 19 в. П. Вендландом был поставлен в связь с царём сатурналий. Царь-мессия иудаизма в христианстве становится в одно и то же время Р. На земле и царем на небе (царство не от мира сего), причем небесный царь претерпевает рабскую смерть. Христианская проповедь грядущего блаженства сирых, убогих и бедных. Р., а не господ в народных «изводах» легко приобретает привычную форму мифологического утопизма.Прохождение фазы временной смерти породило в мифологическом повествовании фигуру двойника.

Герой остаётся в жизни, а его двойник умирает. Таковы Геракл и Ификл, близнецы Диоскуры, Ахилл, теряющий Патрокла, Гилъгамеш, расставшийся с Энкиду, Тесей. Покинувший в преисподней Перифоя. Двойник может быть другом, братом, но может быть рабом и слугой, коль скоро метафора смерти влечёт за собой такую аранжировку двойничества. Р. И хозяин, слуга и господин (напр., Вата и Анубис в «Сказке о двух братьях») - это вариант пары смертного и бога (как Кастор и Полидевк), злой и благой силы (как Ахурамазда и Ангро-Майнью). Преданность Р. Или слуги, как и кровные узы, передаёт семантическое тождество персонажей, а травестия двойников, представительство одного за другого (Патрокл в доспехах Ахилла, передача части бессмертия Полидевка Кастору, переодевание принца и нищего и т.

П.) служит нейтрализации значимых оппозиций, поиску равновесия и медиации полярных противоположностей (так же как обрядовая травестия и обмен ролями). Мифологемы т. Н. «карнавала» и близнечная мифология непосредственно объединяются в иранском Йиме. Иима - первый царь золотого века, в котором не было ни холода, ни старости, ни смерти. С другой стороны, Иима - первый умерший, принёсший смерть людям и ставший царём загробного мира. И этот двойственный персонаж оказывается шутовским царём (=«раб») на иранском празднике «дня года», во время которого воспроизводится блаженное состояние начала мира, а в качестве «карнавального» (шутовского, временного) царя Йима получает имя Xšaeta, что, видимо, означает «близнец-царь», в то же время само имя Yima, вероятно, связано с *iem-, передающим идею слияния, объединения двоичных противопоставлений.

Иима параллелен другому царю золотого века, хтоническому божеству Сатурну. Празднование сатурналий, так же как «дня года», совершается в память о золотом веке. На нём избирается шутовской царь, а рабы занимают положение господ. Это характерное для сатурналий переворачивание социального статуса как бы добавляет недостающий элемент к комплексу Иимы - царя-раба, «близнеца самому себе».Р. Как метафора смерти тесно связан ещё с несколькими её метафорами, прежде всего с такой метафорой смерти, как глупость и безумие, временное помрачение, юродство, характеризующие период мытарств мифического героя, его временной гибели. Таковы Геракл (ср. «Безумный Геракл» Еврипида), по некоторым версиям, - Одиссей (Hyg. Fab. 95), Тристан, Сехизмундо у П.

Кальдерона, Гамлет и др. В шуте-дураке-Р. Как носителе смерти персонифицируется священная роль смеха. Обрядовая функция срамословия - животворящая и плодотворящая. В этой своей функции срамословие и насмешки сопровождают смерть мнимого шутовского царя-Р. Однако осмеянию подлежит не только изгоняемый и развенчиваемый шутовской царь (умирающая смерть), но и реальный властитель, римский триумфатор (а также брачующиеся и погребаемые). И тогда осмеяние не обращено на Р., но от Р. Исходит. Обязанность шута-дурака-Р.-юродивого, его семантическая принуждённость к акту благодетельного животворящего смеха со временем начинает восприниматься как «право» придворных шутов, прерогатива священных безумцев. Со временем ритуальное срамословие приобретает черты чисто негативного порицания, обличения, сатиры.

Другая метафора смерти - «голод», и потому Р., слуга и шут получают характеристику вечно алчущего обжоры, в комедии - амплуа парасита и повара. Р. Прожорлив, как прожорлива и ненасытна смерть. Многочисленные национальные шуты носят поэтому как воплощения обжорства имена различных блюд (см. Также Еда), а шутовской царь сатурналий и европейский бобовый король являются распорядителями обжорства и пьянства.Рядом с метафорой обжорства стоит ещё одна метафора плодотворящей смерти - брак. Известны обряды священного брака, в которых исполнителями были осуждённые на смерть преступники (ср. Апулей, «Метаморфозы» Х 29, 34-35). Бобовый шутовской царь венчается с шутовской царицей. Параллельно браку и пиру хозяев в античной комедии справляется брак и пир Р.

(ср. Свадьбу пары слуг в европейской литературе). Выход из рабства и обретение царства параллельны возвращению супруги (Нала и Дамаянти, Одиссей и Пенелопа). История героев типа Ивана-дурака или Золушки завершается браком. Своего рода сатурналии брака происходили во время аргосского праздника гибристика, на котором Р. Становились обрядовыми супругами свободных женщин и получали таким образом роль женихов (== «царей»).Реализация мифологических представлений о Р. В действенных формах (обряд) несколько отличается от реализации в формах повествовательных. Так, в обряде царь и Р. Присутствуют одновременно как два персонажа. Р. Занимает трон царя, и царь тут же рабствует ему. Таким образом, две противоположные фазы космической жизни - «зима» и «весна», «смерть» и «рождение» - не следуют друг за другом во времени, а даны пространственно рядом.

В мифологическом повествовании персонаж, как правило, один, но переживает превращение. Царь теряет трон и становится Р. Или Р., дурак, лицо низкого звания добивается царства. Ритуальная замена царя в период опасности и удаление его из резиденции в повествовании даёт узурпацию власти самозванцем во время отсутствия царя. Если ритуальное царство карнавального владыки располагается в особом, праздничном времени (праздник дураков, сатурналии, вакхический праздник сакеи и пр.), то в сказке и мифе праздничному времени соответствует особое мифическое пространство - страна дураков, город ленивцев, шутовская страна навыворот.Мифология Р. Оставила большой след в художественном творчестве. Ранним примером сознательного мифотворчества в связи с Р.

Может служить «Песнь о Риге» в «Старшей Эдде».В театре и литературе фигурируют смеховые дублёры, карикатуры и пародии героев-хозяев - их слуги, Р., лакеи и субретки, «канканные пары» всякого рода. Слуга, надувающий своего хозяина, издевающийся над ним, как Фигаро или пушкинский работник Балда, несёт в себе сатурнический элемент. Литературное наследие мифологии Р. (и царя) выражено в таком явлении, как карнавализация литературы (подробно исследована М. М. Бахтиным). Сюжет царя-Р. И временного царствования в драме и литературе (Санчо-Панса, шекспировский Сляй и др.) проанализирован О. М. Фрейденберг, которая связывала сюжетно-жанровую фактуру европейского плутовского романа с мифологическим амплуа трикстера.Лит. Бахтин М.

М., Искусство слова и народная смеховая культура, в сб. Контекст, М., 1973. Его же, Вопросы литературы и эстетики, М., 1975. Его же, Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, М., 1966. Веселовский А. Н., Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Моролъфе и Мерлине, Собр. Соч., т. 8, в. 1, СПБ. 1921. Гуревич А. Я., Норвежское общество в раннее средневековье. Проблемы социального строя и культуры. М., 1977. Иванов В. В., К семиотической теории карнавала как инверсии двоичных противопоставлений, в кн. Труды по знаковым системам, т. 8, Тарту, 1977. Полонская К. П., «Игра» в комедиях Плавта, в сб. Античность и современность, М., 1972. Фрейденберг О. М., Поэтика сюжета и жанра, Л., 1936. Фрязер Д., Золотая ветвь, пер.

С англ., в. 2, Л., 1928. Юдин Ю. И., Роль и место мифологических представлений в русских бытовых сказках о хозяине и работнике, в кн. Миф-фольклор-лнтература. Л., 1978. Кummel Н. М. Ersatz-rituale für den hethitischen König, Wiesbaden, 1967 (Studien zu Bogazkoy-Texten, Н. 3);Saintyves P., Les contes de Perrault et les récits parallèles. P., 1923. Turner V. W„ The ritual process, Harmondsworth, 1974;Wendland P. Jesus als Saturnalienkunig. «Hermes», 1898.Н. В. Брагинская.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Раб

Раб Божий. Разг. Устар. 1. Человек как существо, созданное Богом и находящееся в полной его власти. 2. Шутл.-ирон. Человек вообще. ФСРЯ, 375. БТС, 88. БМС 1998, 485.. ..

Раб

РАБ.. ..

Раб

(евр.). Еврейский тимпан или кимвал.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Раб

• последний раб. ..

Раб

Невольник, крепостной, холоп. Данник, илот.. ..

Раб

М. Раба, рабыня, рабица ж. Невольник, крепостной. Человек, обращенный в собственность ближнего своего, состоящий в полной власти его. Над круглым или полным рабом господин волен в жизни и смерти. Встарь были различные степени рабов. Холоп, смерд, кабальный и пр. Как и в недавнее время была разница между крестьянином и дворовым. Рабство всюду вело начало свое от пленных, во время войн, затем, от разбойных набегов. | Рабами писались сами, в унижении своем, безусловно преданные кому слуги, что ныне..

Раб

М.1) Представитель эксплуатируемого класса в рабовладельческом обществе, лишенный всех прав и средств производства и являющийся собственностью хозяина-рабовладельца.2) Крепостной крестьянин.3) а) перен. Бесправный человек, находящийся в полной зависимости от кого-л.б) Тот, кто подобострастно исполняет волю другого, кто низкопоклонствует и льстит.в) Тот, кто целиком подчинил свою волю, свои поступки кому-л., чему-л.. ..

Раб

-а, м. 1. В рабовладельческом обществе. Человек, лишённый всех прав и средств производства и являющийся полной собственностью владельца, распоряжающегося его трудом и жизнью. Труд рабов. Торговля рабами. Восстание рабов. 2. Перен, Зависимый, угнетённый человек. 3. Перен., кого-чего. Человек, к-рый целиком подчинил кому-чему-н. Себя, свою волю, поступки (книжн.). Р. Страстей. Р. Своих привычек. Превратить друга в раба. II ж. Рабыня, -и (к 1 знач.) и раба, -ы (только ед.). II прил. Рабский, -ая, -..

Раб

(без удар.) (нов.). Сокращение, употр. В новых сложных словах в знач. 1) рабочий (прил.), напр. Рабсила, рабкооп (рабочий кооператив), рабкор и т. П. 2) работник, напр. Рабис (профсоюз работников искусства). 3) работа, напр. Прораб (см. Это слово).. ..

Раб

Слова появляются в языке, когда в этом возникает необходимость, и хотя рабовладельчество на Руси не привилось, рабство как таковое все же существовало. Слово рабъ известно еще в старославянском языке (из летописей известно слово роба – "рабыня"), а восходит к общеславянскому orbъ и имеет параллели в других индоевропейских языках (латинское orbus – "лишенный чего-либо". Древнеиндийское arbhas – "слабый"). Первоначальное значение слова в русском языке – "сирота", затем произошел сдвиг значения – "..

Раб

Заимств. Из ст.-сл. Яз. Из общеслав. *orbъ. Начальное or >. Ра, ср. Равный. Того же корня, что лат. Orbus «сирота», арм. Orb — тж., др.-инд. Árbhas «маленький, мальчик» и др. Раб исходно — «сирота», затем — «подневольный работник» и далее — «раб». См. Работа, ребенок.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Раб

Род. П. -а́, раба́, ж., рабы́ня. Заимств. Из цслав., ср. Ст.-слав. Рабъ δοῦλος (Остром., Зогр., Клоц., Супр. И др. См. Вондрак, Aksl. Gr.2 346 и сл.). Исконно русской является форма *робъ. См. Ребёнок, робЭтимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Раб

Р. См. Дьер, Раба. ..

Раб

-безответное и бесправное существо, полная собственность своего господина. Мастеровые и художники, управители имений, врачи и учителя в древности чаще всего были рабы. У язычников они были наследственной, вечной собственностью господ (как и рабы-язычники у евреев-Лев 25.44-46), но для рабов евреев закон предписывал определенные смягчения (Исх 20.10. 21.2,8-11,20,26,27. Лев 25.39-43,53-55. Вт 12.12. 16.11,14. 21.14. 23.15). Раб был вещью и цена его, установленная Моисеем, была 30 сиклей серебра (..

Ра

Pe (г'), в египетской мифологии бог солнца. Центр его культа - город Гелиополь (древнеегипетский Иуну). Как и многие другие солнечные божества, воплощался в образе сокола (иногда также - огромного кота), изображался человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Фетиш Р. - столб-обелиск «Бен-бен» (он же фетиш Бену, в эпоху V династии был сооружён храм Р. В виде четырёхгранного обелиска). Во многих текстах Р. Называют дневным солнцем (в отличие от Атума - вечернего, и Хепри - утреннего)..

Раав

(греч. ‘Ραάβ), Рахав (евр. Râhâb, от корня rhb, «быть широким»?), 1) в иудаистической мифологии имя одного из чудовищ, с которым сражался Яхве (см. В статьях Иудаистическая мифология Левиафан). 2) в библейском предании (Иис. Нав. 2, 1-21. 6, 16 и 21-24) иерихонская блудница (по некоторым данным - хозяйка постоялого двора). В её доме в городской стене укрылось двое юношей, посланных Иисусом Навином на разведку в город. Когда царь иерихонский, которому сообщили об этом, потребовал выдачи лазутчико..

Рабие

В мифологии вемале (Восточная Индонезия) богиня луны, одна из триады божественных дев (Р., Хаинувеле, Мулуа Сатене). По представлениям вемале, Р. Вначале жила вместе с первыми людьми на земле. Когда она вступила в «мулуа» (брачный возрастной класс девушек), в неё влюбился солнечный бог Тувале, но родители Р. Не дали согласия на брак и вместо неё привели ему свинью. Разгневанный Тувале на следующий день похитил Р., утащив её под землю. Вскоре Р. Появилась на небе в виде луны, супруги Тувале.м. Ч...

Равана

(др.-инд. Râvana, «ревущий»), в индуистской мифологии царь ракшасов и антагонист главного героя Рамы в эпосе «Рамаяна». Он наделён чертами мифологического дракона. Имеет десять голов, способен передвигаться по воздуху на своей колеснице Пушпаке, живёт среди вод на острове Ланка, разоряет земли, пожирает живые существа, похищает женщин. Согласно «Рамаяне», Р. Десять тысяч лет предавался суровому подвижничеству, чтобы умилостивить Брахму, я за это Брахма наградил его даром неуязвимости для богов и..

Раб

Осужденный, хоpошо pаботающий на пpоизводстве. ..

Раб

См. Арбе.. ..

Дополнительный поиск Раб Раб

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Раб" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Раб, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 3 символа