Раху
(Râhú), в индийской мифологии демон (асура), сын царя дайтъев Викпрачитти и дочери Дакши Симхики. Р. Считался также планетой, вызывающей солнечные и лунные затмения. Когда боги вкушали амриту, Р. Удалось обманом получить к ней доступ и отпить несколько глотков. Но едва амрита дошла до его горла, солнце и луна заметили Р. В толпе богов и донесли о нём Вишну. Вишну срезал голову Р. Своим диском, но так как голова демона от амриты стала бессмертной, она не погибла, а вознеслась на небо. С тех пор, желая отомстить луне и солнцу, голова Р. Время от времени их заглатывает (Мбх. I 17, 4-9).п. Г. В монгольских письменных источниках в основном сохранился индийский мифологический сюжет о Р. Приняв облик бога луны, Р. Проникает к тенгри, которым бог солнца (или Хормуста} вернул ранее захваченный асурами напиток бессмертия (аршан).
Отведав его, Р. Становится бессмертным, прежде чем Очирвани по приказу Хормусты удаётся разрубить Р. Пополам. С тех пор в отместку Р. Периодически заглатывает луну и солнце. В устных традициях монголов (калмыцкая и халхасская версии) Р. (Араха, имеющий, по-видимому, облик змеи) выпивает аршан, изготовленный божеством (Бурхан-бакши, Очирвани, Арья-Була - санскр. Авалокитешвара), и мочится в сосуд (вариант. Проглатывает напиток вместе с сосудом). Согласно некоторым версиям, замена аршана (как дождевой влаги) мочой демона грозит истреблением всего живого на земле. Чтобы не допустить этого, Арья-Була выпивает содержимое сосуда, отчего весь чернеет (ср. Возникновение при изготовлении амриты угрожающего всему живому яда, который проглатывает Шива, из-за чего у него синеет шея).
Араху же разгневанное божество рассекает посохом или очиром (оружие громовержца Очирвани) надвое. Нижняя часть демона проваливается в нижний мир, откуда извергает вулканы, или распадается на заполнивших землю насекомых и пресмыкающихся. Верхняя часть демона (голова) прячется за месяцем (за тучей, деревом), но благодаря солнцу и луне fe обнаруживает божество и приковывает к телеге на луне (чем объясняются лунные пятна) (варианты. К горной вершине, к скале). Голова Арахи периодически заглатывает солнце и луну (поэтому происходят затмения). В варианте мифа тункинских бурят божество преследует Р. За то, что он съел шерсть на человеке. Иногда он квалифицируется как изобретатель водки. В некоторых бурятских версиях образ Р.
Раздваивается. Алха, глотающий луну, и Архан-шутхер («дьявол Архан»), глотающий солнце. По представлениям эхиритов и булагатов, Архан-шутхер - лишь маленький волосатый дух, который дразнит громовержца Хухедей-мергена, а затем скрывается, в его укрытие Хухедей-мерген направляет громовые стрелы. В некоторых сюжетах бурятской мифологии Архан появляется из отрезанной головы поверженного в космической схватке вождя тёмных восточных тенгри Ата Улана. По ордосской версии, Р. - отвратительное зловонное девятиглавое чудовище с десятью тысячами глаз и змеиным хвостом. Когда Р. Приближается к солнцу и смрад проникает в 18 ворот находящегося там стеклянного города, его жители запирают ворота, и земля погружается во мрак.
В другом ордосском варианте мифа верхняя часть туловища, разорванного надвое Очирвани, находится на солнце, а нижняя - на луне (либо наоборот. У смотрящего на солнце глаза слезятся из-за того, что ему стыдно созерцать нижнюю обнажённую часть тела демона). В дербетской версии Арахи - передняя часть мангуса-людоеда, разрубленного верховным божеством (великим бурханом). Зад чудовища виден на солнце (это пятна на нём). Арахи же борется с месяцем. В одном халхасском сюжете верхнюю часть чудовища за палочку, продетую в его ноздри, держат солнце и месяц. Имеется халхасское поверье, согласно которому Р. (Арах) сам наделён функцией громовержца и именуется одной из звёзд семизвездия, которая вызывает затмения. Ср. Формулу (правда, редкую) монгольского шаманского призывания.
«61 великая звезда, возглавляемая Раху». Р. Сближается с другими фольклорно-мифологическими персонажами. В одном ордосском варианте чудовище, прикованное Очирвани по частям к солнцу и к луне, называется Арга (Арха?) Белый заяц (Арга чагаан туулай). Существуют версии мифа о Дайн Дерхе, в которых он либо отождествляется с Арахи, либо является его соперником и вступает с ним в поединок.Лит. Владимирцов Б. Я., Монгольский сборник рассказов из Pancatantra, П., 1921. Потанин Г. Н., Очерки северо-западно» Монголии, в. 4. СПБ. 1883, с. 192-93, 209- 212. Его же, Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия, т. 2, СПБ, 1893, с. 316-17.С. Ю. Неклюдов.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Раху
На нашем сайте Вы найдете значение "Раху" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Раху, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 4 символа