Рудра

288

(др.-инд. Rudrá, объясняемое по-разному от rud-, «реветь», в связи с ródas, «земля»), в древнеиндийской мифологии божество, персонифицирующее грозу, ярость, гнев. Ведийский предшественник Шивы. В «Ригведе» ему посвящено три гимна. Подчёркивается разрушительная сила Р., его яростный нрав (Р. Считается отцом марутов - рудриев). Р. - убийца (один из эпитетов - «мужеубийца»). К нему обращаются с просьбой не убивать ни большого, ни малого, ни выросшего, ни отца, ни матери, не наносить вреда телу, семени, жизни, коровам и лошадям. Смерть насылается Р. И непосредственно, и через яд, через лихорадку. Живёт он на севере, с которым, как и с западом, связано в древнеиндийской модели мира всё плохое. Р. Юн, быстр, силён, неуязвим, у него твёрдые члены, спутанные волосы, прекрасные губы.

Он улыбается, как солнце. Вместе с тем он свиреп и разрушителен, как ужасный зверь (РВ II 33, 11), он - «красный вепрь неба» (II 33, 7) и бык, отец мира (VI 49, 10) и великий асура небес (II 1, 6). У него колесница, в руке - молния или палица, лук и стрелы (в «Атхарваведе» он не раз называется лучником). В поздних самхитах он тысячеглаз (АВ II 2, 2, 7. Вадж.-самх. XVI 7). Его живот чёрен, а спина красна (АВ XV 1, 7-8), у него синяя шея (Вадж.-самх. XVI 7). Он медного цвета (или красного), носит шкуру, живёт в горах (III 36. XVI 2-4, 51). Он - многоформен. Связанный со смертью, Р. Может и отвращать смерть. Его просят о лекарствах, дающих долгую жизнь, его называют исцелителем и лучшим из врачей. Оргиастические черты Р. Неотделимы от связываемых с ним представлений о плодородии и жизни.

Он окружён зооморфными символами сексуальной силы. Оплодотворяющий дождь - одно из средств Р. Против слабости. К Р. Обращаются с просьбой. «Да размножимся мы, о Р., через детей» (II 33, 1). О нём говорят. «Да создаст он благо нашему скакуну, здоровье барану и овце, мужчинам и женщинам, быку». С Р. Связывают понятие жизненной силы (VII 36, 5), упоминают о его милости, дружбе, готовности защищать и творить благо. Таким образом, Р. Соотносим со всеми членами комплекса «смерть - плодородие - жизнь». Недаром его называют Трьямбака, «имеющий трёх матерей» (т. Е. Три космических царства). Преимущественные связи Р. - с марутами. Сомой (в «Ригведе» ещё н с Агни, Вач, Вишну). Жена Р., она же подруга марутов,- Родаси (как жена упоминается и Рудрани), букв.

«земля и небо» (ср. Мифологический мотив превращения Р. В быка, брака с землёй, принявшей облик пятнистой коровы, рождения 37 сыновей-воинов - марутов, ставших спутниками Индры).Наиболее известный миф о Р., дошедший в разных версиях, в т. Ч. И более поздних, связан с историей жертвоприношения Дакши. На это жертвоприношение, совершаемое на вершине великой горы Химават, были созваны все боги, кроме Р. Разъярённый, он появляется в середине ритуала, пронзает стрелой жертву, которая, превратившись в антилопу, поднялась на небо и стала созвездием Мригаширша. Затем, напав на богов, Р. Наносит им телесные увечья, которые после просьб о пощаде он устраняет. Только Дакше, чья голова исчезла, пришлось дать голову козла. В другой версии боги сами призывают Р., чтобы покарать Праджапати за его преследования собственной дочери Рохини (наконец, иногда и сам Р.

Рассматривается как плод кровосмесительной связи). Р. Участвует как предводитель богов в битве с асурами, возглавлявшимися Ушанасом, из-за Тары, жены Брихаспати, похищенной у него Сомой (Вишну-пур. IV и др.). Тем самым Р. Выступает в качестве покровителя рода Ангирасое (сам Ангирас, как иногда и Р., считается сыном Брахмы. Р. Вышел из его головы).В послеведийской мифологии из культа Р. Развивается культ Шивы. Само имя Р. (и его эпитеты Пашупати, «хозяин скота», Шарва и т. Д.) стало одним из прозвищ Шивы. Иконография Шивы также позволяет разъяснить некоторые черты Р. Рудра возник на индо-арийской почве, хотя некоторые сходные черты прослеживаются и в соседних ареалах (к северо-западу от Индии) или в других культурах (напр., в древнейшей цивилизации долины Инда).

Из типологических параллелей особенно интересны. Рудра и крот - Аполлон и мыши (Аполлон Сминфей - «мышиный»).Лит. Charpentier J., Über Rudra-Siva, «Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes», 1909, Bd 23, Н. 2. Аrbman Е., Budra. Untersuchungen zum altindiechen Glauben und Kultus, Uppsala, 1922. Wikandег S., Der arleche Mannerbund, Lund, 1938. Gregоirе Н. (avec la collaboration de Goossens R. De Mathieu М.), Askleplos Apollon Smintheus et Rudra. Études sur le dieu a la taupe et le dieu au rat dans la Grèce et dans l'Inde, Brux., 1949. Narahari Н. G., Soma and Rudra In Vedic Mythology, «Bharatlya Vidya», 1952, v. 13. Dandekar R. N., Rudra In the Veda, «Journal of the University of Poona», 1953, Nr. 1, p. 94-148. Mayrhofer М., Der Gottesname Rudra, «Zeitschrttt der deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», 1953, Bd 103, Н.

1, S . 140-50. Pisani V., Und dennoch Rudra «Der Rote», там же, 1954, Bd 104, Н. 1, 136-38;Масhеk V., Origin of the Gods Rudra and Pusan, «Archiv Orlentaini», 1954, t. 22, № 4, 544-62. O'Flahегtу W. D., Ascetism and erotlsrn in the mythology of Siva, Oxt., 1973.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Рудра

РУДРА - в ведийской мифологии злое божество, олицетворение разрушительной силы природы, асура среди богов, воин-лучник. Иногда представлялся в виде быка или вепря. Отец марутов.. ..

Рудра

(санскр. Rudra) — индийское божество, с разным характером и значением в разные периоды истории индийской религии. В Ригведе образ Р. Не отличается определенностью и занимает второстепенное положение. Специально ему посвящены только три гимна, в одном он прославляется вместе с Сомой. Вообще упоминается около 75 раз. Он блестит как солнце или как золото, покрыт золотыми украшениями, восседает на колеснице. Более поздние ведийские тексты прибавляют к этим чертам несколько новых. 1000 глаз, синюю ше..

Рудра

(санскр.). Индийское божество.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Рудра

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Рудра

В ведийской мифологии злое божество, олицетворение разрушительной силы природы, асура среди богов, воин-лучник. Иногда представлялся в виде быка или вепря. Отец марутов.. ..

Рудра

— один из древних доведических божеств Индии. Считался богом молнии, грома, повелителем бурь и ветров. Поклонялись ему также как целителю, владыке лечебных трав, продлевающему жизнь. Претерпев ряд трансформаций и слившись с Шивой, Р. Стал одним из главных богов индуизма.. ..

Рудра

В пантеоне "Ригведы" бог, олицетворяющий разрушительную силу грозы. Занимая в нем малозаметное место, от других богов отграничивается. Впоследствии значение его возрастает, и в индуистском пантеоне он отождествляется с Шивой, имя Р. Становится его эпитетом. В Ведах Р. Изображается в облике одетого в шкуру дикого охотника, с иссиня-черными волосами, заплетенными в узел. Ассоциируется с красным цветом (одно из толкований имени Р. - "Красный"). Зооморфные атрибуты Р. - вепрь или бык. Гимны Р. Выраж..

Рудра

(Санскр.) Титул Шивы, Разрушителя.. ..

Руганзу

Луганзу, в мифологии народов Руанды культурный герой. Согласно мифам, Р. Ввёл различные полезные растения - фасоль, батат, банановые деревья, в стране появились домашние животные. Р. Научил людей плавить руду, строить дома, варить пиво. С ним связано возникновение водопадов, скал. Благодаря ему образовался естественный мост на реке Рузизи, соединяющей озёра Киви и Танганьика. Великан Ньянгара, засадив бананами одну сторону реки, решил перебраться на другой её берег и там продолжить свою работу. ..

Руда

(rdw, rd' , rdy, «земная»), в древнеарабской мифологии богиня, почитавшаяся во всей Северной и Центральной Аравии. В пантеоне самудских арабов - верховное божество (наряду с Нахи). Р., однако, не упоминается в южных самудских надписях. В них фигурирует Узза, что может свидетельствовать о тождественности этих богинь. Очевидно, Р. - богиня земли и плодородия. В сафских надписях упоминания о ней сопровождаются изображениями обнажённой богини плодородия. В самудских - сообщается о принесении в жертв..

Рудры

В древнеиндийской мифологии класс божеств, связанных с Рудрой. Первоначально Р. Было восемь. Бхава, Шарва, Пашупати, Угра, Махадева, Рудра, Ишана, Ашани. Потом одиннадцать. Махан, Махатман, Матиман, Бхишана, Бхаямкара, Ритудхваджа, Урдхвакеша, Пингалакша, Ручи, Шучи, Рудра (Айт.-бр., Шат.-бр.) и тридцать три (Тайтт.-самх. I 4, 11, 1). Обычно отцом Р. Считается Рудра. Иногда с Р. Отождествляются маруты.в. Т.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Руевит

[лат. Ruqieuithus, искажённое (?) Rinvit], в балтийско-славянской мифологии бог войны, отождествляемый западноевропейскими хронистами с римским Марсом. Его атрибуты - семь мечей у пояса и восьмой в правой руке. Дубовый идол Р. Имел семь ликов. В культовом центре Коренице на юге острова Рюген из трёх храмов - Р., Поревита и Поренута - главным считался храм Р. В одном из перечислений богов в «Книтлингасага» Р. Стоит на первом месте.В. И., в. Т.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Рудра Рудра

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рудра" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рудра, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 5 символа