Рудра
(др.-инд. Rudrá, объясняемое по-разному от rud-, «реветь», в связи с ródas, «земля»), в древнеиндийской мифологии божество, персонифицирующее грозу, ярость, гнев. Ведийский предшественник Шивы. В «Ригведе» ему посвящено три гимна. Подчёркивается разрушительная сила Р., его яростный нрав (Р. Считается отцом марутов - рудриев). Р. - убийца (один из эпитетов - «мужеубийца»). К нему обращаются с просьбой не убивать ни большого, ни малого, ни выросшего, ни отца, ни матери, не наносить вреда телу, семени, жизни, коровам и лошадям. Смерть насылается Р. И непосредственно, и через яд, через лихорадку. Живёт он на севере, с которым, как и с западом, связано в древнеиндийской модели мира всё плохое. Р. Юн, быстр, силён, неуязвим, у него твёрдые члены, спутанные волосы, прекрасные губы.
Он улыбается, как солнце. Вместе с тем он свиреп и разрушителен, как ужасный зверь (РВ II 33, 11), он - «красный вепрь неба» (II 33, 7) и бык, отец мира (VI 49, 10) и великий асура небес (II 1, 6). У него колесница, в руке - молния или палица, лук и стрелы (в «Атхарваведе» он не раз называется лучником). В поздних самхитах он тысячеглаз (АВ II 2, 2, 7. Вадж.-самх. XVI 7). Его живот чёрен, а спина красна (АВ XV 1, 7-8), у него синяя шея (Вадж.-самх. XVI 7). Он медного цвета (или красного), носит шкуру, живёт в горах (III 36. XVI 2-4, 51). Он - многоформен. Связанный со смертью, Р. Может и отвращать смерть. Его просят о лекарствах, дающих долгую жизнь, его называют исцелителем и лучшим из врачей. Оргиастические черты Р. Неотделимы от связываемых с ним представлений о плодородии и жизни.
Он окружён зооморфными символами сексуальной силы. Оплодотворяющий дождь - одно из средств Р. Против слабости. К Р. Обращаются с просьбой. «Да размножимся мы, о Р., через детей» (II 33, 1). О нём говорят. «Да создаст он благо нашему скакуну, здоровье барану и овце, мужчинам и женщинам, быку». С Р. Связывают понятие жизненной силы (VII 36, 5), упоминают о его милости, дружбе, готовности защищать и творить благо. Таким образом, Р. Соотносим со всеми членами комплекса «смерть - плодородие - жизнь». Недаром его называют Трьямбака, «имеющий трёх матерей» (т. Е. Три космических царства). Преимущественные связи Р. - с марутами. Сомой (в «Ригведе» ещё н с Агни, Вач, Вишну). Жена Р., она же подруга марутов,- Родаси (как жена упоминается и Рудрани), букв.
«земля и небо» (ср. Мифологический мотив превращения Р. В быка, брака с землёй, принявшей облик пятнистой коровы, рождения 37 сыновей-воинов - марутов, ставших спутниками Индры).Наиболее известный миф о Р., дошедший в разных версиях, в т. Ч. И более поздних, связан с историей жертвоприношения Дакши. На это жертвоприношение, совершаемое на вершине великой горы Химават, были созваны все боги, кроме Р. Разъярённый, он появляется в середине ритуала, пронзает стрелой жертву, которая, превратившись в антилопу, поднялась на небо и стала созвездием Мригаширша. Затем, напав на богов, Р. Наносит им телесные увечья, которые после просьб о пощаде он устраняет. Только Дакше, чья голова исчезла, пришлось дать голову козла. В другой версии боги сами призывают Р., чтобы покарать Праджапати за его преследования собственной дочери Рохини (наконец, иногда и сам Р.
Рассматривается как плод кровосмесительной связи). Р. Участвует как предводитель богов в битве с асурами, возглавлявшимися Ушанасом, из-за Тары, жены Брихаспати, похищенной у него Сомой (Вишну-пур. IV и др.). Тем самым Р. Выступает в качестве покровителя рода Ангирасое (сам Ангирас, как иногда и Р., считается сыном Брахмы. Р. Вышел из его головы).В послеведийской мифологии из культа Р. Развивается культ Шивы. Само имя Р. (и его эпитеты Пашупати, «хозяин скота», Шарва и т. Д.) стало одним из прозвищ Шивы. Иконография Шивы также позволяет разъяснить некоторые черты Р. Рудра возник на индо-арийской почве, хотя некоторые сходные черты прослеживаются и в соседних ареалах (к северо-западу от Индии) или в других культурах (напр., в древнейшей цивилизации долины Инда).
Из типологических параллелей особенно интересны. Рудра и крот - Аполлон и мыши (Аполлон Сминфей - «мышиный»).Лит. Charpentier J., Über Rudra-Siva, «Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes», 1909, Bd 23, Н. 2. Аrbman Е., Budra. Untersuchungen zum altindiechen Glauben und Kultus, Uppsala, 1922. Wikandег S., Der arleche Mannerbund, Lund, 1938. Gregоirе Н. (avec la collaboration de Goossens R. De Mathieu М.), Askleplos Apollon Smintheus et Rudra. Études sur le dieu a la taupe et le dieu au rat dans la Grèce et dans l'Inde, Brux., 1949. Narahari Н. G., Soma and Rudra In Vedic Mythology, «Bharatlya Vidya», 1952, v. 13. Dandekar R. N., Rudra In the Veda, «Journal of the University of Poona», 1953, Nr. 1, p. 94-148. Mayrhofer М., Der Gottesname Rudra, «Zeitschrttt der deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», 1953, Bd 103, Н.
1, S . 140-50. Pisani V., Und dennoch Rudra «Der Rote», там же, 1954, Bd 104, Н. 1, 136-38;Масhеk V., Origin of the Gods Rudra and Pusan, «Archiv Orlentaini», 1954, t. 22, № 4, 544-62. O'Flahегtу W. D., Ascetism and erotlsrn in the mythology of Siva, Oxt., 1973.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Рудра
На нашем сайте Вы найдете значение "Рудра" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рудра, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 5 символа