Святогор
В восточнославянской мифологии древний богатырь. В русском былинном эпосе тяжести его не выносит «мать сыра земля», но сам он не может превозмочь тяги земной, заключённой в суме. Пытаясь поднять суму, он уходит ногами в землю. В. Я. Пропп считал С. Воплощением первобытной силы (его первая встреча с Ильёй Муромцем, которого С. Кладёт в карман вместе с конём,- типичное деяние древнего великана), неприменимой и поэтому обречённой на гибель. Илья и С. Примеряют гроб, встреченный ими на пути, тот оказывается впору С., который не может снять крышки. Перед смертью С. С дыханием передаёт Илье лишь часть своей силы (герою нужна человеческая, а не великанская сила).Гибель С. При безуспешной попытке вытянуть из земли «суму перемётную» и смерть в каменном гробу как-то связаны с землёй.
С. Не может осилить землю, земля не может носить С. Земля и С. В некотором роде антагонисты. Недаром С. Похваляется. «Как бы я тяги нашёл, так я бы всю землю поднял». Вместе с тем С. Связан с землёй, с её тёмными хтоническими силами. Он лежит на земле или на горе (иногда - сам как гора) и, как правило, спит. Он ложится в землю в каменный гроб. Обладатель хтонической силы, он не в состоянии ни совладать с ней (отсюда мотивы хвастовства и бессмысленной демонстрации силы. С. Позволяет Илье Муромцу трижды ударить его со всей богатырской силой, сравнивая эти удары с укусом комарика), ни найти этой силе применения - героически-воинского (как у Ильи Муромца и других русских богатырей, охраняющих границу) или хозяйственно-производительного (как у Микулы Селяниновича).
С. Изолирован от других героев былинного эпоса (Илья Муромец нужен только для того, чтобы присутствовать при гибели С. И как бы усвоить пагубные уроки чрезмерной и нецеленаправленной силы), не совершает никаких подвигов. В отличие от других богатырей С. Неподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы). Святые горы, как и их обитатель и хозяин, противопоставлены в былинах Святой Руси. В одном из вариантов былины С. Сообщает своему отцу, что был далеко на Святой Руси, но ничего не видел и не слышал, а только привёз оттуда богатыря (характерно, что отец С.- «тёмный», т. Е. Слепой, - признак существа иного мира). Совпадения названия места и мифологического персонажа (Святая гора. Святогор), неразличение деятеля и места глубоко архаично.
Связь С. С горой может оказаться непервичной. К тому же эта гора должна пониматься не как самое высокое святое место, а как преграда на пути, место неосвоенное, дикое. В этом смысле С. Находится в одном ряду с такими же бесполезными хтоническими богатырями русских сказок, как Горыня, Дубыня и Усыня. Не случайно в одной из былин С. Назван Горынычем, что соотносит его и с Горыней и со Змеем Горынычем. В реконструкции С. - хтоническое существо, возможно, открыто враждебное людям. В поздних версиях С. Щадит Илью Муромца, передает ему свою силу (хотя и предлагает Илье третий раз вдохнуть его дух или лизнуть кровавую пену, что привело бы к гибели Ильи), сознает свою обреченность и проявляет своего рода покорность судьбе.
В этом «улучшении» образа С. Сыграл роль и внешний фактор - эпитет «святой». Но сам этот эпитет, как и все имя С., является, видимо, результатом народно-этимологического «выпрямления» первоначального имени, близкому названиям типа Вострогор, Вострогот, принадлежащим мифологической птице, связанной с горами («Вострогор-от птица да всем птицам птица». «Вострогот птица вострепещется, а Фаорот гора вся да восколеблется» и т. П.). Другие формы, типа русского «веретник» (существо птицезмеиной природы, вампир), делают возможным предположение о связи этих имён и имени С. С иранским божеством Веретрагной, одна из инкарнаций которого - сокол. Ср. Также птицу Рарога. В этом контексте не только имя С., но и отдельные черты его (хвастовство, сверхсила, смерть, связанная с камнем или землёй, присутствие другого богатыря, не поддавшегося той же смерти) находят точные параллели в иранском мифе о каменном (камнеруком) богатыре Снавидке, погибшем от хвастовства (ср.
«Яшт» XIX 43-44).Лит. Миллер В. Ф., Экскурсы в область русского народного эпоса, М., 1892. Его же, Очерки русской народной словесности, т. 1-3, М., 1897-1924. Шамбинаго С. К., Старины о Святогоре и поэма о Калеви-поэге, «Журнал Министерства народного просвещения», 1902, № 1, отдел 2. Rudnyckyj J., Svjatogor - the name of the hero of bylina, «Names», v. 10, 1962. Его же, Zur Name Svjatogor, «Wiasenschatliche Zeitachrift der Ernst-Moritz-Arndt-Universitat», 1964, Bd 13.В. В. Иванов, В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Святогор
На нашем сайте Вы найдете значение "Святогор" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Святогор, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 8 символа