Сигурд
(др.-исл. Sigurðr, от sigr, «победа»), Зигфрид (нем. Siegfried, средневерхненемецкое Sivrit), в германо-скандинавской мифологии и эпосе герой. Подвиги С. Воспевает ряд песней «Старшей Эдды» («Пророчество Грипира», «Речи Регина», «Речи Фафнира», «Речи Сигр-дривы»), о его гибели рассказывается в «Отрывке песни о Сигурде», «Первой песни о Гудрун», «Краткой песни о Сигурде», «Поездке Брюнхильд в хель» («Старшая Эдда»). О С. Повествуют «Младшая Эдда», «Сага о Вёльсунгах», «Сага о Тидреке», скандинавские средневековые баллады. Зигфрид - центральный герой первой части немецкой «Песни о нибелунгах» (вторая часть посвящена мести его вдовы Кримхильды за его убийство), упоминается он в средне-верхненемецкой эпической поэзии, в «Песни о роговом Зейфриде».
Мифы и сказания, составляющие сюжет эпоса, возникли на континенте и лишь впоследствии проникли на север, подвергнувшись там переработке и, возможно, архаизации. Поэтому скандинавские и немецкие эпические произведения дают разные варианты легенды о С., отражающие этапы её формирования в устной традиции в меняющихся культурных и социальных условиях. Между отдельными версиями существуют противоречия, в эддических песнях налицо пробел, восстанавливаемый по другим памятникам. А. Хойслер пытался реконструировать посвящённые С. И нибелунгам поэтические произведения, ныне не существующие, но, по его мнению, предшествующие «Песни о нибелунгах». Реконструкция эта гипотетична. Попытки некоторых учёных обнаружить историческую основу сказания (путём идентификации С.
С древне-германским героем Арминием либо с одним из франкских или бургундских королей 6 в. По имени Сигерик, Сигиберт) малоубедительны.Характерной для мифологического героя является уже неясность происхождения С. В большинстве версий он назван сыном Сигмунда, сына Вёльсунга (по англосаксонскому эпосу «Беовульф», именно Сигмунд назван убийцей дракона - подвиг, который в более поздних вариантах легенды приписывается С.), имя же Вёльси - одно из имён Одина. Но в «Речах Фафнира» С. На вопрос поверженного им чудовища, чей он сын, отвечает. «Я зверь благородный, был я всю жизнь сыном без матери. Нет и отца, как у людей, всегда одинок я». Правда, затем он признается, что его отец Сигмунд, однако, как показал Е. М. Мелетинский, исследовавший обширный сравнительный материал, в заявлении С.
О своём одиночестве и безродности допустимо видеть реликт представлений о богатыре-родоначальнике, «первом человеке» (о С.-найдёныше, приплывшем по волнам в стеклянном сосуде, повествует и «Сага о Тидреке»). С этим согласуется и главный подвиг С. - умерщвление дракона Фафнира. Этот подвиг можно трактовать как акт культурного героя, одолевающего силы хаоса. О. Хёфлер, который связывает сказание о С. С культовыми новогодними играми, известными у разных народов мира, видит в борьбе С. С драконом героико-мифический символ исторического события - битвы германцев во главе с Арминием против римлян в Тевтобургском лесу (9 н. Э.). Прежде чем убить Фафнира, С. Воспитывался у сказочного колдуна-кузнеца Регина, брата дракона (тема, типичная для архаического эпоса), и Регин выковал ему меч Грам, которым С.
Рассек его наковальню. Регин подстрекает С. Убить Фафнира, зарясь на клад, которым тот обладал (этот клад достался Фафни-ру после убийства им собственного отца Хрейдмара, а последний получил его от асов в качестве выкупа за убитого ими сына Хрейдмара Отра. Асы же добыли эти сокровища у карлика Андвари, причём тот наложил на золото проклятье. Оно погубит всякого, кто будет им владеть. Таким образом, магическое средство изобилия - сокровища карликов и богов - превращается в роковое богатство, приносящее несчастье его обладателям). Когда кровь Фафнира попала С. На язык, ему стали понятны речи птиц и от них он узнал о замысле Регина умертвить его, после чего С. Убивает и Регина, добывает сокровища Фафнира из его логова и едет на вершину Хиндарфьялль, где лежит окружённая огненными щитами и усыплённая Одином валькирия Сигрдрива, наказанная Одином за то, что даровала победу в битве не тому, кому он предназначил.
Пробудив валькирию, С. Получает от неё мудрые советы и обручается с нею. Согласно скандинавской версии сказания, С. С помощью Одина мстит сыновьям Хундинга - убийцы его отца Сигмунда.Вследствие лакуны в тексте «Старшей Эдды» следующий подвиг С. - его сватовство к Брюнхильд по поручению короля бургундов Гуннара - известен лишь из более поздних версий («Сага о Вёльсунгах», «Песнь о нибелунгах»), в которых этот сюжет более или менее переработан. В «Саге о Вёльсунгах» Сигрдрива уже отождествлена с Брюнхильд. Хотя С. И Брюнхильд обменялись клятвами верности, он забывает о ней после того, как Гримхильд, мать Гудрун и других Гыокунгов (правящего рода бургундов) - Гуннара, Хёгни и Готторма, к которым приехал С. (когда легенда о С.
Была объединена с легендой о бургундах и тем самым мифический герой был введён в круг исторических или квазиисторических персонажей, - неизвестно), дала испить ему напиток забвения. С. Женится на Гудрун и заключает побратимство с Гуннаром и Хёгни. Гуннар сватается к Брюнхильд, но так как та дала клятву выйти замуж только за того, кто одолеет окружающий её чертог огненный вал, а на подобный подвиг оказывается способным лишь С„ то С. На время испытания меняется обличьем с Гуннаром и проезжает через огненный вал. Он проводит у Брюнхильд три ночи, положив между нею и собой обнажённый отравленный меч. После свадьбы Гуннара с Брюнхильд С. Вспоминает о клятвах, которыми он с нею обменялся. Во время спора между Гудрун и Брюнхильд о том, чей муж более могуч, обман, связанный со сватовством, открывается (Гудрун показывает Брюнхильд её перстень, полученный от С.), и разгневанная Брюнхильд требует от Гуннара убить С.
Как нарушителя обетов (в «Песни о нибелунгах» эта ссора переосмысляется в категориях вассальной зависимости - Зигфрид изображён вассалом Гунтера= Гуннара). Подстрекаемый женой, честь которой оскорблена, Гуннар решается на убийство С. Хёгни пытается удержать его от этого шага [в «Песни о нибелунгах» Хаген (Хёгни) - убийца Зигфрида], и этот замысел исполняет Готторм, не связанный с С. Клятвой побратимства. С. Убит, по одной скандинавской версии, в лесу, по другой - в постели, по третьей - на тинге (народном собрании). Согласно «Песни о нибелунгах», его убивают в лесу во время охоты, Ф. Р. Шрёдер считает изначальным мотивом сказания о гибели С. Миф об убийстве сына бога демоном, принявшим образ вепря (по некоторым версиям эпоса, С.
Был убит во время охоты на вепря и убийцы по возвращении домой утверждали, что его умертвил вепрь), при этом Шрёдер проводит параллель с мифом об Адонисе, также убитом вепрем. В «Песни о нибелунгах» мотивировка убийства Зигфрида усложняется. Требование Брюнхильд - не решающая его причина. Зигфрид, продемонстрировавший своими подвигами превосходство над Гунтером (к тому же и сам Зигфрид здесь - нидерландский принц), представляет угрозу для власти бургундов, и Хаген - вассал Гунтера устраняет его. Показательно, что юношеские подвиги С. (борьба с драконом, а также добывание клада и плаща-невидимки) не изображены в «Песни о нибелунгах», но лишь упоминаются в рассказе Хагена при появлении героя при бургундском дворе - сказочное и мифологическое содержание, видимо, представлялось немецкому поэту нач.
13 в. Не вполне уместным в рыцарской эпопее.Лит. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах, М., 1975. Снорри Стурлусон, Младшая Эдда, Л., 1970. Сага о Волсунгах, М. 1934. Мелетинский Е. М., «Эдда и ранние формы эпоса, М., 1968. Хойслер А., Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах, [пер. С нем.], М., I960. Неusler А. Die Lieder der Lücke im Codex Regius der Edda в его кн. Kleine Schritten, Bd 2, В., 1969 Ноflеr O., Siegfried, Arminius und die Symbolik, в кн. Festschrift für F. R. Schröder Hdlb., 1959. Boor Н. Dе. Hat Siegfried gelebt?, «Zur germanisch-deutschen Heldensage» Darmstadt, 1965.А. Я. Гуревич(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Сигурд
На нашем сайте Вы найдете значение "Сигурд" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сигурд, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 6 символа