Тай-и

186

(«великая единица», «великое единство», «великий единственный»), в китайской мифологии верховное божество. В песне Цюй Юаня (4 в. До н. Э.) - наиболее раннем упоминании о Т.-и - он описывается как небесное божество, держащее в руках длинный меч, ножны которого украшены сверкающим нефритом. На Т.-и подвески из нефрита, мелодично позванивающие на ветру. Древние комментаторы полагали, что в царстве Чу Т.-и выступал как верховное небесное божество, связанное с Востоком. (По мнению китайского исследователя Сюнь Сяо-е, Т.-и почитался чусцами как бог войны, дарующий победу.) В общекитайской традиции, однако, Т.-и - скорее абстрактное верховное божество. Философ Чжуан-цзы сообщает, что он правит всем.В текстах эпохи Хань (206 до н.

Э. - 220 н. Э.) Т.-и - название звезды и духа этой звезды (комментарии к «Ши цзи» - «Историческим запискам» Сыма Цяня). Согласно «Описанию жертвоприношений» в «Хань шу» («Истории династии Хань») Бань Гу (1 в. Н. Э.), Т.-и главенствует над 5 государями сторон света (см. У ди ). По другим источникам, Т.-и повелевает 16 драконами, знает, когда будет ветер и дождь, наводнение и засуха, голод, война и моровые болезни. В ту же эпоху рождается представление о Сань и («Трёх единственных»). Тянь-и («небесном единственном»), Ди-и («земном единственном») и Тай-и («великом единственном»). В ряде случаев культ Т.-и стал сочетаться с культом божества земли Хоу-ту, а затем после 3 в. Н. Э. Т.-и стал упоминаться как один из многих сподвижников пяти государей сторон света (У ди).

В народных преданиях 3- 10 вв. Т.-и выступает как посланец Небесного государя (Тянь-ди), являющийся на землю в облике старца.В средневековых даосских сочинениях Т.-и - отец Дао, предшествующий небу и земле, находящийся над всеми девятью небесами, в великой чистоте (см. Сань цин ), вне шести мраков. Это - некое первоначальное дыхание, дающее миру и всем существам жизнь. Несмотря на такое абстрактное понимание божества, Т.-и описывается как существо с телом петуха и человечьей головой. Считалось, что Т.-и находится в человеческом мозге. Несколько раз в году Т.-и и Трое единственных вместе с божествами пяти основных внутренних органов «смешивается» и превращается в одного большого бога, который именуется по-разному.

В 1-м лунном месяце в два определённых дня между 5 и 7 часами утра он находится в сердце, в 6-м месяце в один из дней с 7 до 9 часов утра находится в печени, в 7-м месяце - в селезёнке, в 8-м - в лёгких, в 9-м - в почках, в 11-м месяце - в мозгу во дворце Нихуань (инд. Нирвана?). В 3-м и 4-м месяцах это единое божество разделяется вновь и распространяется через все кости человека, которые оно укрепляет.По другой версии, Т.-и находится в теле человека во дворце таинственной киновари (Сюаньданьгун). Он считается повелителем всех частей тела. Он живёт в пурпурной палате (ср. «Хуайнань-цзы», где говорится, что Т.-и обитает на Пурпурной звезде - Цзывэй) в голубом жилище, наполненном киноварным паром. Он имеет вид новорождённого, сидящего на золотом троне, украшенном нефритом, в шёлковой одежде с пурпурной вышивкой.

К его поясу подвешена погремушка из жидкого огня, которая не имеет субстанции, а представляет собой только красный свет, но звук её слышен за 10 тысяч ли. В левой руке у него рукоятка Большой Медведицы, а в правой - Полярная звезда.В эпоху Сун, при императоре Жэнь-цзуне считалось, что на Полярной звезде живёт не один Т.-и, а 10 духов Т.-и. В 11 в. Ли Гун-линь создал портрет Т.-и, на котором написал стихотворное посвящение поэт Хань Цзюй. Судя по этому стихотворению, как предполагает китайский писатель и исследователь Сюй Ди-шань, образ Т.-и в это время подвергся заметному влиянию образа Кришны. При династии Мин (с 14 в.) чествование Т.-и проходило вместе с церемонией поклонения духам ветра, облаков, грома и дождя.Лит.

Гу Цзе-ган, Ян Сян-куй, Сань хуаи као (Разыскания о трех государях), Пекин, 1936, с. 28-38, 131-67. Хуан Во-лу, Цзи шо цюань чжэнь (Полный свод преданий), кн. 4, Шанхай, 1885, с. 302-06. Ли Гуан-синь, «Цзю гэ. Дун-хуаи Тай-и» пяньти чу тань (Опыт исследования песни «Повелитель Востока Тай-и» из цикла «Девять напевов»), «Сюэшу юэкань», Шанхай, 1961, № 9. Гун Вэи-ин, «Чуды» сюэси чжацзи (Заметки при изучении «Чуских строф»), там же, Шанхай, 1963, № 6, с. 64- 65. Попов П. С., Китайский пантеон, в кн.:Сборник Музея по антропологии и этнографии, в. 6, СПБ, 1907, с. 69. Maspero Н., Le Taoisme et les religions chinoises, P., 1971. Dore Н., Researches into Chinese superstitions, v. 9, Shan. Ghai, 1931, p. 99-104.В. Л. Рифтин.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Тай-и

ТАЙ-И (кит. Великое единство) - в китайской мифологии верховное небесное божество, первопричина мира.. ..

Таиллтинн

В мифологии ирландских кельтов битва, в которой Сыны Мил Эспэйна во второй раз разгромили войско Туатха Де Данаан, - это битва при Таиллтинне. После нее правителями Ирландии стали Мак Кехт, Мак Куилл и Мак Грейне, а Туатха Де Данаан получили во владение, подземные просторы острова (см. Глава 10).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Таит

(t. J.t), в египетской мифологии богиня ткачества. Покровительствовала ткачам, охраняла одежды богов (их статуй в храмах), царей и мёртвых. Функции охраны царской одежды сближали Т. С богиней - хранительницей фараона Уто.р. Р.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Тай-суй

(«великое божество времени»), в китайской мифологии планета и её повелитель - божество времени. Т.-с. Соответствует планете Суй-син («планета времени», т. E. Юпитер), совершающий почти двенадцатилетний цикл обращения вокруг солнца. В трактате Ван Чуна «Лунь хэн» («Критические суждения», 1 в. Н. Э.) говорится, что и противодействие божеству Т.-с., и стремление обрести его расположение приводят к несчастью. По-видимому, именно в это время и возникает представление о Т.-с. Как грозном полководце (д..

Тайгернмас

В мифологии ирландских кельтов Тайгернмас - король, прототипом которого могло быть реальное историческое лицо. По легенде, считался сыном Фоллаха. Ему приписывалось установление культа Кром Круаха в Ирландии. Этот культ предусматривал практику человеческих жертвоприношений на празднике Самхейн. Он и многие его последователи, по преданию, были убиты во время одного из таких ритуальных празднеств. Некоторые источники указывают, что Тайгернмаса считали первооткрывателем рудного дела, научившим ирла..

Дополнительный поиск Тай-и Тай-и

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тай-и" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тай-и, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 5 символа