Тор

172

(др.-исл. Боrr), Донар (нем. Donar, возможно от древнегерм. Punrа, букв. «громовник», ср. Современное нем. Donner, «гром»), в германо-скандинавской мифологии бог грома, бури и плодородия, божественный богатырь, защищающий богов и людей от великанов и страшных чудовищ. Тацит (1 в. Н. Э.) описывает Донара под римским именем Геркулеса. В области распространения германских языков Донару был посвящён тот же день недели, что в Риме Юпитеру (т. Е. Четверг. Нем. Donnerstag). Однако, если римский Юпитер объединял все основные функции бога неба, то в германской мифологии (так же как в индо-иранской, кельтской и др.) эти функции оказались разделёнными (рядом с Донаром - Т. Был Тиу - Тюр, впоследствии сильно потеснённый Одином). Донара - Т.

Справедливо сравнивают, с одной стороны, с индоевропейскими богами Индрой, Таранисом, Перкунасом. (Перун), а с другой - с финно-угорскими богами грома и неба (Укко, Таара и т. Д.). Финно-угорские параллели позволяют предположить, что Т. Первоначально мыслился и как бог неба. А. Ольрик считает, что «громовой старик» в верованиях скандинавских саамов, которому приносят в жертву миниатюрные молоты, непосредственно отражает скандинавский культ Т. Эпохи бронзы. О более широком диапазоне функций Т. В прошлом как будто свидетельствуют и наскальные изображения в Южной Скандинавии бога с топором (иногда - с молотом) и колесом (солярный знак), рядом - предполагаемое изображение козла. У западных германцев имеются следы культа Донара.

Кроме названия дня недели, упоминание Thunaer рядом с Wodan (Воданом) в саксонской заклинательной формуле, Wigiponar рядом с Wodan в надписи, происходящей из земли франков, топонимика у франков и в Англии, где имя громовника большей частью связано с обозначением поля, что указывает на функцию плодородия. Весьма обильна топонимика Т., следы культовых мест, отражение его имени в личных именах и т. П. В Скандинавии, особенно в Норвегии. Имеются явные следы связи Т. С культом дуба, указывающие на первоначальную связь громовника с мировым древом (существуют балто-славянские параллели). По-видимому, от мирового древа его постепенно оттеснил Один.В скандинавской мифологии Т. (выступающий также под прозвищем Веор, Вингнир, Хлориди) - бог из рода асов, второй по значению (после Одина), сын Одина и Ерд (либо Хлодюн, либо Фьёргюн).

Ерд - буквально «земля», а Фьёргюн этимологически тождественно Перкунасу - Перуну и указывает на генетическую связь Т. С балто-славянским громовником. Т. - муж Сив, богини с золотыми волосами (что подчёркивает отношение Т. К плодородию), матери бога Улля. У Т. - дочь Труд и сыновья Магни и Моди, причём Магни рождён великаншей Ярнсаксой. По-видимому, имена сыновей (Магни - букв. «сильный», Моди - букв. «смелый») персонифицируют «силу» Т. Небесное жилище Т. - Трудхейм. Т. Рисуется рыжебородым богатырём, вооружённым боевым молотом Мьёлльниром. Т. Ездит в повозке, запряжённой козлами. Молот - исконное оружие громовника (др.-исл. Mjollnir имеет тот же корень, что и русское слово «молния») - первоначально мыслился каменным, но в «Младшей Эдде» в истории изготовления кузнецами - цвергами (карликами) сокровищ асов, речь идёт уже о железном молоте.

В мифах - это главным образом боевой топор (возвращающийся к владельцу, как бумеранг), которым Т. Побивает ётунов (великанов). Молот - специфическое оружие Т., как копьё Одина, мечь Тюра. Великаны стремятся похитить молот (или добиться того, чтобы Т. Прибыл в их страну без молота и пояса силы). В основе - мотив похищения громового инструмента демонами, известный также финскому и эстонскому фольклору. Имена козлов Тора - Тангниостр (Tanngniostr) и Тангриснир (Таnngrisnir) указывают на скрежета ние зубов и явно восходят к самому феномену грозы, но козёл одновременно имеет отношение и к плодородию. В «Младшей Эдде» козлы выступают не только в роли «коней» Т., но и служат источником неисчерпаемой пищи (ср. Аналогичную ситуацию с вепрем, которым питаются в вальхалле павшие воины - эйнхерии).

Т., останавливаясь на ночлег, убивает и жарит на ужин козлов (оставляя нетронутыми только кости), а затем возвращает их к жизни. Когда Тьяльви и его сестра Рёсква, у которых Т. Остановился на ночлег, лакомились мясом, Тьяльви нарушил запрет и стал грызть кости, из-за чего один из козлов слегка охромел. В виде выкупа Тьяльви с сестрой вынуждены были стать слугами Т. Тьяльви часто фигурирует в качестве спутника Т., иногда вместо Тьяльви в этой роли выступает Локи, а один раз даже Тюр.В скандинавской мифологии Т. - прежде всего культурный герой или богатырь, защищающий Мидгард (мир людей) и Асгард (небесное селение богов) от великанов (ётунов). Он противник мирового змея Ермунганда. Т. Выполняет, таким образом, и воинскую функцию в защите «своих» от «чужих», людей от великанов и чудовищ, как бы моделируя при этом вооружённый народ, в отличие от Одина - покровителя воинской дружины.

Излюбленная тема т. Н. Щитовых драп (стихотворений, в которых описываются картины, воспроизведённые на дорогом щите, подаренном конунгом скальду) скальдов - описание т. Н. «рыбной ловли» Т., т. Е. Его борьба с мировым змеем. «рыбная ловля» Т. Упоминается и в эддической поэзии и прозе. Согласно «Прорицанию вёльвы» («Старшая Эдда»), в последней битве перед концом мира (Рагнарёк) Т. Сражается с Ермунгандом, убивает его и после этого, успев сделать девять шагов, сам умирает от его ядовитых укусов. Борьба громовника со змеем, драконом - классический сюжет в индоевропейской мифологии. Возможно, что драконоборство Т. - прообраз драконоборства германских эпических героев - Беовульфа, Сигмунда и Сигурда.Большинство сюжетов, связанных с Т., повествует о походах Т.

На восток в страну великанов - Етунхейм, или Утгард. После похищения великаном Трюмом молота Т. - Мьёлльнира Т. Отправляется в страну великанов к Трюму в одежде богини Фрейи - якобы невесты, предназначенной Трюму (использование свадебного обычая «мнимых» невест), и в сопровождении Локи, одетого служанкой. На пиру «невеста» (т. Е. Т.) проявляет богатырский аппетит, сильно смутив этим жениха, а затем, получив молот (который приносят для освящения свадебного обряда), избивает великанов («Песнь о Трюме», «Старшая Эдда»). В «Песни о Хюмире» («Старшая Эдда») повествуется о добывании Т. (и сопровождавшим его Тюром) у великана Хюмира котла для варки пива, необходимого на пиру богов у морского великана Эгира. Выполняя трудные задания Хюмира, Т.

Побеждает быка и делает из его головы наживку для рыбной ловли, а вместо рыбы чуть не вытаскивает со дна моря мирового змея, разбивает кубок (возможно, семантический дублет котла) о лоб великана. Ж. Дюмезиль видит в основе этих сюжетов (которые он сопоставляет с историей добывания Одином мёда поэзии) миф о напитке бессмертия, аналогичном индийской амрите. Ф. Р. Шредер, также исходя из индийских аналогий, считает, что Хюмир первоначально был не великаном, а старым небесным богом (поэтому Тюр назван его сыном) и что первоначально здесь была связная серия мотивов. Рождение божественного сына, угрожающего власти небесного бога, похищение напитка, дающего неуязвимость, борьба со змеем, убиение и низвержение старого небесного бога.В «Младшей Эдде» рассказывается о походе Т.

К великану Гейррёду (упоминаемому также скальдом Эйлифом Гудрунарсоном и Саксоном Грамматиком). Поймав Локи (в соколином оперении), великан требует, чтобы тот привёл Т. Без молота и пояса силы. Т., однако, побеждает Гейррёда с помощью чудесного посоха и железных перчаток, данных ему (вместе с поясом силы) великаншей Грид - матерью бога Видара. Т., благодаря поясу силы и посоху, счастливо перебирается через реку Вимур, ухватившись в последний момент за рябиновый куст. С помощью волшебного посоха Т. Удерживается на чудесной скамье и давит при этом скамьей дочерей Гейррёда. Железными рукавицами Т. Ловит брошенный в него раскалённый брусок железа и убивает Гейррёда.В «Младшей Эдде» рассказывается о борьбе Т. С великаном Хрунгниром.

Хрунгнир, опередив в конном состязании Одина, стал похваляться перед асами в Асгарде, что убьёт богов и уведёт богинь фрейю и Сив. Тогда боги кличут Т., и тот вместе с Тьяльви отправляется к Хрунгниру в Етунхейм. В поединке с Хрунгниром Т. Побеждает, раскроив ему череп своим молотом, а Тьяльви сваливает глиняного великана Меккуркальви, слепленного для борьбы с Т. (ср. Образ Улликумме в хетто-хурритской мифологии). Однако сам Т. Оказался раненным в голову жёрновом (точилом, кремнем), а нога убитого Хрунгнира придавила ему горло (аналогичный мотив в грузинском мифе об Амирани). Ногу Хрунгнира удаётся скинуть сыну Т. - Магни, богатырю «в возрасте трёх ночей», а осколок кремня почти вынула из головы Т. Волшебница Гроа, но не до конца, так как от радости перестала заклинать, узнав от Т., что скоро вернётся её муж Аурвандиль (Т.

Вынес его из земли великанов на своих плечах. Отмороженный палец Аурвандиля он забросил на небо, превратив в звезду). Осколки точила так и остались в голове Т. В этом сюжете Ж. Дюмезиль усматривает следы ритуального действа (с глиняным великаном), рану в лоб он считает признаком инициации. Во время похода Т. В сопровождении Тьяльви и Локи к великанам в Утгард Т., замороченный владыкой Утгарда Утгард-Локи (назвавшимся при встрече с Т. Скрюмиром), как бы попадает всё время впросак. Он ночует в перчатке Скрюмира, не может развязать его суму (популярный мотив встречи богатыря с великаном, ср. Илью и Святогора в русской былине). Т. И его спутники как бы не выдерживают испытаний. Т. Не может ни выпить рог, наполненный влагой, ни побороть Элли, ни высоко поднять с земли кошку.

Хуги обгоняет Тьяльви, а Логи ест быстрее, чем Локи. Но в конце концов выясняется, что Хуги - это мысль, Логи - огонь, Элли - старость, кошка - мировой змей, вода в роге - целый океан («Младшая Эдда»). В этом и других сюжетах Т. Представлен в виде простодушного и благородного силача-богатыря. Его простодушие отчасти компенсируется сообразительностью его спутников, особенно Локи. В этом же плане Т. Резко противопоставлен Одину в «Песне о Харбарде» («Старшая Эдда»). Не узнанный Тором Один, принявший вид перевозчика, отказывается перевезти через пролив вернувшегося из Етунхейма могучего Т. И всячески над ним потешается. Эта шуточная песнь в жанре перебранки способствовала возникновению ошибочной теории о резкой социальной противоположности «аристократической» религии Одина и «крестьянской» религии Т.

В «Речах Альвиса» («Старшая Эдда») хитрость и коварство проявляет сам Т. Он «проверяет» мифологические познания карлика Альвиса (букв. «всезнайка»), сватающегося к дочери Т., пока не наступает рассвет, когда карлик должен окаменеть.Лит. О1гik A., Tordenguden og hans dreng, «Danske studier», 1906, Н. 3. Ljungberg Н., Tor. Undersøkingar i indoeuropeisk och nordisk religionshistoria, Uppsala, 1947.Е. М. Мелетинский.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Тор

I один из главных богов скандинавской мифологии, бог грома, бури и плодородия (у древних германцев континента ему соответствовал Донар). Т. — главный защитник богов и людей от великанов и страшных чудовищ. Изображался рыжебородым богатырём, вооружённым боевым молотом. II(от лат. Torus — вздутие, выпуклость, узел, валик) геометрическое тело, образуемое вращением круга вокруг прямой, лежащей в плоскости этого круга, но не пересекающей его (см. Рис.). Приблизительно форму Т. Имеет, например, баранк..

Тор

ТОР - один из главных богов скандинавской мифологии, бог грома, бури и плодородия.. ..

Тор

Слово это употребляется в ботанике в двояком смысле. Во-первых, Т. Является синонимом слова цветоложе (см.). Во-вторых, Т., или бляшкой, называется утолщенная центральная часть замыкающей перепонки в окаймленной поре. Тонкий край перепонки, окружающий Т., именуется марго.. ..

Тор

Донар, в германо-скандинавской мифологии бог грома, сын Одина и Ерд, супруг Сив. Широкое распространение культа Тора в германском ареале подтверждается тем, что имя его входит в германских языках в название посвященного ему дня недели - четверга (англ. Thursday, нем. Donnerstag). Тора представляли рыжебородым богатырем, который ездит в повозке, запряженной двумя козлами. Грохот повозки и есть гром. Тор владел тремя волшебными вещами. Поясом силы, железными рукавицами и молотом Мьельниром, которы..

Тор

(сканд. Thor). Сын Одина, скандинавский бог грома, сильнейший из богов, после Одина. В германии был боготворим под именем Донара, от него и произошло название дня недели Donnerstag - четверг.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)в мифол. Северн. Народов бог грома, сын Одина и Иорды. У саксонцев - Тугар, в сев. Германии Донар.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)сканд. Thor. Сын Одина, ска..

Тор

Сущ., кол-во синонимов. (6). ..

Тор

Один из главных богов скандинавской мифологии, бог грома, бури и плодородия.. ..

Тор

М. Сар.-хвал. Мордовск., нож, ножик. | см. Торить.. ..

Тор

Тора, м. (латин. Torus - узел) (мат.). Тело, получаемое от вращения круга около оси, лежащей в его плоскости. Шар - частный случай тора.. ..

Тор

I I, род. П. -а "проложенная дорога. Оживленное место", то́рный "гладкий, ровный (о дороге)" (Даль), тори́ть "протаптывать тропу, прокладывать путь", укр. Тор, род. П. -у "колея", укр, тори́ти, торува́ти "проторить, прокладывать", цслав. Исторъ "damnum", проторъ "издержки", болг. Тор "удобрение, навоз", сербохорв. То̑р, род. П. То̏ра "плетень, загон", чакавск. То̏р, род. П. То́ра "след, ограда", словен. Tòr, род. П. Tȯ́rа "трение", мор. Tоr "дорога" (utřená сеstа), польск. Tór, род. П. Toru..

Тор

        торус (от лат. Torus - выпуклость, валик), вал, один из классических древнегреческих архитектурных обломов. Тор строится по дугам окружности или более сложным кривым. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Тор

(от лат. Torus - выпуклость), геом. Тело, образуемое вращением круга вокруг не пересекающей его и лежащей в одной с ним плоскости прямой. Приблизительно форму Т. Имеют спасат. Круг, баранка. Поверхность, ограничивающую Т., иногда также наз. Т. ..

Тор

- тело, полученное от вращения замкнутого круга вокруг оси, лежащей в плоскости этого круга и его не пересекающей. Центр круга описывает окружность, наз. Осевой окружностью Т., ее центр наз. Центром Т. Плоскость осевой окружности Т. Наз. Экваториальной плоскостью Т., а лежащие на Т. Границы кругов, получающихся из данного круга его вращением,- меридианами Т. Поверхность Т., радиус-вектор к-рой в декартовых координатах евклидова пространства Е 3 имеет вид (здесь ( и, v)- внутренние координаты,..

Тор

Разросшаяся часть цветоложа, окружающая гинецей.. ..

Тор

Р. См. Славянск. ..

Тор

(от лат. Torus - вздутие, выпуклость, узел) - геом. Тело, образуемое вращением круга вокруг прямой, лежащей в плоскости этого круга, но не пересекающей его. Приблизительно форму Т. Имеет, напр., спасат. Круг. Если радиус вращающегося круга равен г (см. Рис.), а расстояние от центра круга до оси вращения - а, то площадь поверхности Т. Равна 4ПИ2аr, а его объём 2ПИ2аr2. Поверхность, ограничивающую Т., иногда также наз. Тором. . ..

Тор

ТОР, сплошная фигура, образованная вращением круга вокруг прямой, лежащей в плоскости этого круга, но не пересекающей его. Фигура похожа на бублик или камеру автомобильной шины. Объем тора вычисляется по формуле 2p2Rr2, a площадь поверхности - 4p2Rr, где R - расстояние от центра круга до прямой, а r - радиус круга.. ..

Тор

— в скандинавской мифологии — бог грома, бури и плодородия, сын О дин а и богини земли Ёрд, один из главных асов. Изображался рыжебородым мужчиной, вооруженным громовым молотом Мьёльнир, который постоянно попадал в цель и сам собой возвращался обратно, поясом силы и железными перчатками. Главный защитник богов и людей от исполинов и чудовищ. У континентальных германцев Т. Соответствовал Донар, у англосаксов — Тумор (Тонар).. ..

Тор

В сканд. Мифологии бог-громовик, один из гл. Богов-асов (в мифологии континент. Германцев ему соответствует Донар). См. Ст. Древнегерманская мифология и религия.. ..

Тор

(Сканд.) От Тонар - «греметь». Сын Одина и Фрейи, и владыка всех Стихийных Духов. Бог грома, Юпитер Тонанс. Четверг (Thursday) назван так в честь а. У римлян четверг был днем Юпитера, Jovis dies, Jeudi по-французски - пятый день недели, также посвящен планете Юпитер.. ..

Тонмён

В корейской мифологии основатель государства Пуё. Согласно трактату китайского философа Ван Чуна («Лунь хэн», «Критические рассуждения», 1 в.), служанка правителя царства Тханни (в других источниках. Сэнни, Сори, Кори) забеременела, когда тот был в отъезде. Правитель хотел её убить, но служанка поведала ему, что зачала она оттого, что к ней спустился с небес воздух (облачко) величиной с куриное яйцо. Она родила сына, которого правитель приказал бросить в свинарник. Свиньи обогревали его своим ды..

Топалланрове

(«творец»), в до-исламской мифологии бугийцев острова Сулавеси (Западная Индонезия) бог-демиург, правитель верхнего мира, т. Е. Неба. Вместе с Гурурисэллэнгом создал землю в срединном мире, послав туда своего сына Батара Гуру [см. Батара Гуру (2)']. У него девять детей, властвующих над разными частями неба.Ю. С.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Торах

См. Тори(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Тори

В мифологии ирландских кельтов остров Тори считался главной крепостью фоморов. Название острова происходит от слова торах, что означает "дозорная башня", поэтому сам остров нередко называли Торах.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Дополнительный поиск Тор Тор

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тор" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тор, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 3 символа