Урартская Мифология

98

Источниками для изучения мифологических представлений урартов (их государство Урарту, или Ванское царство, существовало в 9-6 вв. До н. Э. В Передней Азии) служат клинописные тексты на скалах и строительных камнях, росписи во дворцах и храмах, печати, бронзовые фигурки богов и амулеты. В надписи кон. 9 в. До н. Э. В нише скалы около озера Ван приведён перечень имён 79 богов с указанием полагавшихся им жертв. Боги в У. М. По преимуществу антропоморфны, но нередко сохраняют отдельные признаки первоначального зооморфного облика. Обязательный атрибут головного убора богов - рога, богини иногда наделены крыльями. Некоторые божества представляют собой фантастические существа с головой животного и человеческим туловищем, другие сочетают черты животного, птицы, человека.

Таковы крылатые быки или львы с человеческим лицом или торсом (заимствованные из ассиро-вавилонской мифологии шеду), крылатые гении, иногда с головой животного.Возглавляют пантеон Халди (главный бог), Тейшеба и Шивини. Очевидно, Халди - исконно урартский бог, позднее приобретший общегосударственное значение. Его почитание распространилось и в пограничных районах Ассирии. Халди изображался воином, стоящим на льве. Его молили о победе над врагом. В посвящённом ему храме («дом щита») в Мусасире (около современного иракского города Равандуза, по ассирийским источникам, построен в кон. 9 в. До н. Э.) отправлялся культ копья и щита. Супруга Халди - верховная богиня Арубани (Арубаини, Уарубани), её имя стоит рядом с именем Халди в нескольких урартских надписях.

Согласно ранним представлениям, супругой Халди была богиня Багбарту (Багмашту), имя которой встречается только в ассирийских источниках. В мусасирском храме Халди оракулы действовали, по-видимому, от имени Багбарту. В храме хранилось золотое кольцо с печатью для подтверждения решений Багбарту (по мнению Г. А. Меликишвили, первоначально Багбарту была местным божеством Мусасира, переосмысленным после распространения в этой области культа Халди как его супруга). Тейшеба генетически связан с малоазийским (хурритско-хеттским) богом Тешубом. Тейшеба считался богом грома, бури, непогоды и водной стихии, а также богом войны. Чаще всего он изображался стоящим на быке. Супруга Тейшебы - богиня Хуба (по-видимому, соответствует хуррит.

Хебат). Символом бога солнца Шивини (ранее его имя ошибочно читалось как Арди или Ард), вероятно, был крылатый солнечный диск (совпадает с ассирийским символом Шамаша, часто встречается на урартских печатях с культовыми изображениями). Очевидно, супругой Шивини была богиня Тушпуеа. Возможно, её изображениями являются крылатые женские фигуры, украшающие культовые котлы.К астральным божествам урартов относятся бог луны Шеларди (его символ - лунный серп), Сарди - богиня звезды или планеты Венера (её символ совпадает с символом ассирийской Иштар). В перечне богов фигурируют бог страны или земли Эбани, бог моря и воды Суинина, бог возвышенностей, гор Арни, бог дорог Хара, бог пещер Аирани. В У. М. Известно древо жизни (существуют многочисленные изображения сцен поклонения ему).Лит.

Пиотровский Б. Б., Ванское царство (Урарту), М., 1959. Меликишвили Г. А., Древневосточные материалы по истории народов Закавказья, [ч.] 1 - Наири-Урарту, Тб., 1954. Его же, К интерпретации урартской надписи Мхер-Капуси. «Сообщения АН Грузинской ССР», 1953, т. 14, М 3. Lehmann-Haupt С. F., Armenien einst und jetzt, Bd 2. Häfte 1-2. В., 1926-31.В. В. Пиотровский.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Уран

(Uranus, Ουρανός). Бог неба, супруг Геи (Земли), отец Океана, Гиперона, Реи, Фемиды, Кроноса и др. Дети Урана и Геи и их потомки назывались титанами. Кроме того, его же детьми считались циклопы и сторукие исполины. Урана, первого правителя вселенной, свергли с престола титаны с Кроносом во главе, по наущению Геи. Кронос же и титаны были свергнуты Зевсом и его братьями.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Урания

(Urania, Ούρανία).1) Муза астрономии с глобусом. См. Музы.2) Прозвище Афродиты, понимаемой в смысле чистой, возвышенной любви.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Урасима

Урасима-Таро, в японской мифологии рыбак, посетивший дворец морского царя. Однажды У. Спас морскую черепаху, и она в благодарность за своё спасение предложила ему посетить владения правителя морей (см. Ватацуми-но куни). Там его встретила дочь морского царя Ото-химэ и показала ему чудеса дворца. Палаты, украшенные драгоценными камнями, и сад, на восточной стороне которого царила весна, на южной - лето, на западной - осень, а на северной - зима. Увлечённый принцессой, У. Не замечал, как летело вр..

Урваши

(Urvâcî), в древнеиндийской мифологии небесная нимфа, апсара, впервые упоминаемая в «Ригведе» (V 41, 19. X 95, 17). По одним версиям. У., как и остальные апсары, была дочерью Брахмы, по другим, она родилась из бедра Нараяны (Вишну). Своей красотой У. Соблазнила многих богов и святых мудрецов. Из семени Митры и Варуны, извергнутого ими при виде У., родились риши А гостья и Васиштха (Рам. VII 56, 57). Митра проклял соблазнительницу, и по его проклятию У. Должна была жить на земле, где стала женой ..

Дополнительный поиск Урартская Мифология Урартская Мифология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Урартская Мифология" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Урартская Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 19 символа