Хувеане

127

Хубеане, Хобиане, Чувеане, Кхутсоане, Кудьяне-Косане, в мифологии некоторых бантуязычных народов божество («великий бог»), первопредок («первый человек»), демиург, трикстер. Имя его отца - Хуве, или Хове (отсюда и Хувеане - уменьшительное от Хове). В других вариантах отца X. Зовут Ходи, Ривимби или Левиви. По иным версиям, X. - сын Моримо. Жилище X. - в небе, но он спустился с неба, чтобы сделать землю и людей. Затем поднялся вверх по вбитым в небо колышкам. Согласно одному из мифов, X. Создал ребёнка из глины и вдохнул в него жизнь (вариант. Ребёнок появился благодаря тому, что X. Проглотил нечто, предназначавшееся его матери). X. Прятал его в дупле дерева и каждое утро тайно поил молоком. Отец выследил X., забрал. Ребёнка, и вместе с женой они спрятали его среди дров - под навесом хижины.

Не найдя ребёнка, опечаленный X. Вернулся домой. Пожалев X., мать послала его за дровами, где он и обнаружил своё дитя. X. Назвал его «Тот, кто причиняет много хлопот». Так как никто не знал, откуда у X. Ребёнок, стали говорить о том, что X. Занимается колдовством. Если овца или коза в стаде отца, которое пас X., приносила двойню, X. Прятал одного из детёнышей в пустом термитнике. Кто-то сообщил об этом отцу X., и тот, обнаружив спрятанных ягнят и козлят, хотел вернуть их в стадо. Но X. Ударил отца прутом. Когда они перегоняли скот домой, соседи снова заговорили о магии и колдовстве X. Требуя от отца избавиться от X., пока тот не заколдовал всю деревню, они снабдили его ядом. Когда мать подала X. Чашку молока с ядом, он вылил молоко на землю.

Все дальнейшие попытки извести X. Оказались тщетными. Люди, поняв, что не в силах перехитрить X., оставили его в покое. С тех пор X. Стал дурачить их, притворяясь глупцом, совершая абсурдные поступки (якобы по совету односельчан). Иногда жертвой проделок X. Становится его отец (так, Х„ съев его ужин, объясняет исчезновение еды «магией»). В конце концов родители X. И соседи решили жить с ним в мире.В вариантах мифа в роли трикстера выступает уже не сам X., а его сын Хутсване. Согласно некоторым мифологическим представлениям, Хутсване когда-нибудь вернётся, принеся людям счастье и благополучие. Проделки X. Напоминают другого трикстера Ухлаканьяну зулуского фольклора.Лит. Baumann Н., Schupfung und Urzeit des Menschen im Mythus der afrikanischen Völker, В., 1936.

Сasalts Е., The Basutoe, or twenty-three years In South Africa, L„ 1861;Hotfmann C., Sotho-Техте..., «Zeitschritt fur Eingeborenen-Sprachen», 1929, v. 19, Н. 4;Moffat R., Missionary labours and scenes in Southern Africa, L., 1842. Werner A., Myths and legends of the Bantu, L., 1933.Е. С. Котляр.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Хуашань

(«цветущая гора»), в китайской мифологии одна из пяти священных гор (см. У юэ), где, по преданию, мифический государь Шунь, объезжая свои владения, приносил жертвы небу. Реальная гора X. (на-ходитс. В провинции Шэньси) у даосов была местом отправления культов чадоподательниц. Сун-цзы няннян, или Шэн-му («святая матушка»), изображавшейся верхом на лошади. Ви-ся юаньцзюнь и др., а также бодхисатвы Гуань-инь.Лит. Morrieon Н., Eberhard W., Hua Shan. The Taoist sacred mountain in West China ite scene..

Хубал

(hbl), в древнеарабской мифологии бог мекканского племени ку-райш (из которого происходил Мухаммад), очевидно, бог-предок и покровитель курайшитов, бог небес или луны. X. - главное божество мекканской каабы. Там помещалось его изображение в облике человека - каменная статуя с золотой правой рукой. Находившийся в каабе чёрный камень (видимо, метеорит. Его почитание было в переосмысленном виде воспринято исламом, см. В ст. Адам), вероятно, также олицетворял X. В качестве главного божества Мекки X...

Худ

(Hud), в мусульманской мифологии пророк. X. Был послан аллахом наставить на праведный путь народ ад, из которого он сам происходил. Согласно Корану, отвергнувшие увещевания X. Адиты были уничтожены, остались лишь те, кто последовал за ним (7:63-70. 11:52-63. 26:123- 140). В предании говорится, что, спасаясь от преследований врагов, X. Попросил у аллаха защиты. Перед ним разверзлась скала, в которую он и вошёл. Затем она закрылась, оставив лишь небольшую щель. Скала с трещиной, расположенная в во..

Хумбаба

(новоассирийское), Хувава (шумер., старовавил., хуррит., хетт.), в шумеро-аккадской мифологии и эпосе чудовище, страж кедрового леса (в горах Ливана), приставленный богом Энлилем. В шумерском сказании о Гильгамеше и X. («Гильгамеш и гора бессмертных») и в аккадском эпосе о Гильгамеше герои с помощью волшебства убивают X., за что Энкиду (по аккадской версии) несёт наказание. Разгневанные боги посылают ему болезнь и смерть. В шумерском сказании X. Называет «гору Хуррум» своим отцом и матерью (не и..

Дополнительный поиск Хувеане Хувеане

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хувеане" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хувеане, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 7 символа