Хухедей-мерген

109

(«небесный стрелок». Монг. Köködei, ойрат-калм. Кøкðдð), в мифологии монгольских народов, прежде всего у бурят (Х.-м. Или Хохосо), и тюркоязычных алтайцев и тувинцев (Когудей, Когольдёй, Когол-майман) громовержец, первопредок, герой этиологического сюжета о происхождении созвездия Орион, охотничье и военное божество. В бурятской мифологии громовержец Х.-м. Борется с нечистой силой на земле. Чаще всего молнии Х.-м. Направлены против дразнящего его маленького волосатого чёртика Арахан-шудхера (см. Раху). В ойратской версии мишень громовержца - одноногий демон терен (от тибет. Тхеуранг), многие мелкие животные и насекомые (крот, сороконожка и др.). По бурятскому преданию, Х.-м. Прежде был земным человеком, метким стрелком, хорошим охотником.

Состарившись, он покинул дом и родных. В конце своих странствий Х.-м. Попал к неким четырём юношам, которые оставили его сторожем их жилища, запретив при этом открывать ящик, наполненный продолговатыми разноцветными камнями в форме наконечников (громовые стрелы), и надевать одежды с крыльями. Несмотря на то, что Х.-м. Дважды нарушал запрет, его оставили хранителем громовых стрел, приказав ему пускать их в ход лишь по распоряжению богов. Согласно некоторым представлениям бурят, Х.-м. - один из девяти сыновей верховного божества Оёр Мунхын-тенгри («дно вечное небо») или сын Эсеге Малан-тенгри. В версии эхиритов Х.-м. - глава 77 северных тенгри. В ряде поверий обязанности громовержца разделяют с Х.-м. Два его брата, западные тенгри - Яшил Саган-тенгри («бронзовый метеорит светлый тенгри») и Сарь Саган-тенгри Сахил-гата By дал («сияюще-белый молниевый тенгри»), персонифицирующие молнии различного цвета, а также некие четыре крылатых существа.

X.-м. - глава подчинённого ему семейства, в которое входят его супруга Хул-тей-хатан, сын Хурсай-Саган (Хорсо-мерген) или, по варианту, множество детей (девять дочерей, девять сыновей), олицетворяющие громы и молнии.Х.-м. Выступает и как первопредок. В эпосе и шаманских текстах бурят Х.-м. Называют бабаем («батюшкой»).В мифе о созвездии Орион Х.-м. Именуется старцем или сиротой [отражение мифологического мотива первого человека (?)], что, возможно, также связано с представлениями о прародителе. В версиях алтайцев Когол-майман выступает непосредственно родовым предком. В астральном мифе, в котором фигурирует иногда не Орион, а другое созвездие - Большая Медведица, Млечный путь и др., Х.-м. Гонится за тремя оленухами (или за оленухой с двумя оленятами), к-рые в конце концов поднимаются на небо и становятся созвездием (тюрк.

Уч мыйгак, монг. Гурбан марал, «три оленухи»). Иногда Х.-м. Осмысливается как охотничье божество.Лит. Хангалов М. М., Собр. Соч., т. 1, Улан-Удэ, 1958, с. 293-305. Потанин Г. Н„ Очерки Северо-Западной Монголии, в. 4, СПБ, 1883, с. 204-06. Его же, Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия, т. 2, СПБ. 1893, с. 118-20, 323-28;Манжигеев И. А., Бурятские шаманистические и дошаманистические термины, М., 1978, с. 17, 92. Неклюдов С. Ю., Небесный охотник в мифах и эпосе тюрко-монгольских народов, в кн. Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. Тезисы и доклады девятой научной конференции, Ленинград, 1980, М., 1980.С. Ю. Неклюдов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Хуфу

См. Хеопс(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Хуфхор

(Хирхуф, Херфуф)египетский номарх Элефантины времени правления фараонов VI династии Меренра I и Пиопи II (23 в. До н.э., конец Древнего царства). Сохранилось жизнеописание Xуфхора на внешней стороне скальной гробницы (расположена на восточном берегу Нила к северу от Элефантины, в котором повествуется о 4-х походах Xуфхора в Куш до 3-го порога (по Нилу и через оазисы Ливийской пустыни).В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Хуцау

В осетинской мифологии единый великий бог, творец земли, мать земли, небожитель, невидимое божество. X. Всё видит, всё замечает, всё знает о происходящем на земле. О нуждах и заботах людей ему доносят зэды, дауаги, Уацилла и особенно часто наиболее любимый им Уастырджи. Уастырджи является посредником X. Между небом и землёй. X. Изредка спускается на землю. В нартских сказаниях X. Остаётся на небе, часто приходя на помощь небожителям в борьбе с нартами. Однажды после жалобы небожителей X. Наслал ..

Хэ

(«журавль»), сянь хэ («журавль бессмертных», «бессмертный журавль»), лин хэ («чудесный журавль») (X. Ошибочно переводится как «аист»), в китайской мифологии птица, связанная, по древним представлениям, со светлым началом ян (см. Инь и ян). X. Питается субстанцией огня и металла, поэтому в 7 лет с X. Происходят «малые изменения», в 16 лет «большие», в 160-летнем возрасте изменения завершаются, тело X. Становится белым и чистым, а крик X. Может быть услышан небом. X. Приписывается исключительное д..

Дополнительный поиск Хухедей-мерген Хухедей-мерген

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хухедей-мерген" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хухедей-мерген, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 14 символа