Чёрт
(рус. «чёрт», «чорт», укр., белорус, чорт, словен. Crt, чеш., сло-вац. Cert, польск. Czart, вероятно, из праслав. *cьrt, «проклятый»), в славянской мифологии злой дух. Образ Ч. Дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе оказали решающее воздействие на его позднейший облик. В фольклоре и народных картинках Ч. - антропоморфные существа, покрытые чёрной шерстью, с рогами, хвостами и копытами.В русской средневековой живописи облик Ч. Отличается от человеческого остроголовостыо (или волосами, стоящими дыбом - шишом. Отсюда эвфемизмы типа шиш, шишига), иногда - крыльями за спиной. У восточных славян Ч. - родовое понятие, часто включающее всю нечисть («нежить», «нечистики»). Водяных, леших, домовых и т.
Д. Само происхождение нечисти в народных легендах связывается с ветхозаветным мифом о падших ангелах (в русских легендах Ч. - ангелы, уставшие славить бога). Сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись в духов отдельных урочищ. Вместе с тем собственно Ч. Отличаются от прочей нечисти и местами своего обитания (преисподняя, где они мучают грешников, болото, перекрёстки и развилки дорог), и свободой передвижения (повсюду, вплоть до церкви ночью), и способностью к оборотничеству (превращаются в чёрную кошку, собаку, свинью, змея, чаще - в человека, странника, младенца, кузнеца, мельника, могут принимать облик знакомого - соседа, мужа и т. П.). С вездесущностыо Ч. Связаны запреты поминать их и многочисленные эвфемизмы.
Лукавый, враг, шут, окаяшка, чёрный, немытик, анчутка, куцый, корнахвостик, лысой, пралик и др. Ч. В народных верованиях постоянно вмешиваются в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам («вводят во грех»), насылают морок, заставляют плутать пьяных, провоцируют на преступление, самоубийство (самоубийца - «чёрту баран» или лошадь), пытаются заполучить душу человека. Свои души продают Ч. Колдуны и ведьмы (черти-хи). Ч. Могут жить семьями, по другим поверьям - соблазняют женщин, отчего рождаются уродливые дети, упыри (ср. Западноевропейских инкубов). Когда Ч. Вселяется в человека, тот заболевает, начинает кликушествовать. Ч. Могут также насылать непогоду, метель, сами превращаются в вихрь, срывающий крыши, приносящий болезни, уносящий проклятых детей.
Вихри - беснующиеся Ч., чёртовы сваты («чёрт с ведьмой венчается»). Если бросить в вихрь нож, он окрасится кровью. Ч. Особенно опасны в «нечистых» местах в определённое время суток (от полночи до первых петухов, реже - в полдень) или года (на святки и в канун Купалы). В эти периоды возможно общение с нечистой силой и иным миром. Тогда Ч. Призываются в заговорах, во время гаданий и т. П. Лит. Афанасьев А. Н., Народные русские легенды, М., 1914. Максимов С. В., Нечистая, неведомая и крестная сила, СПБ. 1903. Токарев С. А., Религиозные верования восточнославянских народов XIX - начала XX вв. М.-Л„ 1957. Толстой Н. И., Из заметок по славянской демонологии. 1 - Откуда дьяволы разные?, в кн. Материалы всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам, т.
1 (5), Тарту, 1974. Его же. Из заметок по славянской демонологии, 2 - Каков облик дьявольский?, в кн. Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв., М., 1976. Померанцева Э. В., Мифологические персонажи в русском фольклоре, М„ 1975.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Чёрт
На нашем сайте Вы найдете значение "Чёрт" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чёрт, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ч". Общая длина 4 символа