Шива
(др.-инд. Civa, «благой», «приносящий счастье»), в индуистской мифологии один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в т. Н. Божественную триаду (тримурти). В качестве самостоятельного божества Ш. Был включён в пантеон сравнительно поздно (ок. 200 до н. Э.), однако истоки его культа уходят в глубокую древность. На печатях, найденных при раскопках городов долины Инда (3-2-е тысяч, до н. Э.), имеется изображение трёхликого и рогатого божества, окружённого зверями, в котором можно усмотреть прототип Ш. В его функции «хозяина животных» (Пашупати). Многие атрибуты Ш. Были присущи ведийскому Руд ре. В дальнейшем один из эвфемистических эпитетов Рудры - Ш. Стал основным именем бога, и, наоборот, его былое имя Рудра - эпитетом.
О позднем и не вполне органичном вхождении Ш. В индуистский пантеон рассказывает миф о жертвоприношении Дакши. Согласно одной из версий этого мифа (Мбх. XII 283-4. Ваю-пур. 30. Вишнупур. I 8, и др.), Ш. Первоначально был отстранён от жертвоприношений богов, но однажды, не приглашённый на жертвоприношение Дакши, в гневе уничтожил жертву и согласился восстановить её лишь после того, как ему была обещана в ней постоянная доля. В процессе длительной ассимиляции в Ш. Были синтезированы черты различных арийских и неарийских богов с их собственными культами и функциями. Эти черты иногда противоречиво переплетаются в образе Ш. И отражены в его эпитетах. Ш. - «яростный» (Угра) и «милостивый» (Шамбху), воплощение времени (Кала) и водной стихии (Джаламурти).
Ему приносят человеческие жертвы (Мбх. II 20), и он - истребитель демонов, уничтоживший одной стрелой крепость асуров - Трипуру (Шат.-бр. III 4, 4. Мбх. VIII 24. Матсья-пур. 125, 40. Шива-пур. II 5). Вместе с тем для своих адептов-шиваитов, представляющих одно из двух главных направлений в индуизме, Ш. - высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме. Махадева («великий бог»), Махешвара («великий господин»), Бхава («сущее») и т. П.Воплощением космической энергии Ш., регулирующей мировой порядок, является его оргиастический танец - «тандава», который Ш. В качестве Натараджи («царя танца») исполняет вместе со своей женой Деви на теле убитого им асуры Апасмары (ср. Дионисийский культ). Одна из пуранических легенд рассказывает, что змей Шеша покинул Вишну и много лет совершал покаяние, чтобы быть допущенным к танцу Ш.
По другой легенде, Ш. Покорил своим танцем 10 000 враждебных ему аскетов. Те вначале пытались ему противиться и сотворили свирепого тигра, бросившегося на Ш., но Ш. Содрал с него шкуру и сделал из неё для себя накидку. Они наслали на него змею и антилопу, но Ш. Надел змею на шею, как ожерелье, а антилопу навечно зажал в своей левой руке. Тогда аскеты, а за ними и все боги признали над собой власть Ш. Созидающие аспекты образа Ш. Воплощены в его основном символе - лияге-фаллосе. Изображения линги в виде каменной колонны, покоящейся на йони - женском символе, распространены по всей Индии и являются главным объектом культа Ш. В «Махабхарате» (XIII 14, 33) мудрец Уламанью говорит, что знак творения - не лотос (эмблема Лакшми), не диск (Вишну), не ваджра (Индра), но линга и йони, и потому Ш.
- верховный бог и творец мира. Согласно другому мифу, во время спора Врахмы и Вишну, кого из них почитать творцом, перед ними вдруг возник пылающий линга необозримой величины. Пытаясь найти его начало и конец, Вишну в виде кабана спустился под землю, а Брахма в виде гуся взлетел в небо, но оба не достигли цели. Тогда они признали Ш. Величайшим из богов (Линга-пур. I 17. Шива-пур. II 5. Ваю-пур. 55, 21-61). Сходный аспект культа Ш. Отражён также в представлении о нём как о двуполом существе - Ардханаришва-ре, с правой - мужской и левой - женской половинами (Матсья-пур. 260, 1-10, и др.).Будучи богом-создателем, Ш. - одновременно и бог-разрушитель. В частности, в этой функции он по преимуществу выступает в верховной индуистской триаде, где ему отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы.
С этим связаны многие устрашающие черты облика и культа Ш. Свиту Ш. Составляют праматхи («мучители»), бхуты, веталы и пишачи. - злые духи и оборотни, живущие на кладбищах и питающиеся человеческим мясом. Ещё более грозны существа, представляющие собой эманацию духа Ш. Тысячеголовый и тысячерукий Вирабхадра. Исторгнутый изо рта Ш. Ради разрушения жертвоприношения Дакши. Имеющий львиную голову Киртимукха, рождённый гневом Ш. Для уничтожения Раху. Бхайрава («ужасный») - чудовище с гигантскими клыками, опоясанное черепами и змеями, которое Ш. Сотворил из своего лба, чтобы отомстить Брахме. Один из мифов рассказывает, что Ш., разгневавшись на Брахму, отсек у него пятую голову, но за это был осуждён на вечный аскетизм- В качестве «великого аскета» (Махайогина) Ш.
Изображается голым, с телом, покрытым золой, со вставшими копной волосами, с серьгами из змей и ожерельем из черепов, сидящим на тигровой шкуре и погружённым в глубокую медитацию.Посредине лба Ш. - третий глаз, который появился у него, когда жена Ш. Парвати, подойдя к нему сзади, закрыла ладонями два других глаза. Этот глаз Ш. Особенно губителен:его пламенем он сжёг бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь его от аскетических подвигов. Волосы Ш. Украшает серп месяца, и сквозь них протекает река Ганга, которую Ш., когда она падала с неба, подхватил себе на голову, чтобы тяжестью своих вод она не разрушила землю. С тех пор как Ш. Во время пахтанья богами океана выпил яд калакуту, способный отравить и сжечь вселенную, его шея - синего цвета, а тело окружено огненным полукружьем.
На многих изображениях Ш. У него пять (или четыре) лиц и четыре руки. В руках он держит трезубец (тришулу), маленький барабан в форме песочных часов (дамару), боевой топор или дубинку с черепом у основания (кхат-вангу), лук (аджагаву), сеть (пашу), антилопу и т. Д. Со своей женой, имеющей множество ипостасей (Деви, Парвати, Дурга. Кали, Ума и др.), Ш. Живёт на вершине Кайласы. У него два сына. Бог войны Сканда и предводитель его свиты (ганы) слоноподобный бог Ганеша. Ездовое животное (вахана) Ш. И его постоянный помощник - бык Нандин. В пуранах перечисляются 1008 имён, или эпитетов, Ш. Помимо названных ранее, среди них наиболее известны. Бхутешвара («господин бхутов»), Вишванатха («владыка всего»), Гангадхара («носящий Гангу»), Гириша («властитель гор»), Джатадхара [«носящий копну (волос)»], Ишана («властитель»), Ишвара («господин»), Капаламалин («с гирляндой из черепов»), Махеша («великий владыка»), Нилакантха («с синей шеей»), Панчанана («пятиликий»), Стхану («твёрдый»), Трило-чана («трёхглазый»), Чандрашекхара («увенчанный месяцем»), Хара («уносящий»), Шанкара («благодетельный») и др.Лит.
Бонгард-Левин Г. М., Герасимов А. В., Мудрецы и философы древней Индии, М., 1975. Аууаг С. V. N. Origin and early history of Saiviem in South India, Madras, 1936. Bhandarkar R. G., Vaisnavism, Saiviem and minor religious systems, Varanasi, 1965. Gonda J., Visnuism and Sivaism. A comparison, L., 1970. O'Flaherty W. D., Asceticism and eroticism in the mythology of (Siva, Oxf., 1973. Meinhard Н., Beltrage zur Kenntnis des Sivaismus nach den Purans, Bonn, 1928 (Dies.).П. А. Гринцер.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Шива
На нашем сайте Вы найдете значение "Шива" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шива, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 4 символа