Якутская Мифология

244

В основе мифологии якутов лежат представления древних тюрок и др. Племён юж. Сибири.В Я. М. Сохранились весьма древние мифы о животных, объясняющие их некоторые видимые особенности. Например, миф о вороне и гагаре, которые в старину были чёрными и, завидуя пёстрому оперению других птиц, решили разукрасить друг друга. Ворон украсил гагару различными узорами. Гагара, увидев своё отражение в воде, захотела одна остаться нарядной и собралась нырнуть в реку, но ворон успел клюнуть её в крестец. Поэтому ворон остался чёрным, а у гагары с тех пор вывернутые ноги.В Я. М. Частично бытуют архаичные мифы тотемического типа. Это мифы об орле, лебеде, вороне и др. Орёл считался сыном небесного божества Хомпоруун хотой, главой всех птиц.

Будто бы он принёс людям огонь, и некоторые якутские роды считали его своим покровителем и относились к нему как к старшему родственнику. Когда орёл весной прилетал в Якутию - зима отступала.Согласно Я. М„ домашние животные созданы добрыми божествами (айы). В одном мифе говорится, что Юрюнг айы тойон создал коня одновременно с человеком, в другом - творец сначала сделал коня, от него произошёл полуконь-получеловек, от последнего - человек. Есть мифы, объясняющие некоторые анатомические особенности домашних животных и их взаимосвязь с природными условиями края.В Я. М. Существует обширный цикл космогонических мифов. Так, имеется несколько вариантов мифов о солнце. По одной версии, благодаря солнцу возникли земля и люди, по другой - солнце - это сияние лица Юрюнг айы тойона, по третьей - Юрюнг айы тойон создал три солнца, из которых одно было предназначено для освещения земли.

По одному из вариантов мифа, солнце имеет свою семью и живёт на небе. Происхождение пятен на луне объясняется тем, что возле ивы стояла девушка-сирота с коромыслом и вёдрами, а луна, сжалившись над ней, взяла её к себе вместе со всеми предметами, и теперь они видны там. Есть несколько мифов о господине месяце и его дочери на небе, о происхождении отдельных созвездий. По одному из мифов, охотник, преследуя лося, загнал его на небо, и там оба превратились в созвездие Орион. Млечный путь, по Я. М., - след сына неба, гнавшегося на лыжах за оленем.Согласно мифу, сохранённому богатырским эпосом олонхо, вселенная состоит из трёх миров, образовавшихся следующим образом. В древности разгорелась длительная война между племенами Улу тойона, Юрюнг айы тойона и главы злых духов нижнего мира Арсан Дуолайя.Близился конец мира.

Тогда воюющие стороны прекратили битву и заключили договор, по которому разделили вселенную на три отдельных мира. Верхний мир был отдан племенам Юрюнг айы тойона и Улу тойона, средний - человеческому роду, а нижний - племенам Арсан Дуолайя.Верхний мир, по воззрениям якутов, состоит из нескольких ярусов. В мифах упоминается 3, 7 и 9 небеса, расположенные как бы друг над другом. Самое верхнее небо считалось местом обитания племени Юрюнг айы тойона, на следующих ярусах жили другие айы и абасы верхнего мира во главе с Улу тойоном. Края нижнего неба якобы свисают по окружности вниз и трутся о приподнятые края земли так, как будто грызутся со скрежетом разъярённые жеребцы. Верхний мир считался холодным краем.

По одной версии, добрые божества айы создали землю очень красивой и ровной, но злой дух абасы затоптал и исцарапал её. Следы его деяний остались в виде рек, озёр и гор. Вслед за сотворением земли Юрюнг айы тойон создал человека. Для этого он сделал статуи людей и поместил их в каменный дом, около которого поставил сторожа и велел ему не пускать в дом злого духа. Последний подкупил сторожа, пообещав дать ему тёплую шубу. Войдя в дом, злой дух испачкал нечистотами статуи людей. Юрюнг айы тойон, увидев содеянное, превратил сторожа в собаку, а статуи вывернул наизнанку. С тех пор люди внутри полны грязи. Помимо людей и животных, созданных вслед за человеком, в среднем мире живут многочисленные иччи - духи - хозяева земли, леса, рек, озёр, гор, дорог, предметов, сделанных руками человека, жилых и хозяйственных строений, орудий труда и т.

П.Нижний мир - под землёй, описывается как сумрачная страна, тускло освещённая щербатыми солнцем и луной. Весь нижний мир покрыт непросыхающим болотом, на котором растут уродливые железные деревья.Отдельный цикл Я. М. Составляют мифы о великих шаманах - об их могуществе, о борьбе шаманов друг с другом, об их способности совершать волшебства. Считается, что даже лёжа в могилах, шаманы продолжают камлать, поэтому около их погребений иногда слышны гул бубна, звон привесок шаманского плаща. Культовые мифы создавались для подтверждения могущества шаманов (см. Ст. Ан аргыл ойун). С Я. М. Генетически связана долганская мифология, которая по содержанию совпадает с мифологией сев. Якутов. Лит. Эргис Г. У., Очерки по якутскому фольклору, М., 1974.

Алексеев Н. А., Традиционные религиозные верования якутов в XIX - нач. XX вв., Новосиб., 1975. Г у рви ч И. С., Культура северных якутов-оленеводов, М., 1977. Ксенофонтов Г. В., Эллэйада, М. 1977.Н. А. Алексеев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Язон

(Jason, Ιάσων). Предводитель Аргонавтов, сын Эзона, царя Иолка, в Фессалии. Подробности первой половины его жизни — см. Аргонавты. Во время похода аргонавтов дядя Язона, Пелий, убил его отца. Чтобы отомстить за это преступление, Медея, жена Язона, уговорила дочерей Пелия разрезать своего отца на куски и сварить его, уверив их, что после этого он оживет молодым и сильным. Она произвела такой же опыт над бараном и, благодаря своему искусству в волшебстве, сумела возродить его в виде ягненка. Таким..

Яйцо Мировое

Яйцо космическое, мифопоэтический символ. Во многих мифопоэтических традициях известен образ Я. М., из которого возникает вселенная или некая персонифицированная творческая сила. Бог-творец, культурный герой-демиург, иногда - род людской (ср. Кит. Пань-гу, фольклорные мотивы рождения человека из яйца и превращения яйца в человека). Чаще всего встречаются мотивы происхождения из верхней и нижней половинок Я. М. (или из яйцеобразной хаотической массы) неба и земли или солнца (из желтка). Во многих..

Якши

(др.-инд. Yaksa), в индуистской мифологии полубожественные существа. Отцом Я. Считается либо Пуластья. Либо Брахма, из стопы которого, согласно «Вишну-пуране», они родились одновременно с ракшасами. Однако, в отличие от ракшасов, с которыми они обычно враждуют, Я„ как правило, благожелательны к людям. К ним прилагаются эпитеты «итараджана» - «другие люди» и «пуньяджана» - «чистые люди», впервые встречающиеся в «Атхарваведе» (VIII Ю, 28. XI 9, 24 и др.). Судя по внешнему облику (Я. Изображаются и..

Ям

- сын Аполлона,родоначальник жрецов в Олимпии. Давал предсказания по голосам птиц и шкурам жертвенных животных.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Дополнительный поиск Якутская Мифология Якутская Мифология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Якутская Мифология" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Якутская Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 18 символа