Конёнков Сергей Тимофеевич

94

(1874, деревня Караковичи, ныне Смоленской области, — 1971, Москва), скульптор, народный художник СССР (1958), действительный член Академии художеств (1954), Герой Социалистического Труда (1964). Учился в МУЖВЗ (1892—96) у С.И. Иванова и С.М. Волнухина вместе с А.С. Голубкиной (с которой его связывали впоследствии общность творческих устремлений и глубокое взаимное уважение), в 1899—1902 — в петербургской Академии художеств. Участвовал в выставках «Мира искусства». Член объединения Союз русских художников, его председатель в 1918—23. В 1902—23 и с 1945 жил в Москве. Первые значительные работы здесь выполнил в 1895—97 как мастер монументальной декорации — 6 выразительных по своей мощной пластике гипсовых кариатид доходного дома Перлова на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира, 3).

В 1905 творчески и очень индивидуально перетолковал образы античной мифологии в мраморных скульптурах и рельефах для вестибюля кофейни Филиппова на Тверской улице (ныне ресторан «Центральный»). В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 в Москве в составе боевой дружины принимал участие в защите баррикад на Арбате, где была его мастерская. События этих дней отразились в его творчестве («Рабочий боевик 1905 года Иван Чуркин», мрамор, 1906, Музей Революции в Москве). В 1900—10-х гг. Обращался к дереву, создавая сказочные, фольклорно-мифологические образы («Старичок-полевичок», 1910, ГТГ), работал над психологически выразительными портретами, в том числе близких ему людей творческого склада (издателя П.П. Кончаловского, дерево, 1903—04, частное собрание в Москве.

А.П. Чехова, мрамор, 1908, Дом-музей А.П. Чехова в Москве. Скрипача Ф.Г. Ромашкова, бронза, 1909, частное собрание в Москве). Конёнков был особенно близок с семьёй Кончаловских, поддерживал дружеские и творческие связи с Ф.О. Шехтелем, И.В. Жолтовским, А.В. Щусевым, по инициативе которого выполнил белокаменные резные кресты на наружных стенах храма Марфо-Мариинской обители (1910), а также деревянный тонированный горельеф «Пиршество» для столовой дома Карповых (1910, ныне в ГТГ). В 1914—23 занимал большую скульптурную мастерскую в д. 3 на улице Большая Пресня, где собирались музыканты, актёры Художественного театра, живописцы П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, Г.Б. Якулов, поэт С.А. Есенин, портрет которого в дереве Конёнков выполнил в 1920 (Институт мировой литературы имени А.М. Горького).

В 1916 здесь проходила первая персональная выставка произведений Конёнкова. С 1916 Конёнков — председатель Московского профессионального союза скульпторов. В 1917 участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства, в 1918 — в Коллегии по делам изобразительных искусств. Преподавал во Вхутемасе и студии Пролеткульта (1918—22). В 1918 в рамках плана монументальной пропаганды создал мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (барельеф, цветной бетон, была установлена на Сенатской башне Кремля, ныне в ГРМ), оригинальную по композиции скульптурную группу «Степан Разин со своей дружиной» (подцвеченное дерево, была установлена на Лобном месте, ныне в ГРМ). В 1923 для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки изготовил ряд монументальных деревянных фигур («Текстильщица», ГТГ).

В 1924—45 жил в США. После возвращения на родину работал над классицистически строгим рельефным многофигурным фризом для Института геохимии АН (1953—54), произведениями, полными героической символики («Освобождённый человек», 1947, ГРМ), создавал глубоко-лирические и приподнято-оптимистические образы («Марфинька», мрамор, 1950, ГРМ. «Автопортрет», мрамор, ГТГ, 1954), исполнил портреты выдающихся деятелей науки и культуры (А.Б. Гольденвейзера, дерево, 1950, Музей-мастерская Конёнкова. И.П. Павлова, мрамор, 1952, Музей Революции. Н.Д. Зелинского, мрамор, 1952, ГРМ), памятники (хирургу А.В. Вишневскому, бронза, 1950, установлен на территории Института хирургии в Москве), надгробные памятники (М.М. Пришвину, 1955, на Введенском кладбище.

В.В. Вишневскому, 1957, О.Ю. Шмидту, 1958, на Новодевичьем кладбище). Из дерева изготавливал мебель в виде причудливых фигур животных и птиц (кресло «Орёл», 1955, стул «Лебедь», 1955, стул со змеёй, 1958, все — в Музее-мастерской Конёнкова). Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1951). Похоронен на Новодевичьем кладбище. В доме, где в 1947—71 жил Конёнков (Тверской бульвар, 28. Мемориальная доска), открыт Музей-мастерская, где собраны многочисленные произведения скульптора. Именем Конёнкова в 1974 названа улица в Бибиреве.Сочинения. Воспоминания. Статьи. Письма, т. 1—2, М., 1984..

Значения в других словарях
Кондрашин Кирилл Петрович

(1914, Москва — 1981, Амстердам), дирижёр, народный артист СССР (1972). Из семьи музыкантов, по отцовской линии — потомок крепостного тромбониста. С 6 лет обучался игре на фортепьяно. В 1932—36 учился в Московской консерватории (класс дирижирования Б.Э. Хайкина). С 1934 дирижёр-ассистент в Музыкальном театре Вл.И. Немировича-Данченко (играл также в оркестре на ударных инструментах), дебютировал как дирижёр в оперетте «Корневильские колокола» Р. Планкета. Там же дирижировал оперы «Чио-Чио-сан» Дж..

Конев Иван Степанович

(1897, деревня Лодейно, ныне Кировской области, —1973, Москва), Маршал Советского Союза (1944), Герой Советского Союза (1944, 1945). Участник Гражданской войны. Окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе (1934). В 1939—52 кандидат, с 1952 член ЦК КПСС. В начале Великой Отечественной войны командующий армией. Во время Московской битвы 1941—42 командовал войсками Западного (сентябрь — октябрь 1941) и Калининского (октябрь 1941 — август 1942) фронтов. Войска под командованием Конева вели упорные об..

Конка

Конно-железная городская дорога, проложена в Москве в 1872 к открытию Политехнической выставки. Предложение о строительстве линии конки обсуждалось на заседании Городской думы в 1863. Первая линия была проложена от Смоленского (ныне Белорусского) вокзала к Красной площади.В 1875 было создано «Первое общество конно-железных дорог в Москве». В 1885 организована бельгийская компания «Главное общество конно-железных дорог». Эти организации построили линии конки по Бульварному кольцу, Садовому кольцу..

Конноспортивный Комплекс "Битца"

В Северном Чертанове, у северной кромки Битцевского леса, сооружён к Олимпийским играм 1980. В состав комплекса входят. Стадион для проведения соревнований по конкуру с ареной 150x100 м и трибунами на 5 тыс. Мест. Крытый манеж с полем 90x38 м для проведения соревнований по выездке. К манежу примыкают открытое поле для соревнований по выездке (60x20 м) и стипл-чейзный круг (длина дорожки 1650 м, ширина 20 м). Внутри круга находятся 6 тренировочных полей (90x60 м) и 6 полей для выездки (60x20 м). ..

Дополнительный поиск Конёнков Сергей Тимофеевич Конёнков Сергей Тимофеевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Конёнков Сергей Тимофеевич" в словаре Энциклопедия Москвы, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конёнков Сергей Тимофеевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 26 символа