Левитан Исаак Ильич
(1860, Кибарты, ныне Кибартай в Литве, — 1900, Москва), живописец. Учился в МУЖВЗ (1873—85) у А.К. Саврасова, с 1882 у В.Д. Поленова. Преподавал там же (с 1898). В 1884 и регулярно с 1888 участвовал в выставках передвижников, член Товарищества передвижных художественных выставок с 1891. С 1897 академик Академии художеств. В бытность учеником МУЖВЗ Левитан близко сошёлся с К.А. Коровиным, М.В. Нестеровым, архитектором Ф.О. Шехтелем, Н.П. Чеховым, с его братом А.П. Чеховым, ставшим ближайшим другом художника на всю жизнь (в 1885 Левитан написал портрет Чехова, ныне в ГТГ). Сильно нуждаясь в деньгах (в 1876—79 Левитан был освобождён от платы за учение «ввиду крайней бедности» и отличных успехов), для заработка в 1881—82 делал рисунки жанрового и сказочно-фантастического содержания для иллюстрированного журнала «Москва» (где также сотрудничали братья Чеховы), в начале 80-х гг.
Иллюстрировал издание М. Фабрициуса «Кремль» (М., 1882). В 1885—86 совместно с Коровиным писал декорации спектаклей Частной русской оперы С.И. Мамонтова («Виндзорские кумушки», «Фауст», «Алая роза» по эскизам Поленова, «Русалка», «Снегурочка» по эскизам В.М. Васнецова, «Жизнь за царя» по собственным эскизам). В конце 80-х гг. Посещал рисовальные вечера в доме Поленовых. Пейзажист по призванию, глубоко чувствующий и лирически-проникновенно раскрывающий неповторимую прелесть и спокойное величие русской природы, Левитан практически не писал городских пейзажей. За исключением ныне утраченного «Вида Симонова монастыря», упоминаемого Нестеровым, Москва присутствует только в произведении «Иллюминация Кремля» (1896, Днепропетровский художественный музей).
Левитан, по воспоминаниям родственников, когда наступала весна, «совершенно преображался, . Волновался, его тянуло за город», хотя на это стремление порой накладывались вынужденные обстоятельства в связи с неоднократными распоряжениями правительства, запрещавшими евреям жить в Москве (1879, 1892). В конце 70-х гг., много работая в окрестностях Москвы, художник создал свой особый вариант «пейзажа настроения», в котором облик и состояние природы одухотворяются, становятся носителями состояний человеческой души («Осенний день. Сокольники», 1879, ГТГ). Работая в Останкине, запечатлел фрагменты усадебного дома и парка («Аллея», 1880, ГТГ. «Останкино», начало 80-х гг., ГРМ), но в основном увлекался поэзией камерных уголков леса или скромных «деревенских задворок».
В последних работах Левитана возникает исполненный величия и драматизма образ вечного бытия природы («Над вечным покоем», 1894, ГТГ). Своеобразным итогом художественных исканий Левитана стала незаконченная картина «Озеро. Русь» (1900, ГРМ). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1892—1900 жил Левитан (Большой Трёхсвятительский переулок, 1, во дворе), — мемориальная доска. Именем Левитана в 1928 названа улица в посёлке Сокол.Литература. Алпатов М., И.И. Левитан, М., 1945. И.И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания, М., 1956. И.И. Левитан. Каталог выставки, М., 1960. Федоров-Давыдов А.А., И.И. Левитан. Жизнь и творчество, М., 1966. Петров В., И.И. Левитан, СПб., 1992..
Дополнительный поиск Левитан Исаак Ильич
На нашем сайте Вы найдете значение "Левитан Исаак Ильич" в словаре Энциклопедия Москвы, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Левитан Исаак Ильич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 19 символа