Знак

202

Традиционно - материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения). 3. - интерсубъективный посредник, структур-медиатор в социальных взаимодействиях и коммуникации. Научной дисциплиной, занимающейся изучением общих принципов, лежащих в основе структуры всех 3., с учетом их употребления в структурах сообщений, а также специфики различных систем 3. И сообщений, использующих различные типы 3., является семиотика. Из определения 3. Вытекает его важнейшее свойство.

Будучи некоторым материальным объектом, 3. Служит для обозначения чего-либо другого. В силу этого понимание 3. Невозможно без выяснения его значения - предметного (обозначаемый им объект). Смыслового (образ обозначенного объекта). Экспрессивного (выражаемые с помощью его чувства и т.д.). 3. Обозначает данный предмет (предмет, обозначаемый 3., суть его предметное значение - денотат) и выражает сопряженные смысловое и экспрессивное значения. 3. Может иметь определенный смысл вне наличия соответствующего предмета. Смысл 3. Может минимизироваться при наличии предметного значения (имена собственные естественных языков) и т.д. Смысловое значение 3. - это то, что понимает под ним пользователь данного 3. Экспрессивное значение 3.

Выражает эмоции человека, использующего 3. В определенном контексте. В семиотике различают отношения 3. Друг к другу (синтаксис), отношение 3. К тому, что ими обозначается (семантика), и отношения использующего 3. К употребляемым им знаковым системам (прагматика). Анализ понятия "3." занимал важное место в философии, логике, лингвистике, психологии и т.д. Большое внимание рассмотрению гносеологических функций 3. Уделяли античные философы (Платон, Аристотель, стоики), мыслители 17-18 вв. (Локк, Лейбниц, Кондильяк). В 19 в. Новые моменты в исследование 3. Внесли лингвистика и математическая логика. В 19-20 вв. Сложилась особая наука о 3. - семиотика (Пирс, Моррис, Соссюр, представители современного структурализма). Для понимания природы 3.

Первостепенное значение имеет выделение особых социальных ситуаций (так называемых знаковых), в которых происходит использование 3. Подобные ситуации неразрывно связаны со становлением речи (языка) и мышления. Еще школа стоиков отмечала, что суть 3. Заключается в их двусторонней структуре - неразрывном единстве непосредственно воспринимаемого (означающего) и подразумеваемого (означаемого). Разнообразие мыслимых отношений между ними конституирует возможные их классификации. 3. Возможно подразделять (Пирс, 1867) на индексные, иконические и символические. Данная классификация в реальности основывается (Якобсон) на двух дихотомиях. Противопоставление смежности и сходства. Противопоставление фактичности и условности.

Индексное (указательное) отношение предполагает наличие фактической, действительной смежности между означаемым и означающим. Иконическое отношение (по принципу подобия) - "простая общность, по некоторому свойству", ощущаемое теми, кто интерпретирует 3. В символическом 3. Означаемое и означающее соотносятся "безотносительно к какой бы то ни было фактической связи" (или в отношении, но Пирсу, "приписанного свойства"). 3., входящие в состав языков как средств коммуникации в социуме, именуются 3. Общения. Последние делятся на 3. Искусственных знаковых систем и 3. Естественных языков. Большое значение для создания теории 3. Имеет исследование формализованных знаковых систем, проводимое в рамках математической логики и метаматематики.

Такие системы, используемые для разнообразных технических и научных целей, являют собой искусственные трансформы, как правило, письменных разновидностей естественных языков. В их структуре традиционно выделяют следующие. 3. Кодовых систем для кодирования и перекодирования сообщений (азбука Морзе, 3. Для компьютерных программ и др.), 3. Для моделирования непрерывных процессов (кривые перманентных изменений в них) и 3. Для выражения формул в языках наук. Несмотря на интенсивные разработки во всех указанных направлениях, задача построения синтетической концепции 3. До сих пор не решена. Это обусловлено прежде всего тем, что 3. Принадлежат к сложным структурным образованиям, методы исследования которых пока еще в достаточной мере не разработаны.

В постмодернистской философии теория 3. Подвергается самой радикальной переоценке. [См. Трансцендентальное означаемое, Пустой знак, Означивание, "Позиции" (Деррида).] A.A. Грицанов.

Значения в других словарях
Звезда Искупления

Книга Розенцвейга, один из важнейших документов иудаистского модернизма. (З.И. - образ Звезды Давида, одновременно конституирующий сопряженный гештальт.) Представляет собой детально разработанный вариант философской реализации диалогического принципа. Работа является также глобальной попыткой новой ориентации мышления в ситуации кризиса культуры, связанной с Первой мировой войной. "З.И." обдумывалась Розенцвейгом на ее фронтах, основные концепции будущего сочинения обсуждались в переписке с друз..

Зильберман (Zilberman) Давид (1938-1977)

Русско-американский философ, предпринявший попытку создания "философологии", универсального философского синтеза, сравнимого по масштабам систематизации с конструкциями Аристотеля, И.Канта или Г.Гегеля. Основные сочинения. "Православная этика и материя коммунизма" (1977), "Генезис значения в философиях индуизма" (1988), "Приближающие рассуждения между тремя лицами о модальной методологии и сумме метафизик" и мн. Др. По мысли 3., потенциал философии в западной культуре оказался ослабленным (в сил..

Знак Иконический (Или Иконичность)

Семиотическое понятие, разновидность знака. Впервые термин ("icon") был предложен и разработан Пирсом (другими элементами данной трихотомии являются "знак-индекс" и "знак-символ"). Определение З.И., данное Пирсом, до недавних пор не подвергалось сколько- нибудь существенным модификациям, однако в последние десятилетия в связи с критикой лингвоцентризма структуралистской семиотики и поиском адекватных моделей интерпретации визуальных феноменов оно подверглось существенному пересмотру. С точки зре..

Игра

Разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. И. - одно из ключевых понятий современной культурологии. В широкий научный обиход вошло в значительной степени благодаря классической работе Хейзинги "Homo Ludens" (1938). Современный интерес к проблеме игрового элемента в культуре обусловлен характерным для гуманитарной мысли 20 в. Стремл..

Дополнительный поиск Знак Знак

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Знак" в словаре Энциклопедия постмодернизма, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Знак, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 4 символа