След

212

Понятие (в границах языковых игр, прису-щих творчеству Деррида - не-понятие), противопос-тавляемое в рамках описываемой традиционной логи-кой сопряженной бинарной оппозиции ("С. - присутст-вие") "присутствию" как принципу традиционной мета-физики. (В известном смысле сопряженным с "канони-ческим" значением провомерно полагать интерпрета-цию текста как исторического С. В разработках школы "Анналов" и у Коллингвуда. Ср. Понятия Фрейда. "по-следействие" - "Nachtraglichkeit", "пролагание путей" "Bahnung".) С. Обозначает, согласно Деррида, "первона-чальное прослеживание и стирание" и конституируется самой их возможностью. С. Выступает универсальной формой не-наличия, при которой осуществляется осо-бая форма соотнесенности всего со всем.

Фиксация то-го, что именно с чем соотносится, оказывается неразре-шимой. В интерпретации Деррида концепция С. И сопря-женная с ней конфигурация терминов выступают одним из значимых оснований для преодоления традициона-листского метафизического мировоззрения. Ввиду убеж-денности Деррида в эвристической ограниченности пре-дикативно-объяснительных возможностей метафизичес-ких структур и подходов бинарного типа, а также в рам-ках стандартной для его философии процедуры выработ-ки означающих, предшествующих предельным исход-ным оппозициям классической метафизики, понятию "С." предпосылается термин "архи-С." или "нечто" - ито-гом перечеркивания которого являются легитимные сло-воформы ("присутствие" и "С.").

(Словопорождающий механизм - генератор термина "архи-С." - аналогичен интеллектуальным репертуарам конституирования поня-тийного комплекса "differance - различие" (см. Differance). Если классическая метафизика осмысливает различие между двумя понятиями посредством присвое-ния одному из них ранга господствующего и трактовки другого как производного и внешнего, то, согласно Дер-рида, "самотождественность" может являться исключи-тельно как "отличная от другого".) С точки зрения Деррида, прежде чем выяснять, чем X отличается от Y, мы должны предполагать, что есть X, т.е. В чем именно за-ключается его самотождественность. Архи-С. Тем са-мым трактуется Деррида как артикулятор самой формы различия, как необходимое условие осуществимости последнего, как предшествующий и организующий про-цедуру различия ("дифференцирующую игру") между любыми X и Y (будь то явление или понятие).

"Присут-ствие" у Деррида, таким образом, исходно инфицирова-но различием (см. Differance). Самотождественность понятия, немыслимая сама по себе, требует в качестве обязательного условия свою собственную дубликацию с целью ее соотнесения с другим. "Прослеживание" С. (если угодно - в "гносеологическом" контексте) тожде-ственно его стиранию и самостиранию. По мнению Деррида, ". Такой след не мыслим more metaphisico. Никакая философема не в состоянии его подчинить. Он "есть" то самое, что должно избежать подчинения. Лишь присутствие подчиняется. Способ начертания та-кого следа в метафизическом тексте настолько немыс-лим, что его нужно описать как стирание самого следа. След продуцируется как свое собственное стирание. И следу следует стирать самого себя, избегать того, что может его удержать как присутствующий.

След ни заме-тен, ни незаметен". В рамках концептуальной схемы Деррида, в процессе производства и осмысления разли-чий (формирования оппозиций) между понятиями и яв-лениями, архи-С. Может являть собственное стирание как в виде присутствия, так и в форме отсутствия. С. Конституирует себя в качестве отношения к другому С. По формулировке Деррида. "Поскольку след запечатле-вает себя отнесением к другому следу. Его собственная сила производства прямо пропорциональна силе его стирания". Не имея собственного места, перманентно перемещаясь и отсылаясь, архи-С., по Деррида, не мо-жет быть буквально представлен. "Письмо есть предста-витель следа в самом общем смысле, оно не есть сам след. Сам же след не существует". Предметной облас-тью социогуманитарных исследований, апплицирование на которую концептуальной схемы "С.

- архи-С." результировалось в эвристически значимых теоретичес-ких моделях, выступила проблема знаковой природы языка в языковых системах. В границах гипотезы Дер-рида, знак конституируется не как фиксация определен-ного отношения означающего к означаемому, а посред-ством соотнесения означающего с иными означающими (в таком контексте С. С известной долей условности вы-ступает как знак в динамике). Согласно Деррида, фикса-ция различия между означающими предполагает суще-ствование определенного смыслового "люфта" или ин-тервала, который и конституирует знак, одновременно дифференцируя его. Тем самым, любая возможность (архи-С.) конституирования знака предполагает "обход" через другого - "самостирание" - возможное в силу феномена итеративности.

В данном контексте архи-С. Демонстрирует то, что двойное движение референции-"самостирания" не предполагает очевидного тождества, а будучи не способным принять вид фиксированной тождественности, это движение означает акт различия как такового. По схеме Деррида, "различие, конституи-руемое в результате движения референции и самостира-ния" есть "С. Архи-С.". Последний "стирает" себя в том, что он же и репрезентирует, ибо, по Деррида, сам С. Вы-ступает результатом именно "стирания" как такового. А.А. Грицанов.

Значения в других словарях
Скриптор ("пишущий")

Понятие, сменившее в постмодернистской текстологии традиционное поня-тие "автор" (см. Автор, "Смерть Автора") и фиксиру-ющее отказ философии постмодернизма от наделения субъекта письма. 1) причиняющим статусом по отноше-нию к тексту. 2) личностно-психологическими характе-ристиками и даже 3) самодостаточным бытием вне ра-мок пишущегося текста. Согласно постмодернистской текстологии, в принципе "не существует субъекта пись-ма" (Деррида). По формулировке Р.Барта, С. "рождается одновременно с тексто..

Скрытая Цитата

См. ИНТЕРТЕКСТУ-АЛЬНОСТЬ. ..

Случайность, Ирония И Солидар-ность ("сontingency, Irony And Solidarity". Сambridge, Мass., 1989)

Работа Рорти, представля-ющая собой попытку философского осмысления про-блемы соотношения личного и общественного моду-сов человеческого бытия. Решение этой проблемы имеет давнюю историко-философскую традицию, в рамках которой Рорти выделяет два основных подхо-да, определяющих полярные спектры теоретической полемики по этому вопросу. Первый из них восходит к платоновско-христианской версии исходного совпа-дения целей индивидуальной самореализации и об-щего блага. Подлинные интересы отдельной лич..

Смд-методология (Системо-мыследеятельностная Методология)

Направление, школа, течение в российской, советской и постсоветской философской и социально-гуманитарной мысли. В оппозиции "модернизм - постмодернизм" СМД-М. Может быть позиционирована с рядом оговорок и условий. Это определяется прежде всего тем, что данная традиция сформировалась и развилась в замкнутой коммуникации советской философии и общественной науки, в условиях холодной войны и "железного занавеса". Будучи маргинальным направлением советской философии, СМД-М. Приобрела заметный успех и..

Дополнительный поиск След След

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "След" в словаре Энциклопедия постмодернизма, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением След, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 4 символа