Эренберг (Еhrenberg) Ганс (1883-1958)

188

Немецкий философ, христианский теолог, священник, публицист, принадлежащий к традиции диалогического принципа. Родился в еврейской семье, связанной родственными узами с семьей Розенцвейга, приходящегося Э. Двоюродным братом. Родной брат Э. Рудольф был известным биологом, также не чуждым философских интересов. После завершения юридического образования Э. В течение одного года служил в армии, а выйдя в запас, посвятил себя изучению философии и психологии в Гейдельбергском университете. На этот период его духовного развития приходится также возникновение интереса к теологической (христианской) проблематике, и в 1909 он принимает крещение, а в политике присоединяется к социал-демократии. С 1910 Э. - приват-доцент философии в Гейдельберге.

Первая мировая война стимулировала его движение в сторону теологизирующей философии. После войны Э. Возобновляет преподавание в Гейдельбергском университете, участвует в политической деятельности, активно выступает как публицист. Э. Был одним из деятельных участников кружка историков, философов, теологов, правоведов, сложившегося вокруг издательства "Патмос" в Вюрцбурге. В кружок входили К.Барт, Л.Вайсмантель, В.Пихт, Розенцвейг, Розеншток-Хюсси, Р.Эренберг (брат Э.) и другие. В этот период возникает интерес Э. К русской культуре и философии, и он был одним из первых западных философов, познакомивших своих коллег с русской религиозной философией. Дружеские отношения связывали его с эмигрировавшими из России Бердяевым и С.Булгаковым.

В период нацизма Э. Попал в концлагерь, откуда был освобожден при содействии экуменических кругов, и с 1939 по 1947 (год возвращения в Германию) вместе с семьей жил в Англии. Основные сочинения Э. "Трагедия и Крест" (1919, т. 1. "Трагедия под Олимпом". Т. 2. "Трагедия под Крестом"), "Восточное христианство. Документы" (т. 1-2, 1923-1925, в соавторстве с Н.Бубновым), "Ученые споры. Три книги о немецком идеализме" (т. 1. "Фихте, или Логика. Экспозиция", 1923. Т. 2. "Шеллинг, или Метафизика. Конфликт", 1924. Гегель, или Этика. Катастрофа", 1925) и др. Кроме того, Э. Был издателем "Философии будущего" Фейербаха (1922) и автором программной вводной статьи к этой книге. В Фейербахе Э. Видит не только критика религии и идеализма, но и первооткрывателя диалогического принципа.

До Фейербаха, считает Э., философия имела дело только с субъектом и объектом, тогда как "Философия будущего" открывает феномен "Ты". Фейербах, убежден Э., - это отнюдь не плоский просветитель и атеист, он действительно открывает философии новые горизонты. Но Фейербах - мыслитель послегегелевской эпохи, а потому его идеи скрыты от того, кто не прошел через школу Гегеля. Более того, только после Гегеля возможна философия диалога между "Я" и "Ты". Подчеркивая в мышлении Фейербаха скрытые измерения, Э. Навлек на себя гнев некоторых ортодоксов и в Германии, и за ее пределами, и вызвал обвинения в иррационалистическом толковании концепций "великого материалиста". Тем не менее Э. Сумел впоследствии довольно детально развить свои предварительные идеи в "Ученых спорах", особый акцент сделав на проблеме языка и на осмыслении его роли в межчеловеческих отношениях.

Именно идеализм с его абсолютизацией мышления как речи, не нуждающейся в другом слушателе, кроме самого мыслителя, обвиняется им в забвении диалогического характера человеческого языка. Главным умением логика считается у Э. Способность говорить. Главным умением метафизика объявляется способность размышлять. Философ будущего будет объединять в себе эти два умения, и тот, кто обладает ими обоими, призван к настоящей философии. Но тот, кто наделен лишь одним умением, должен объединиться с другим человеком, который предоставит ему недостающее. Поэтому, чтобы войти в будущее, нужно открыться навстречу драматургии беседы. Идеализму как разновидности монолога путь в будущее закрыт. Э. Подчеркивает, что современное ему мышление поражено болезнью, и излечение состоит в превращении его в "речевое мышление", т.е.

В мышление, учитывающее и реализующее диалогическую сущность языка. Э. Обвинял немцев в утрате веры и считал самым религиозным народом Европы русских. В "Восточном христианстве" были, в частности, впервые опубликованы переведенные на немецкий язык разделы "Столпа и утверждения истины" Флоренского, что оказало на немецкую теологию значительное, но до сих пор не исследованное в деталях влияние. Вместе с тем Э. Стал одним из первых западных мыслителей, увидевших важность идей русской религиозной философии для современной ему Европы. Несмотря на некоторую идеализацию русского менталитета, Э., бесспорно, возбудил интерес Запада к православной духовной традиции, способствуя началу диалога культур. Велики заслуги Э.

И перед экуменическим движением, которое не в последнюю очередь бла- годаря ему проявляет все больший интерес к принципам "философии диалога". В историко-философском отношении личность и идеи Э. Интересны, прежде всего, в свете задачи исследования генезиса диалогического принципа, создания типологии его разновидностей, а также анализа его культурного и социально-политического контекста. А. И. Пигалев.

Значения в других словарях
Энкратический Язык

См. "РАЗДЕЛЕНИЕ ЯЗЫКОВ".. ..

Эон (Греч. Aion - Век)

Понятие древнегреческой и современной философии. В античности обозначало "век", "путь жизни", время в ипостаси течения жизни человека и живых существ. В традициях раннего христианства "Э." приобретает новое значение - "мир", но мир в его временном историческом развертывании - в соответствии с парадигмой, постулирующей вынесение смысла истории за пределы наличного исторического времени. В дальнейшем понятие Э. Употреблялось в схожих контекстах рядом мыслителей 20 в. (например, Андреевым). У Борхе..

Эротика Текста

Метафора постмодернистской философии, используемая для фиксации таких параметров текстовой (и в целом знаковой) реальности, которые связаны с нелинейным характером динамики последней. Постмодернистски понятый Т. (в широком смысле этого слова) представляет собой принципиально процессуальную семиотическую среду "самопорождающейся продуктивности", находящуюся "в перманентной метаморфозе" (Дж.В.Харрари). Фокусировка внимания культуры конца 20 в. На исследовании феномена нестабильности может быть рас..

Этика (Греч. Ethika: От Ethos - Нрав, Обычай, Характер, Образ Мысли)

1) на уровне самоопределения - теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни. 2) практически - на протяжении всей истории Э. - обоснование той или иной конкретной моральной системы, фундированное конкретной интерпретацией универсалий культуры, относящихся к субъектному ряду (см. Универсалии). Добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни и т.д. В силу этого в традиционной культуре Э. Как теоретическая модель морали и Э. Как моральное поучение дифференциро..

Дополнительный поиск Эренберг (Еhrenberg) Ганс (1883-1958) Эренберг (Еhrenberg) Ганс (1883-1958)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эренберг (Еhrenberg) Ганс (1883-1958)" в словаре Энциклопедия постмодернизма, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эренберг (Еhrenberg) Ганс (1883-1958), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 37 символа