Гоголь Николай Васильевич

98

(1809—1852), писатель. В Петербурге с декабря 1828. В 1829—30 Г. — канцелярский служащий в Департамента государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел, в Департаменте уделов. К этому же времени относятся первые опубликованные в Петербурге под псевдонимами литературные опыты Г. В письмах Г. — прообразах его «петербургской» прозы — преломляется восприятие Петербурга, оттолкнувшего юного Г. Обезличенностью, замкнутостью, безучастием. В апреле 1829 Г. Поселился на Большой Мещанской улице (ныне улица Плеханова, участок дома 39, не сохранился. Адрес «подарен» герою наброска «Фонарь умирал»), а в конце 1829 переехал в дом Зверкова на Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова, 69/18. Дом перестроен).

В конце 1830 — начале 1831 познакомился с В. А. Жуковским, в мае 1831 — с А. С. Пушкиным, вдохновившим Г. На создание «Ревизора» и «Мёртвых душ». Летом 1833 Г. Переехал на свою последнюю петербургскую квартиру на Малой Морской улице в дом Лепена (ныне улица Гоголя, 17. Мемориальная доска). Здесь написан набросок «1834», в котором «кипящий меркантильностью» Петербург, город «диких северных ночей», противопоставлен южному и древнему Киеву. Параллельно с литературным творчеством (в 1831—32 вышли 2 части «Вечеров на хуторе близ Диканьки») в Петербурге протекала педагогическая «карьера» Г. (в 1831—35 он учитель истории в Патриотическом институте), закончившаяся провалом в 1834—35, когда, уверовав в своё историческое призвание, Г.

Стал адъюнкт-профессором Санкт-Петербургского университета по кафедре всеобщей истории (мемориальная доска в кабинете научных сотрудников университета). В 1836 Пушкин привлёк Г. К участию в «Современнике». Неудовлетворённый премьерой «Ревизора» в Петербурге (Александрийский театр, 19 апреля 1836), Г. Покинул столицу (с этого времени он большую часть жизни проводил за границей) и в дальнейшем бывал в ней лишь наездами. В 1835 Г. Издал «Арабески», куда вошли его «петербургские повести». «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет». К ним примыкают также «Нос» и «Шинель». Петербург становится здесь одним из центральных героев — городом бессмысленной деловитости и мелких чиновничьих страстей (Г. Рисует жизнь чиновников разных рангов, вплоть до «значительных лиц» и различных слоев петербургского «среднего» класса), но прежде всего городом с затруднённой коммуникацией.

Петербург — губительный для мечтателя-романтика (несомненна автобиографичность Пискарёва) и страшный для бедного чиновника мир. Одновременно это не только образ реального города с точной социальной топографией и конкретными «уличными» реалиями (см., например, акцентированное указание на Калинкин мост — место, где мертвец-чиновник «сдирает» с прохожих шинели, «не разбирая чина и звания», петербургские маршруты свахи в «Женитьбе» и майора Ковалёва в повести «Нос»). Это и мифологический город-личность, способный лгать и притворяться (фонари, мосты, само пространство могут нести ирреальную опасность). Так, в «Невском проспекте» вырисовывается инфернальный подтекст города («ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе»).

Ср. Также незаконченные фрагменты «Страшная рука», «Фонарь умирал». Ирреальное видит Г. И в прозаической служебной деятельности. Гоголевский гротеск самую иерархию Табели о рангах превращает в силу «сверхматериальную», порождающую в Петербурге «необыкновенно-странное происшествие» — похождения отделившегося от майора Ковалёва носа и погоню за ним законного владельца. Для гротескного города Петербурга характерны фантастические слухи (о танцующих стульях и пр.). Петербург — холодный, в прямом и переносном смысле, город (морозный, ветреный Петербург, с серым петербургским небом — обычный пейзаж Петербурга у писателя), город внешнего лоска и бюрократический центр страны — появляется вслед за «Ревизором» (из писем и рассказов Хлестакова) в «Мёртвых душах».

В «Повести о капитане Копейкине» этот бессердечный город сановников предстаёт кунсткамерой «бесполезных раритетов» — от мостов до дверных ручек. Его восточные названия («Шехерезада», «Семирамида») подчёркивают впечатление нерусского «лица» столицы и пародируют её перифрастическое имя «Северная Пальмира». Г. Не только творец, но в известной степени и персонаж петербургского мифа. Вымышленный автор «Записок сумасшедшего» имеет петербургский адрес писателя 1829—33. Адресат Хлестакова, «шелкопёр» Тряпичкин, проживает в том же доме (указанный дом Лепена), что и автор «Ревизора». Неоднократно обращался писатель к Петербургу и в публицистике (открыто или в подразумевающем контексте). В статье «Петербургские записки 1836 г.» Петербург как апофеоз регламентации, приверженности условностям, чрезвычайной обособленности («раздробленности») сословий противопоставлен патриархальной, естественной, природной Москве (ср., например, образы чиновного господина «комильфо» Петербурга и радушной невесты Москвы).

В сопоставлении с Москвой Г. Определял и государственно-историческую роль Петербурга. «Москва нужна для России. Для Петербурга нужна Россия». Воплощением истинно национального города — в альтернативе и Петербургу, и отчасти Москве, — был для Г. Рим (незаконченная повесть «Рим»). Г. Называл Петербург, как и многие европейские города, «безархитектурным». Регулярность застройки он отождествлял с «неестественностью», в блестящих зданиях и шедеврах скульптуры недавнего прошлого видел гладкость, «монотонность», отсутствие господствующей цельной мысли и впечатляющей «колоссальности» (статья «Об архитектуре нынешнего времени», вызванная, видимо, и новыми постройками столицы 1830 х гг.). Творчество Г. — творца «своего» мифа о странном, полупотустороннем городе, живописца столичного быта — источник явных и скрытых цитат, авторитет и предмет полемики для русской литры XIX — XX вв.

Гоголевская традиция образа Петербурга прослеживается в произведениях писателей натуральной школы, повестях и романах Ф. М. Достоевского, в творчестве Н. А. Некрасова, В. Г. Короленко, А. Белого. Сам Г. В изображении Петербурга продолжил линию «петербургского фольклора» (сохранившиеся в записи рассказы об основании Петербурга, анекдоты о «таинственных явлениях») и отчасти Пушкина, но, в отличие от него, высокой петербургской темы и символики города не наследовал. Именем Г. Названы. Бывшая Малая Морская улица (см. Гоголя улица), улицы в Парголово и в бывшем посёлке Володарский. Бюст писателя установлен в Адмиралтейском саду (1896, скульптор В. П. Крейтан)..

Значения в других словарях
Гнилой ручей

Ручей начинается на территории Серафимовского кладбища и впадает в Черную речку. Название его впервые встречается на плане 1817 года.. ..

Говоров Леонид Александрович

(1897—1955), военачальник, Маршал Советского Союза (1944), Герой Советского Союза (1945). Член Коммунистической партии с 1942. Окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе (1933) и Академию Генштаба (1938). Участник Гражданской войны и советско-финляндской войны. В Великую Отечественную войну начальник артиллерии фронта, командующий армией, с апреля 1942 командующий группой войск Ленинградского фронта, с июня — войсками Ленинградского фронта. Войска фронта под его руководством провели ряд опера..

Гоголя улица

(до 1902 Малая Морская), между Невским проспектом и проспектом Майорова. Названа в честь Н. В. Гоголя. Возникла в начале XVIII в. На территории Малой Морской слободы (отсюда прежнее название). В 1738 после пожара проложена заново. В 1770 х гг. Построен дом 10, позже принадлежавший княгине Н. П. Голицыной (дом «Пиковой дамы»), перестроен в 1839 (архитектор А. А. Тон) для военного министра А. И. Чернышёва. Во второй половине XIX — начале XX вв. Возведён или перестроен ряд доходных домов и особня..

Голенищева-Кутузова дом

(площадь Искусств, 3), памятник архитектуры классицизма. Построен в 1822 (архитектор К. И. Росси) для генерал-лейтенанта. Голенищева-Кутузова как часть ансамбля Искусств площади. Лаконичное безордерное решение фасада подчинено общему стилевому замыслу ансамбля. Дворовые флигеля надстроены в конце XIX в. (архитектор Н. Л. Бенуа). В 1833—37 в Г. К. Д. Жили братья Виельгорские. С 1949 в доме Музей-квартира И. И. Бродского (жил здесь в 1924—39).. ..

Дополнительный поиск Гоголь Николай Васильевич Гоголь Николай Васильевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гоголь Николай Васильевич" в словаре Энциклопедия Санкт-Петербурга, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гоголь Николай Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 25 символа