Мандельштам Осип Эмильевич

118

(1891—1938), поэт. В Петербурге с 1897. Учился в Тенишевском училище (1900—07), в 1911—17 — на отделении романских языков историко-филологического факультета Петербургского университета (не окончил). Семья часто переезжала, не задерживаясь на одном месте более года. В 1903—04 М. Жил на Литейном проспекте, 15. В 1909—10 сблизился с Вяч. И. Ивановым. В 1911 вступил в созданный Н. С. Гумилёвым «Цех поэтов», став одной из центральных фигур акмеизма. Печатался в журнале «Аполлон» (активно с 1913), «Гиперборей». В 1913 в Петербурге вышла книга стихов «Камень», в 1922 — сборник «Tristia» («Книга скорбей», Петроград — Берлин). Петербург в поэзии М. 1910 х гг. Представлен как своего рода античный акрополь, часть мирового культурного пространства со своим стройно организованным архитектурным обликом.

Постоянны упоминания петербургских памятников, площадей, арок, порталов, портиков, соборов и т. Д. («Адмиралтейство», «На площадь выбежав», «Дев полуночных отвага», «В разноголосице девического хора»), и одновременно — как цитадель российской истории, державная «северная столица» с атрибутами императорской власти, «жёсткая порфира государства» («Петербургские строфы», «Дворцовая площадь», «Заснула чернь. Зияет площадь аркой»). С образом Петрограда связывал М. Неизбежную для России «железную кару» (ср. Статью М. «Кровавая мистерия 9 го января», 1922). Мотивы гибели, утраты, одиночества, настигающего нового петербургского обитателя (стыдящегося бедности послепушкинского Евгения — в «Петербургских строфах»), сопровождающие образ Петрограда во многих названных стихах, предельно усилены в стихотворениях 1916—20 сборника «Tristia» («Мне холодно.

Прозрачная весна», «В Петрополе прозрачном мы умрём», «На страшной высоте блуждающий огонь», «В Петербурге мы сойдёмся снова»), где именно в связи с Петроградом определяются свойственные дореволюционной лирике М. Эсхатологические предчувствия. В «Tristia» возникает новый город — Петрополь, скорбный город мёртвых, над которым довлеет таинственный и трагический рок, — образ, рождённый восприятием свершающейся истории, потерей прежней памяти и «слова» (культуры). Здесь и в других стихах Петроград — обречённый город, символизирующий конец петербургского периода российской истории и несущий в себе неопределимую метафизическую вину (и расплату) за ход истории и цивилизации. Из стихотворений 30 х гг. Петербургу посвящены два стихотворения.

«С миром державным я был лишь ребячески связан», где М. Говорит о парадоксальной (Петроград в этом стихотворении — «самолюбивый, проклятый, пустой, моложавый») и неотступной власти над его памятью дореволюционного Петербурга, и «Я вернулся в мой город, знакомый до слез», в котором воссоздана трагическая атмосфера Ленинграда 30 х гг. — страх, память о погибших, ожидание ареста («Я на лестнице чёрной живу, и в висок / Ударяет мне вырванный с мясом звонок»). В прозаической автобиографическом произведении «Шум времени» (1925) и «Египетская марка» (1928. Оба изданы в Ленинграде) М., по словам А. А. Ахматовой (с которой был дружен с начала 1910 х гг. До конца жизни, часто бывал у неё в «Фонтанном доме»), стал «последним бытописателем Петербурга», воссоздав яркий образ вещного и живого петербургского мира.

В 1918 М. Жил то в Петрограде, то в Москве. Осенью 1920 вернулся в Петроград (до конца января 1921). Жил в «Доме искусств». На квартире брата, где М., бывая в Петрограде (Ленинграде), неоднократно останавливался в 20 х гг. И где написал стихотворение «Я вернулся в мой город», в 1991 установлена мемориальная доска (8 я линия Васильевского острова, 31). Вместе с женой, Надеждой Яковлевной, с осени 1924 до конца 1925 жил на улице Герцена, 49, квартира 4, затем до 1927 (с перерывами) в Детском Селе (ныне г. Пушкин). В последний раз М. Приезжал в Ленинград без разрешения властей из воронежской ссылки осенью 1937. В том же году был арестован в Москве. Необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно..

Значения в других словарях
Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

(1852—1912), писатель. В 1872—76 учился на ветеринарном факультете МХА, в 1876—77 — на юридическом факультете университета. Одновременно занимался репортёрской работой и печатал в петербургских журналах свои первые рассказы. Быт литературной богемы, атмосферу петербургских редакций, судьбы начинающих журналистов изобразил в романе с автобиографическими мотивами «Черты из жизни Пепко» (1894). В 1877 из-за материальной нужды, подорванного здоровья прервал учёбу и выехал на Урал. Вернулся в Петер..

Манассеин Вячеслав Авксентьевич

(1841—1901), терапевт, общественный деятель, профессор (1876). Окончил (1866) МХА (с 1881 ВМА). Работал там же в клинике С. П. Боткина. Основал и в течение 20 лет редактировал популярное русское медицинское периодическое издание — журнал «Врач», ставший рупором передовой врачебной мысли. Организатор фондов материальной помощи студентам и врачам («Вспомогательная касса», «Манассеинский рубль»). Поборник высшего женского медицинского образования. Похоронен на Успенском кладбище (ныне Северное, с..

Манежи

(экзерциргаузы), памятники архитектуры XVIII—XIX вв., здания, предназначенные для выездки лошадей в осеннее и зимнее время, для упражнений в верховой езде и вольтижировке офицеров и подразделений конных полков. Обычно входили в комплекс казарменных сооружений. Зодчие, решая общую функциональную задачу создать помещение значительных площади и объёма, использовали характерные для своего времени стилистические приёмы, достигая во многих случаях большой выразительности сооружения. Монументальные, ..

Манежная площадь

(до 1866 Михайловская), на пересечении улиц Ракова и Толмачёва. Названия связаны с Михайловским манежем, который является архитектурной доминантой площади (ныне в нём Зимний стадион). Возникла на рубеже XVIII и XIX вв. При создании ансамбля Инженерного замка. Как целостный архитектурный ансамбль М. П. Сложилась в 1823—24, когда К. И. Росси перестроил в духе позднего классицизма (колонные портики, декоративные лепнина на темы военной атрибутики) выходящие на площадь торцовые фасады манежа и дву..

Дополнительный поиск Мандельштам Осип Эмильевич Мандельштам Осип Эмильевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мандельштам Осип Эмильевич" в словаре Энциклопедия Санкт-Петербурга, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мандельштам Осип Эмильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 26 символа