Боевая машина поддержки танков

130

Войны и конфликты 2-й половины ХХ века, происходившие с участием бронетанковой техники, свидетельствовали о необходимости создания боевых машин принципиально нового класса, рассчитанных на взаимодействие с ОБТ, призванных повысить их эффективность, снизить их потери и оказывать мощную огневую поддержку. Особенно ясно такая потребность выявилась в ходе арабо-израильских баталий, в которых подавляющее большинство потерь танков пришлось вовсе не на поединки с себе подобными, а на огонь РПГ, переносных и самоходных ПТРК, ударных вертолетов. Очевидно, что специальный тип БТТ, способный исправить ситуацию, предназначался прежде всего для борьбы со слабозащищенными танкоопасными целями, низколетящими ЛА и, возможно, тяжелобронированной техникой на дальних дистанциях.

Особенно ценной такая машина представлялась для локальных войн. В 80-х гг. В КБ ведущих танкостроительных держав - СССР, США, ФРГ - начались первые проработки концепции боевой машины поддержки танков (БМПТ). Планировалось их создание на шасси основных боевых танков 3-го и, в перспективе, 4-го поколения в рамках семейства высокоунифицированных боевых машин. Но, в связи с прекращением "холодной войны" темпы НИОКР снизились. К настоящему времени проекты зарубежных БМПТ материализованы лишь в виде эскизных проектов в патентах, без особых перспектив на производство. Однако известны некоторые сведения о первых советских БМПТ, создание которых форсировалось афганской кампанией. В то время машины этого рода именовались "танками для пограничных войск", но по своим принципиальным особенностям соответствовали требованиям к БМПТ.

КБ ЧТЗ, УКБТМ и, по некоторым данным, ОЗТМ предложили несколько совершенно различных проектов на танковом шасси, и некоторые из них дозрели до стадии прототипа. В частности, в металле был воплощен челябинский "Объект 745" - боевая машина с вооружением в штатной башне Т-72Б (30-мм 2А42 и 100-мм 2А70, пулеметы ПКТ и НСВТ), а также с двумя 40-мм автоматическими гранатометами на надгусеничных полках. Другие варианты из Омска и Нижнего Тагила отличались установкой вооружения - на лафете либо в башне, и его составом (хотя все машины оснащались 30-мм пушками, имелись и несхожие решения - например, наличие блоков НУРС). Их объединяло усиленное, в основном за счет ДЗ, бронирование. Но в итоге работы по "танкам для пограничных войск" были прерваны вскоре после падения Советского Союза.

Собранные к тому времени опытные образцы отправились на хранение в 38НИИ в Кубинке, и на какое-то время о них забыли. Однако в 1994 г. Разразился чеченский конфликт. Хотя основными причинами больших потерь российской БТТ в Чечне явился недостаточный уровень технической и профессиональной подготовки танковых частей наравне с просчетами командования, в полной мере проявились и проблемы, присущие всем танкам. Слабая горизонтальная и бортовая защита, низкая скорострельность основного вооружения и его одноканальность. Как следствие, наработки по "пограничным танкам" вновь извлекли из архива. В октябре 1998 г. ГАБТУ МО РФ выдало ТЗ на проектирование новой машины нижнетагильскому УКБТМ. В отличие от прежних разработок, этот проект под индексом "Объект 199" позиционировался как универсальная машина, пригодная и для контртеррористических операций, и для конвенциональной войны.

При проектировании боевой машины поддержки танков активно использовался опыт работ над "танками для пограничных войск". Впервые БМПТ, тогда еще ходовой макет, продемонстрировали широкой публике на выставке ВиВТ в Нижнем Тагиле летом 2000 г. Через два года вновь был представлен опытный экземпляр - на этот раз с другим составом вооружения, измененным по требованиям заказчика. В 2004-2005 гг. Машина вновь прошла модификацию (теперь уже незначительную), и, наконец, весной 2005 г. Последовало официальное объявление представителей ГАБТУ о приеме БМПТ на вооружение российской армии. Начало производства намечается на 2007 г. Конструкция машины основана на Т-72Б/Т-90, от которого, однако, заимствован только корпус, не подвергавшийся переделке или перекомпоновке.

Остальные элементы БМПТ заимствованы с других видов БТТ либо спроектированы заново. Защита корпуса повышена по сравнению с базовым танком за счет установки комплекса динамической защиты 3-го поколения "Реликт", состоящего из единого модуля, монтируемого на верхней лобовой детали корпуса, и бортовых экранов. Модуль ВДЗ корпуса выполнен из соединенных между собой несущих ребер и лонжеронов, между которыми размещаются элементы динамической защиты. От базового варианта они отличаются дополнительными броневыми пластинами и прослойками из металлических или неметаллических материалов (играющих роль вспомогательного метаемого экрана) и разнесением между активными элементами взрывчатого вещества (которое может состоять также из нескольких слоев.

Возможно, изменен и его состав) и основной броней, что позволяет противостоять даже тандемным ПТУР. Кроме того, комплекс в целом более ремонтопригоден и прикрывает большую площадь проекции, чем "Контакт-5". В итоге, по официальным сведениям от разработчика "Реликта" (НИИ Стали), он опережает "Контакт 5" по противодействию бронебойным снарядам в 2,5-3 раза, увеличивая защиту бронетехники от кинетических поражающих средств на 250-300 мм. Уровень защиты от КС-моноблоков остался на прежнем уровне - установка ДЗ усиливает ее приблизительно в два раза. По некоторой информации (в частности, по данным С. Суворова) на ВЛД установлена и дополнительная пассивная броня. Таким образом, при конверсионном производстве БМПТ из Т-72А/М/М1 эквивалент защиты от бронебойных/кумулятивных снарядов равен Боевая машина поддержки танков600-700/900 мм катаной стали, а при строительстве на базе Т-72Б/Т-90 - 850-900/>1100 мм.

Сопоставимого уровня защиты лобовой детали корпуса не имеет ни один ОБТ 3-го поколения. Бортовые экраны изготовлены из армированной резины, в которую запрессованы элементы ДЗ. В отличие от большинства российских танков, на БМПТ динамическая защита прикрывает почти весь борт. Хотя при попадании по нормали ДЗ срабатывает с низкой эффективностью, в данном случае решение представляется оправданным ввиду главного назначения машины (уничтожения живой силы, вооруженной кумулятивными ПТС, что подразумевает вероятность обстрела машины с близких дистанций и невыгодных для обычного танка курсовых углов). Кроме того, отдельные сообщения свидетельствуют о повышенной эффективности "Реликта" при обстреле при углах, близких к 90 грд.

Возможен монтаж дополнительных резинотканевых экранов с активными элементами противокумулятивной ДЗ. Элементы установлены под наклоном к продольной оси борта, поэтому они способны парировать кумулятивную струю даже в том случае, если в основную броню она войдет по нормали. Экраны перевозятся в машине и крепятся на силовых кронштейнах только во время боевых действий. Часть борта в районе выхлопного патрубка, кормовая бронеплита корпуса и погон боевого модуля защищены решетчатыми экранами, предназначенными против устаревших реактивных противотанковых гранат типа ПГ-7В или ПГ-9С. При попадании гранат между стальными прутьями у них выходит из строя взрыватель с вероятностью до 60%. Как следствие, БМПТ может похвастаться близкой к круговой защите от реактивных противотанковых гранат, в т.

Ч. Тандемных типа ПГ-7ВР. Дополнительное средство защиты - СПЗ (система постановки аэрозольной завесы) из состава ТШУ-1 "Штора" (дымовые гранатометы 902А, две точные и две грубые приемные головки, фиксирующие облучение машины лазерными системами наведения). Боевым модулем БМПТ является вынесенный комплекс вооружения на полноповоротном бронированном компартменте. В пулестойком контейнере (на П-образных опорах с лентоводами внутри) находятся две автоматические 30-мм пушки 2А42 - аналогичные орудия имеются на многих российских образцах БТВТ. Пушки предназначены для поражения открыто расположенной пехоты, легкобронированной и небронированной техники, низколетящих воздушных целей. Угол возвышения - 45 градусов.

Боекомплект - 900 выстрелов, БПС и ОФЗС. Вместо последних, впрочем, для серийной машины подготовлены снаряды с готовыми поражающими элементами и дистанционным подрывом, очень эффективные против живой силы, в т. Ч. Укрытой. Синхронный огонь орудия вести не могут. С ними спарен 7,62-мм пулемет ПКТ с боезапасом в 2000 патронов. В состав боевого модуля также входят 4 тандемные сверхзвуковые ПТУР комплекса 9К120 "Атака-Т" калибра 130 мм с повышенной защищенностью канала наведения с переменной модуляцией излучения. Ракеты установлены открыто в штатных ТПК. На сей момент неизвестно, какие модификации "Атаки" предназначены для БМПТ. 9М120 (с бронепробиваемостью, оценочно, 800 мм за НДЗ), 9М120М (Боевая машина поддержки танков950 мм за ДЗ) или 9М220/9М220М (вероятно, до 1100 мм за ДЗ, что достаточно для гарантированного пробития лобовой брони любого современного танка с огромным запасом).

Впрочем, известны сообщения и о том, что вместо "Атаки" серийные машины будут комплектоваться устаревшими моноблочными ПТУР "Штурм-С" с бронепробиваемостью Боевая машина поддержки танков650 мм и меньшей дальностью (5 км против 8 у 9М120М), однако эти данные ошибочны, ибо ПТУР "Атака" входят в состав КУВ "Штурм-СМ". Следует также отметить, что ПТУР - как "Атака-Т", так и "Штурм-С" - выпускаются как с кумулятивной (противотанковой), так и с термобарической (противопехотной либо рассчитанной на уничтожение ДОТов) БЧ. ТНТ-эквивалент ТБЧ ракеты 9М120Ф превышает таковой в 152-мм снаряде, и по сравнению с ОФС эти боеприпасы гораздо эффективнее против инженерных сооружений. Стандартный комплект ракет - 2 кумулятивные и 2 термобарические ПТУР, однако в зависимости от характера боевых действий соотношение может меняться.

Наконец, БМПТ вооружена двумя курсовыми 30-мм автоматическими гранатометами АГ-17Д, которые ставятся в надстройки на надгусеничных полках, где размещен и боекомплект к ним (600 гранат). Сектор их обстрела составляет 28 градусов, стабилизация первоначально отсутствовала, но последние модели уже имеют вертикальную стабилизацию. Огонь из них ведут два оператора, вследствие чего экипаж вырос с 3 до 5 человек. СУО БМПТ может быть признана наиболее высокоразвитой по сравнению с остальными отечественными БГМ. Автоматизированная всесуточная СУО разработки белорусского предприятия "Пеленг" включает в себя систему датчиков состояния атмосферы, движения машины и т. Д. Панорамный телевизионный прибор наблюдения командира Б07-К1 с переменным масштабированием, индивидуальным лазерным дальномером и встроенным электронно-оптическим преобразователем 2-го/3-го поколения.

Полностью стабилизированный прицельный комплекс наводчика Б07-К2, созданный на базе прицела "Сосна-У", с 4- и 12-кратным увеличением, интегрированным тепловизором 2-го/3-го поколения "Катрин" французской фирмы "Талес", лазерным дальномером и каналом наведения ПТУР. Два стабилизированных в вертикальной плоскости прицела операторов-гранатометчиков ПНК-4 "Агат-МР" с опциональным 1- либо 7,5-кратным увеличением и ЭОП. СУО позволяет командиру машины осуществлять точное целеуказание наводчику, полностью дублировать его функции, включая наведение ракеты, и, благодаря информационно-управляющей системе, оперативно обмениваться данными с другими боевыми машинами и получать подробные сведения о техническом состоянии БМПТ.

Все члены экипажа в состоянии обозревать поле боя через вспомогательные призматические приборы наблюдения. Силовая установка БМПТ соответствует Т-90С. Машина оборудована дизелем В-92С2 мощностью 736 киловатт (1000 л. С.), обеспечивающим удельную мощность в 21,28 л. С./т. Максимальная скорость движения по шоссе определяется в 65 км/ч. Проработан вариант установки форсированного 1200-сильного двигателя В-99. Запас хода равен 550 км. Ходовая часть заметно отличается от Т-72 и Т-90. Передний опорный каток в связи с перераспределением масс имеет усиленные ребра жесткости, а на гусеницах с параллельными РМШ применены косые грунтозацепы. Некоторые изменения претерпела топливная система - из передней части корпуса убран бак-стеллаж, объем резервуаров на надгусеничных полках увеличен, они протектированы по новой технологии.

В ныне существующем виде БМПТ стала объектом довольно острых дискуссий о целесообразности ее приема на вооружение. Звучат весьма аргументированные высказывания как в пользу, так и против машины. И хотя сама необходимость в классе боевых машин поддержки танков не вызывает сомнений, некоторые особенности БМПТ действительно могут вызывать противоречивые суждения. Прежде всего, известно мнение о том, что БМПТ следует объединить в один класс с тяжелыми БТР/БМП либо вовсе ограничиться только последними. В действительности, объединить на одном шасси мощный боевой модуль и десантное отделение, способное вместить 7-8 мотострелков, крайне проблематично - как по техническим, так и по тактическим причинам. ТБМП обязана иметь много больший заброневой объем под десантное отделение, а, следовательно, при равной массе проигрывать по защите БМПТ.

Но при этом имеющееся пространство в машине этого класса сложно использовать для установки дополнительного независимого вооружения с совершенными прицелами и СТВ, для размещение увеличенного боекомплекта. Кроме того, проведенное в ФРГ моделирование показало, что по сравнению с подразделением, укомплектованным только ТБМП, подразделение с ТБМП и специальными машинами огневой поддержки того же класса, что и БМПТ, несет на 60 и более процентов меньшие потери в личном составе. До сих пор ни в одном танкопроизводящем государстве не создано тяжелой БГМ, объединяющей свойства БПМТ и ТБМП - в силу технической невозможности. Однако признание за классом БМПТ права на жизнь отнюдь не отрицает его для тяжелых машин пехоты.

Напротив, ТБМП и ТБТР должны производиться в некотором количестве для нужд локальных конфликтов и для взаимодействия с танками при прорыве особо мощной обороны. К слову, сейчас в России уже строятся - правда, крайне низкими темпами - высокозащищенные ТБТР для огнеметчиков на базе Т-72. Что же касается самой БМПТ УВЗ, то прежде всего стоит обратить внимание на те конструкционные решения, к которым нареканий быть не может. К ним относится схема бронирования, моторно-трансмиссионная группа и комплект приборов наблюдения (в частности, впервые в истории российской БТТ установлен панорамный прибор наблюдения командира). В то же время, серьезных замечаний заслуживает состав вооружения БМПТ. На первом представленном широкой публике прототипе машины стоял другой комплекс управляемого вооружения - 4 ПТУР 9М133 "Корнет" калибра 152 мм.

По сравнению с "Атакой" (возможно, за исключением последних ее моделей) они имеют большую бронепробиваемость - 1100-1200 мм основным зарядом, либо более мощную ТБЧ. Ракеты комплекса "Корнет" полностью защищены от оптико-электронного противодействия (впрочем, "Атака" в этом смысле уступает ненамного) и систем предупреждения об облучении. Приемник лазерного целеуказателя находится в хвосте ракеты, и на цель луч не проецируется. К тому же, разрабатывается и вариант "Корнета" с ИКГСН, реализующей принцип "выстрелил-забыл" - применить его к "Атаке" сложнее из-за калиберных ограничений, хотя и возможно. Помимо того, ПТУР 9М133 дешевле и легче 9М120/120М/220, и на опытном экземпляре БМПТ ракеты располагались в бронированном коробе, защищенном от 12,7-мм бронебойных пуль, причем существовала возможность монтажа еще 4 ПТУР за счет снятия пулемета.

Но, с другой стороны, "Корнет" имеет гораздо меньшую, чем у "Атаки", маршевую скорость и в 1,5 раза меньшую дальность. Впрочем, учитывая типичные расстояния огневых контактов на ТВД с плотной застройкой, предельная дистанция в 5 км едва ли станет изъяном. Причина отказа конструкторов УКБТМ от ПТУР 9М133 и установки ракет в бронекоробах еще неясна, но может быть связана с требованием военных на дублирование наведения УР от командира. Вообще, хотя наличие ПТУР вполне соответствует задачам машины, правомерно поставить вопрос об их опциональности. Для локальных конфликтов, когда боестолкновения с бронетехникой маловероятны, более оптимальными представляются неуправляемые реактивные снаряды с термобарической или осколочно-фугасной БЧ - более дешевые и с меньшей дальностью.

К сожалению, пока на БМПТ нет возможности изменять состав вооружения в полевых условиях. Спорной идеей кажется и установка двух 30-мм орудий, способных вести только селективный огонь. 30-мм калибр в целом не считается самым перспективным. В его рамках затруднительно создание мощных снарядов с ГПЭ, а 30-мм БПС могут иметь проблемы с пробитием брони легкой бронетехники нового поколения (таких, как французская колесная БМП Panhard VBCI). Предпочтителен переход на калибр 45-57 мм, но, кроме 57-мм пушки С-60 рубежа 40-х - 50-х (и некоторых более современных флотских автоматических орудий), для новой машины предложить нечего. Справедливости ради, 30-мм орудия не имеют таких серьезных проблем с системой заряжания, как АП более крупного калибра, занимают гораздо меньший заброневой объем и могут располагать большим боезапасом.

Критики заслуживает и установка автоматических гранатометов с ограниченными углами наведения, простреливающих в сумме только 30-градусный сектор, что до введения стабилизации вызывало сомнение в их эффективности. Но, с другой стороны, и отказ от них нежелателен - их навесная траектория стрельбы может быть крайне полезной во многих тактических ситуациях, а площадь поражения новых 30-мм гранат типа ВОГ-30 приближается к 100 кв. М. При этом у нынешнего размещения есть и плюсы. Высокая точность боя и максимально возможный БК. Вероятно, самый удачный способ установки АГ предусмотрен на проекте БМПТ ОЗТМ. Гранатометы ставятся в спонсоны, приваренные к бортам башни, и снабжены двухплоскостными стабилизаторами. В то же время, на данный момент эта схема труднореализуема с технической точки зрения.

Однако всем критикам "Объекта 199" следует иметь в виду, что БМПТ создана с расчетом использования отработанного на практике комплекса вооружения, стандартизированного с другими образцами российской боевой техники. С учетом малосерийного производства и перспектив создания танка 4-го поколения, "Объект 199" не станет основной и массовой машиной, для которой обязательно потребовалось бы новое вооружение и более сложные способы его установки, но опыт ее создания и эксплуатации окажется неоценимым для дальнейшего развития этого принципиально нового вида БГМ. Упомянув выше о БМПТ, разработанной КБ Омского завода, остановимся на ней подробнее, так как в этом варианте боевой машины поддержки танков воплощены совершенно иные замыслы.

Главным калибром является 120-мм универсальное орудие "Нона"/"Вена", с которой спарена 30-мм 2А72. "Нона" более предпочтительна для боя в городских условиях, чем наличествующий на тагильской БМПТ комплекс вооружения, но для остальных задач (борьба с пехотой и особенно с бронетехникой) она, по всей видимости, малоэффективна. К тому же, для такого орудия потребовалась двухместная башня с защитой на уровне танковой, что наверняка приведет к утрате резервов по массе на дополнительную броню борта. Однако, трудно с уверенностью определить, какая схема установки вооружения - вынесенная или в забронированном объеме - должна быть реализована на БМПТ. В любом случае, хотя БМПТ УВЗ и обременена рядом недостатков, она не может не оказаться полезным дополнением для российских бронетанковых сил (по рассчетам ГАБТУ, замена одного ОБТ на БМПТ в танковом взводе приведет к увеличению боевой эффективности на 30%), но едва ли объем заказов на нее будет отвечать потребностям армии.

Очевидно, что БМПТ "Объект 199" станет моделью переходного поколения до запуска в серию нового танкового шасси и разработки еще более совершенной БМПТ на его базе. Поставки "Объекта 199" начнутся уже в ближайшее время.Библиография.

Значения в других словарях
Боевая машина десанта

(БМД), гусеничная машина-амфибия, предназначенная для повышения мобильности, вооружённости и защищённости воздушно-десантных войск. По сравнению с боевой машиной пехоты обладает меньшими габаритами и массой, позволяющими десантировать её на парашюте вместе с боевым расчётом. Впервые появилась в СССР в 1930-х гг. Современная отечественная БМД-3 (1990) имеет массу 12.5 т, скорость по шоссе (на плаву) 70 (10) км/ч, запас хода 500 км, боевой расчёт (экипаж + десант) 7 (2 + 5) человек. Вооружение. Р..

Боевая машина пехоты

(БМП), гусеничная машина-амфибия, предназначенная для повышения мобильности, вооружённости и защищённости пехоты. Оснащённые этими машинами подразделения могут действовать на поле боя совместно с танками в одной боевой линии. Впервые БМП появились в СССР в 1960-х гг. Современная отечественная БМП-3 (1987) имеет массу 18.7 т, скорость по шоссе (на плаву) 70 (10) км/ч, запас хода 600 км, боевой расчёт (экипаж + стрелки) 10 (3 + 7) человек. Вооружение. Размещённые в одном блоке башни 100-мм пушка,..

Боевая разведывательная машина

(БРМ), гусеничная или колёсная машина-амфибия для войсковой разведки в зоне расположения противника на глубине до 100 км. Может также использоваться для боевого и сторожевого охранения, борьбы с разведывательно-диверсионными группами противника. Первая отечественная БРМ появилась в 1958 г. До неё разведывательные функции выполнялись бронеавтомобилями, бронетранспортёрами, лёгкими танками. Разведывательное оборудование современной российской гусеничной БРМ-3К (1993) составляют радиолокационные, ..

Боевая часть

(БЧ) ракеты — составная часть неуправляемых и управляемых ракет классов «воздух — воздух», «поверхность — воздух», «воздух — поверхность» и «поверхность — поверхность», предназначенная непосредственно для поражения воздушных, наземных (подземных) и морских (надводных, подводных) целей противника действием взрыва, удара, огня. Может нести обычный или ядерный заряд. По основному поражающему фактору БЧ с обычным зарядом делятся на фугасные, осколочные, кумулятивные и зажигательные. Практически БЧ..

Дополнительный поиск Боевая машина поддержки танков Боевая машина поддержки танков

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Боевая машина поддержки танков" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Боевая машина поддержки танков, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 30 символа