Великая Отечественная война

161

Большие потери в танках летом 1941 года вынудили командование Красной Армии принимать срочные меры. 20 июля 1941 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны N019 "Об экранировке легких танков и о бронировании тракторов." В соответствии с ним серийное производство бронетракторов должны были развернуть два завода. Харьковский тракторный (ХТЗ) и Сталинградский тракторный (СТЗ). Предполагалось вооружать трактора 45 мм танковыми пушками и использовать в качестве самоходных орудий. Проект бронирования тракторов и всю документацию, необходимую для серийного производства поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Это КБ уже имело опыт подобных работ. В июле 1941 года оно выполнило проект установки 37 мм зенитной пушки на шасси трактора 1ТМВ.

К новой работе были привлечены инженеры НАТИ Е.Г. Попов, А.В. Сапожников, В.Я. Слонимский, А.М. Черепин. На ХТЗ эту работу вела группа под руководством главного конструктора М.С. Сидельникова. Для контактов с ним бригада НАТИ несколько раз выезжала в Харьков. В первых числах августа в НАТИ построили четыре различных образца бронетракторов с 45 мм пушками на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ (сельскохозяйственные) и СТЗ-5 (транспортный). После кратковременных сравнительных испытаний для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-3. При бронировании шасси трактора было усилено, а для более плавного хода на него установили обрезиненные катки и мелкозвенчатую гусеницу с транспортного трактора СТЗ-5. Толщина брони составляла 10-25 мм.

В броневой рубке, смонтированной на месте кабины водителя, устанавливалась 45 мм танковая пушка с ограниченными углами обстрела. Для обороны в ближнем бою внутри перевозился пулемет Дегтярева (ДТ или ДП). При постановке на серийное производство на ХПЗ эта машина получила индекс ХТ3-16.Бронетрактор, выпускавшийся в Харькове и вооруженный 45-мм пушкой Первоначальным планом предусматривалось изготовить в августе-сентябре 1941 года 750 ХТЗ-16. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ). Последний, в свою очередь, получал бронелисты (прокат) с Мариупольского завода им. Ильича в незначительных количествах, что задерживало выпуск бронетракторов. В результате, к моменту начала эвакуации НКМЗ - 9 октября 1941 года - завод отгрузил в Харьков только 100 комплектов брони для ХТЗ-16.

Точной цифры выпущенных бронетракторов ХТЗ-16 автору обнаружить не удалось, но, по разным источникам число изготовленных машин колеблется в пределе от 50 до 60 штук, хотя возможно что их было несколько больше. Во всяком случае, достоверно известно, что производство ХТЗ-16 началось только в начале сентября, с 18 сентября началась эвакуация завода, а 20 октября немцы взяли Харьков. По отчету ХТЗ были оставлены не вывезенными при эвакуации "находящиеся в незавершенном производстве тракторные гусеничные шасси ХТ3-16, 809 штук, выпуск которых не мог быть произведен заводом из-за недопоставки от кооперированных предприятий ряда деталей и броневой стали." Объемы запланированного производства впечатляют. В наших архивах пока не удалось найти подробные данные о боевом использовании харьковских бронетракторов.

Известно только, что построенные ХТЗ-16 использовались в боях в районе Харькова в октябре 1941 года, но были быстро потеряны. Не удалось пока найти никаких фотографий этих любопытных машин. Известны только несколько снимков ХТЗ-16, захваченных немцами."Демобилизованный" харьковский бронетрактор вновь возвращается к мирному труду Производство ХТЗ-16 шло не только в Харькове. 16 сентября 1941 года В.А. Малышев, нарком недавно образованного Наркомата танковой промышленности подписал приказ N8сс. "В целях скорейшего выпуска бронированного трактора ХТЗ-16 приказываю. А. Немедленно отгрузить СТЗ 500 тракторов подготовленных к бронировке. Б. Немедленно отправить на завод N264 чертежи и технические условия на бронедетали.

В. Отгрузить СТЗ 500 комплектов вооружения (пушки, пулеметы, боеприпасы). Г. Обеспечить завод покупными изделиями. Поставку корпусов для СТЗ начать не позднее 1 октября по следующему графику. Первая пятидневка - 10 штук в сутки, вторая пятидневка - 15 штук в сутки, далее 20 и более..." Однако оба завода - N264 и СТЗ были сильно загружены производством танков и не могли производить бронетрактора в таком большом количестве. Тем не менее, судя по заводским отчетам, некоторое количество ХТЗ-16 в Сталинграде выпустили. Тем более, что в октябре из Харькова на СТЗ эвакуировали кое-какие заготовки по бронетракторам. Однако точной цифры произведенных ХТЗ-16 в заводских документах нет. Но можно предположить, что их было выпушено не более 30 машин.

Они использовались в боях на харьковском направлении вплоть до весны 1942 года.Бронетрактор, собранный в Одессе. Снимок сделан 20 августа 1941 г. В 1941 году бронировка тракторов осуществлялась не только по указанию сверху, но и в инициативном порядке "на местах". Правда, случаев таких было немного. Самыми популярными из них являются бронетракторы построенные в осажденной Одессе, более известные как "танки НИ". О танках "НИ" написано достаточно много и у нас, и за рубежом и вся их история обросла различными легендами. Начнем с того, что ни в одном документе военной поры обозначения "танк НИ" не встречается, а указанные машины именуются как "танк-трактор" или "бронированный трактор". Работы по постройке бронетракторов в Одессе начались в середине августа 1941 года при активном участии военно-морской базы.

Первые две машины, построенные на базе транспортных тракторов СТЗ-5 были готовы 20 августа. Их бронировку выполнил завод им. Октябрьской революции. Для ускорения постройки для этих бронетракторов использовали башни с разбитых танков Т-26 выпуска 1931 года. Вооружение машин состояло из двух пулеметов. Бывший секретарь ленинского райкома партии Н.Г. Луценко, курировавший эти работы, вспоминал о первом построенном бронетракторе. "20 августа первый готовый танк тросом вытянули из цеха во двор. Здесь уже были рабочие, инженеры, директор завода, военные, моряки. Один из рабочих подошел к боевой машине и мелом написал. "СМЕРТЬ ФАШИЗМУ". По воспоминаниям Н.Г. Луценко, "с 20 августа по 15 октября изготовили 55 танков, переоборудовав их из тракторов СТ3-5." Другие источники приводят другую цифру построенных в Одессе бронетракторов - 69.

По мнению автора, цифры эти являются завышенными, так как Одесский оборонительный район (ООР) не располагал достаточными материальными ресурсами и не мог позволить использовать почти 70 тракторов, необходимых в артиллерии, для бронирования.Башня одесского бронетрактора (взятая с Т-26) крупным планом Наиболее ясным и достоверным представляется "Отчет об обороне Одессы", составленный в 1943 году по горячим следам. В нем сказано. "В середине августа на заводах им. Январского восстания и им. Октябрьской революции было организовано оборудование танков и бронеавтомобилей из тракторов и грузовиков. На них устанавливали 45 мм пушку и два пулемета Максима. Танки покрывались броней из судостроительном стали толщиной 14-20 мм, на броневиках броня доходила до 25 мм.

Между броней и внутренней обшивкой прокладывались деревянные брусья. Броневики в бою оказались уязвимы с передней части, так как разбивались скаты колес. Пришлось с задней части сделать надежную защиту и водить броневики в бой задним ходом. Это дало положительный результат. В последующем колеса броневиков оборудовались грузолентой, обеспечившей им большую живучесть. К 14 сентября была изготовлена 31 машина, что позволило сформировать танковый батальон. 14 сентября началось бронирование еще 15 тракторов. " Этот документ вносит некоторую ясность - в число показываемых бронетракторов входят еще и броневики, изготовленные из грузовиков. А сколько на самом деле было забронировано тракторов в Одессе - пока неизвестно.

С полной уверенностью можно сказать лишь то, что все они различались и по вооружению, и по базовому шасси. Фото и кадры кинохроники донесли до нас только изображение двух самых первых бронетракторов. Но несмотря на свое несовершенство, одесские бронетракторы с успехом воевали. Тем более, что румынские войска, осаждавшие Одессу имели мало противотанковой артиллерии. При эвакуации войск ООР в Крым в октябре 1941 года, бронетрактора были брошены в Одессе и некоторые из них использовались румынами для учебных целей. Производилась бронировка тракторов и на заводах Ленинграда. Правда, данные о них очень скудны. Так, на 5 августа 1941 года в составе 2 стрелковой дивизии Ленинградской армии народного ополчения имелось.

Два Т-26, пять БА-10, два КВ-2 и пять "средних танков ИЗ". Что это было -неизвестно, но исходя из индекса ИЗ можно предположить, что эти "танки" изготовил Ижорский завод. Сегодня, по прошествии стольких лет бронетрактор может вызвать только улыбку - то были другие времена. Но и сегодня в репортажах из "горячих точек" на территории бывшего СССР то и дело мелькнет давно казалось вымерший бронетрактор. Кто знает, сказал ли он свое последнее слово.Библиография.

Значения в других словарях
Ведров Всеволод Симонович

(1902—1983) — советский учёный в области теории движения летательных аппаратов, автоматического регулирования и динамики летательных аппаратов, доктор технических наук (1944), профессор (1944), заслуженный деятель науки и техники (1967). После окончания Московского высшее технического училища (1929) работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (до 1941), затем в Летно-исследовательском институте (старший научный сотрудник, заместитель директора). Проводил лётные исследования, участвов..

Вездеход

автомобиль высокой проходимости, пригодный для эксплуатации на любых дорогах и по бездорожью. Массовое производство вездеходов, используемых как артиллерийские тягачи и шасси для броневиков, началось в нач. 20 в. В кон. 1930-х гг. В США и СССР практически одновременно были разработаны и созданы лёгкие армейские многоцелевые вездеходы. Американский джип и советский ГАЗ-64, затем – ГАЗ-67. В 1950-е гг. В таких странах, как Канада, СССР и США, имеющих большую территорию, развернулись работы по соз..

Веллинг Борис Константинович

(1892—1923) — русский советский лётчик, участник первых советских перелётов. После окончания Московской школы авиации (1915) находился в действующей армии. В 1916 назначен инструктором Московской школы авиации, где в 1917 выбран личным составом её начальником. Сражался на Восточном и Туркестанском фронтах (1919). В 1921—1923 совершил ряд первых дальних перелётов, в том числе по маршруту Полторацк (Ашхабад) — Каган — Керки — Термез и обратно (1921). В 1922 назначен начальником отдела учебных за..

Велосипед

История создания велосипеда носит весьма разноречивый характер. Не случайно фраза «Изобрести велосипед…» стала нарицательной. Среди изобретателей велосипеда числятся и российский крепостной крестьянин Артамонов, и русский изобретатель Л. Л. Шамшуренков, построивший и продемонстрировавший комиссии Сената «самобеглую коляску», о чём свидетельствует официальный протокол от 2 ноября 1752 г. Но общепризнанным изобретателем велосипеда считается немецкий инженер К. Фон Дрейс. Велосипед, построенный им..

Дополнительный поиск Великая Отечественная война Великая Отечественная война

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Великая Отечественная война" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Великая Отечественная война, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 27 символа