Жуковский Николай Егорович

187

(1847—1921) — русский учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. Окончил физико-математический факультет Московского университета (1868). С 1870 преподаватель физики 2 й Московской женской гимназии, с 1872 преподаватель математики, с 1874 доцент кафедры аналитической механики Императорского технического училища (ИТУ, с 1917 — Московское высшее техническое училище). В 1876 защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела». За исследование «О прочности движения» Ж. Была присуждена степень доктора прикладной математики (1882). С 1885 преподавал теоретическую механику в Московском университете. В Московском высшем техническом училище и Московском университете Ж. Работал до конца жизни.

В 1894 Ж. Был избран член-корреспондентом Петербургской АН. В 1900 выдвинут кандидатом в действительные члены Петербургской АН, но снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Московском университете и ИТУ, так как избрание означало бы переезд в Петербург. В 1905 избран президентом Московского математического общества.Под руководством Ж. При механическом кабинете Московского университета в 1902 была сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб, а в 1904 в поселке Кучино под Москвой создан первый в мире аэродинамический институт. В том же году Ж. Организовал воздухоплавательную секцию в Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 при непосредственном участии Ж.

В ИТУ была открыта аэродинамическая лаборатория. В 1910—1912 Ж. Прочитал в ИТУ курс лекций «Теоретические основы воздухоплавания», в котором были систематизированы теоретические работы самого Ж., его ученика С. А. Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московского университета, ИТУ и зарубежных лабораторий. С 1913 преподавал на курсах офицеров-лётчиков при ИТУ, там же было создано Авиационное расчётно-испытательное бюро, в котором под руководством Ж. Разрабатывались методы аэродинамического и прочностного расчёта самолётных конструкций. Во время Первой мировой войны Ж. Разрабатывал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов, читал курсы по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и работал над различными проблемами теоретической механики.После Октябрьской революции 1917 Ж.

И коллектив учёных, руководимый им, включились в дело создания советской авиации. В декабре 1918 Советским правительством по предложению Ж. Был учреждён Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен. Основанные Ж. Теоретические курсы для лётчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе которого в 1920 создан Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского).Ж. Заложил основы единой научной дисциплины — экспериментальной и теоретической аэродинамики, оказавшей впоследствии огромное влияние на развитие авиации. Первые исследования Ж. По теории полёта относятся к 1890. Работа «О парении птиц» (1891), в которой исследуется механизм парения с набором высоты и впервые рассматриваются возможные эволюции при парении, в том числе «мёртвая петля», и статья «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов» (1897) послужили основанием для создания методов аэродинамического расчёта самолёта.

В статье «К теории летания» (1890), «О крылатых пропеллерах» (1898), «О полезном грузе, поднимаемом геликоптером» (1904) рассматриваются вопросы тяги винта. В работах «О падении в воздухе лёгких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси» (1906) и «О присоединённых вихрях» (1906) Ж. Изложил открытый им в 1904 принцип образования подъёмной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять её значение. Теорема Ж., устанавливающая связь подъёмной силы с циркуляцией скорости, является основой прикладной аэродинамики. В цикле работ Ж. 1910—1912 «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов» (1910), «Геометрические исследования о течении Кутта» (1911—1912) и других и в ряде работ Чаплыгина предложен способ определения циркуляции, основанный на условии плавного схода потока с острой кромки профиля.

Эти исследования завершили создание теории профиля крыла. В этих работах также развит математический аппарат для решения задач обтекания крыла, дан метод построения теоретических «профилей Жуковского». В 1912—1918 Ж. Опубликовал 4 статьи под общим название «Вихревая теория гребного винта», в которых, опираясь на разработанную им теорию крыла, установил законы распределения скоростей у лопасти винта, послужившие теоретической основой для проектирования воздушных винтов.В работах «Динамика аэропланов в элементарном изложении (1913—1916), «Аэродинамический расчет аэропланов» (1917), «Исследование устойчивости конструкций аэропланов» (1918), «К задаче о прочности аэропланов» (1918), «Элементарная теория устойчивости аэропланов» (1920) Ж.

Создаёт основы аэродинамического расчёта самолётов, расчёта динамической продольной устойчивости и прочности самолётов.Ж. — автор многочисленных оригинальных исследований в области механики твёрдого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и др. Для его работ характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению технических задач. Он был также автором классических учебников по теоретической механике для университетов и технических вузов.В ознаменование пятидесятилетия научной деятельности Ж. И больших заслуг его как «отца русской авиации» в 1920 правительством был издан декрет об учреждении премии имени профессора Н.

Е. Жуковского «За наилучшие труды по математике и механике», об издании трудов Ж., а также о ряде льгот для самого учёного. В связи со 100-летием со дня рождения Ж. В январе 1947 Совет Министров СССР учредил 2 ежегодные премии имени профессора Н. Е. Жуковского с вручением золотой и серебряной медалей, а также стипендии имени Н. Е. Жуковского для студентов старших курсов Московского государственного университета, Московского авиационного института, Московского высшего технического училища. Именем Ж. Названы город в Московской области, Центральный аэрогидродинамический институт, Харьковский авиационный институт. Военно-воздушная инженерная академия. В городах Москва, Жуковский и Железнодорожный сооружены памятники учёному, создан научно-мемориальный музей Ж.

В Москве..

Значения в других словарях
Жуков Александр Иванович

(1895—1980) — советский летчик-испытатель. Работал с 1911 на Московском аэродроме, самостоятельно научился летать, и в 1918 ему было присвоено звание лётчика. В 1924—1953 на испытательной работе. Начальник первой в СССР лётной школы при заводе №1 имени Авиахима. Им обучено лично около 350 лётчиков. Среди его учеников. В. П. Чкалов, М. М, Громов, М. А. Нюхтиков, Ю. А. Антипов и др. Выполнил облёт 2500 серийных самолётов, выпущенных заводом №1. Провёл заводские испытания 40 типов самолётов, в том..

Жуковский

Николай Егорович (1847–1921), российский учёный, основоположник современной аэродинамики. Основополагающие труды по аэродинамике, теории авиации, многочисленные оригинальные исследования по механике твёрдого тела, гидравлике и гидродинамике, математике и астрономии, прикладной механике и другим отраслям знаний. Открыл закон, определяющий подъёмную силу крыла самолёта, определил наивыгоднейшие профили крыльев и лопастей винта самолёта, разработал вихревую теорию воздушного винта. Вошёл в историю..

Жуковского премии и медали

Конкурс на премию имени профессора Н. Е. Жуковского «За наилучшие труды по математике и механике» учреждён 3 декабря 1920 постановлением правительства Российской Федерации. Присуждение годичной премии возлагалось на Народный комиссариат просвещения, в состав жюри входил Н. Е. Жуковский. Первыми лауреатами этого конкурса были А. И. Некрасов (1922) и С. А. Чаплыгин (1925). В 1925—1940 конкурс не проводился. 10 октября 1940 постановлением Совет Народных Комиссаров «О премиях имени профессора Н. Е...

Жуковского профиль

— профиль с затупленной передней и острой задней кромками, контур и аэродинамические характеристики которого вычисляются по аналитическим формулам. Назван по имени Н. Е. Жуковского, впервые предложившего использовать его в качестве профиля крыла самолёта.Контур Ж. П. Определяется применением так называем конформного преобразования к двум соприкасающимся окружностям K и K1 на вспомогательной комплексной плоскости (ξ) . При этом окружность K переводится в дугу P окружности, а окружность K1 — в з..

Дополнительный поиск Жуковский Николай Егорович Жуковский Николай Егорович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жуковский Николай Егорович" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жуковский Николай Егорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 26 символа