История воздухоплавания и авиации

177

(хроника событий и фактов)1475Леонардо да Винчи дал эскизы и описание геликоптера, парашюта и орнитоптера.1670Опубликован труд Ф. Лана, содержащий проект воздушного судна на аэростатическом принципе — с шарообразными ёмкостями, из которых откачан воздух (Италия).1687В «Математических началах натуральной философии» И. Ньютон подробно исследовал проблему сопротивления движению тел в жидкости и, в частности, установил пропорциональность сопротивления квадрату скорости.1738В работе Д. Бернулли «Гидродинамика» с единых позиций изложены основы гидродинамики и, в частности, доказана теорема, известная теперь как уравнение (интеграл) Бернулли.1740Б. Робинс (Великобритания) создал первую экспериментальную установку для изучения движения (в том числе определения сопротивления) артиллерийских снарядов — баллистический маятник.1744Ж.

Л. Д(′)Аламбер в «Трактате о равновесии и движении жидкости, предназначенном продолжить трактат о динамике» вывел равенство нулю сопротивления тела при движении его в идеальной жидкости — парадокс Д′Аламбера — Эйлера (последнему принадлежит математическое объяснение этого парадокса).175412 (1)* июля — М. В. Ломоносов демонстрировал в Академии наук «аэродромическую машину» — модель вертолета с двумя противоположно вращающимися винтами.* Здесь и далее в скобках — дата по старому стилю.1755В работе Л. Эйлера «Общие принципы движения жидкости» дан вывод уравнений динамики идеальной жидкости (в аэро- и гидродинамике известны как уравнения Эйлера).178321 ноября — Первый свободный полет людей (Ж. Ф. Пилатр де Розье и Ф.

Д′Арланд) на тепловом аэростате братьев Монгольфье.1 декабря — Ж. А. С. Шарль и М. Робер совершили полёт на водородном аэростате.5 декабря (24 ноября) — Первый в России (Санкт-Петербург) публичный пуск небольшого (диаметр 40 см) теплового аэростата.Декабрь — Первый спуск человека на парашюте — французский физик Л. С. Ленорман — с башни обсерватории.178428 апреля — Модель вертолёта Б. Лонуа и Ж. Бьенвеню взлетела под купол зала Французской академии.17857 января — Перелёт французского механика Ж. П. Бланшара и американского учёного Дж. Джефриса на аэростате через пролив Ла-Манш.1788—91Опубликованы работы Ж. Л. Лагранжа «Аналитическая механика» (1788) и «Мемуары о теории движения жидкостей» (1791), в которых исследуются уравнения гидродинамики.1794Май — Первое применение воздухоплавательного ЛА в войне.

При защите крепости Мобеж французы использовали привязной аэростат для наблюдения за австро-голландскими войсками.179722 октября — Первый успешный спуск на парашюте с аэростата совершил в Париже А. Ж. Гарнерен.1799Дж. Кейли изобразил на чертеже планёр (самолет) в трёх проекциях.18032 июля (20 июня)* — Французский воздухоплаватель А. Ж. Гарнерен со своей женой совершили первый в России полёт на тепловом аэростате (Санкт-Петербург).180412 июля (30 июня)* — Состоялся первый в России полёт на аэростате с научными целями — академик Я. Д. Захаров с фламандским ученым и воздухоплавателем Э. Робертсоном.180812 ноября — Публичный подъем в Вене Я. Догена на своем гибридном ЛА (орнитоптер, частично уравновешенный водородным баллоном).184229 сентября — У.

Хенсон опубликовал проект самолёта с паровым двигателем, на который он 28 марта 1843 зарегистрировал патентную заявку.Английский изобретатель У. Филипс провёл испытания модели вертолёта с реактивным винтом (четырехлопастный винт укреплен на одной оси с сегнеровым колесом, приводимым во вращение водяным паром). Модель явилась первым ЛА тяжелее воздуха тепловым двигателем.184727 сентября — Ван Гокк в Брюсселе продемонстрировал подъём гибридного ЛА (вертолёт с аэростатом, уравновешивающим вес аппарата).184922 августа — Австрийцы при осаде Венеции осуществили бомбардировку города зажигательными бомбами с беспилотных аэростатов.185224 сентября — Первый полёт А. Жиффара на дирижабле с паровым двигателем.1853Дж.

Кейли построил планёр, который был испытан в свободном полёте с человеком на борту.18572 мая — Патент на проект самолёта с паровым двигателем, тянущим винтом и трехколёсным шасси выдан Ф. Дю Тамплю.Француз Ж. М. Ле Бри совершил непродолжительный свободный полёт на планёре, взлёт которого был осуществлён буксировкой с помощью конной повозки.1858В работе Г. Л. Ф. Гельмгольца «Об интегралах уравнения гидродинамики, соответствующих вихревому движению» впервые доказана особая форма движения жидкостей, названная вихревым движением.186330 июля — Ф. Турнашон (Надар), французский журналист, энтузиаст динамического полёта, выступил в Париже со своим «Манифестом динамического воздухоплавания». Переведённый на многие европейские языки и помещённый в газетах и журналах доклад способствовал усилению интереса широких масс к авиации.21 (9) октября — А.

В. Эвальд опубликовал в Санкт-Петербурге статью «Воздухоплавание» с изложением основных принципов устройства самолёта.186612 января — Основано Аэронавтическое общество Великобритании (позднее — Королевское авиационное общество).186719 октября — Патент на проект самолёта с пульсирующим ВРД выдан Н. А. Телешову во Франции. Это был один из первых в мире проектов реактивного самолёта.1868В работе Г. Л. Ф. Гельмгольца «О прерывных движениях жидкости» предложена схема течения с поверхностями тангенциального разрыва и разработан математический аппарат для анализа струйных течений идеальной жидкости.186921 (9) декабря — При Главном инженерном управлении Военного министерства образован первый в России официальный орган по военному воздухоплаванию — Комиссия для обсуждения вопросов применения воздухоплавания к военным целям.А.

Н. Лодыгин предложил проект вертолёта с приводом винтов от электродвигателя («электролёт»).187023 сентября 1870—28 января 1871 — Крупномасштабная воздушная операция во время франко-прусской войны. Из осаждённого Парижа на 66 аэростатах было вывезено 155 человек, около 3 млн. Писем и 400 почтовых голубей (для обратной связи с Парижем).1871В журнале «Морской сборник» № 6 опубликован труд М. А. Рыкачёва «Первые опыты над подъемной силой винта, вращаемого в воздухе».В. А. Пашкевич построил первую в России аэродинамическую трубу для исследования сопротивления снарядов.Ф. Уэнхем (Великобритания) использовал аэродинамическую трубу для опытов с моделями самолётов.187422 марта — Высотный подъём (7300 м) французских учёных Т.

Сивеля и Ж. Кроче-Спинелли на аэростате «Полярная звезда». Для нормального дыхания на высоте аэронавты имели мешки, наполненные воздухом с повышенным содержанием кислорода.187519(7) октября — В докладе на заседании физического общества при Петербургском университете Д. И. Менделеев выдвинул идею аэростата с герметичной гондолой для исследования высотных слоев атмосферы.1876Д. Ж. У. Рэлей в работе «О сопротивлении жидкостей» вычислил по схеме Гельмгольца — Кирхгофа сопротивление плоской пластины, установленной под произвольным углом атаки в потоке несжимаемой жидкости.1880Январь — В Санкт-Петербурге начал выходить журнал «Воздухоплаватель» — первое в России периодическое издание в данной области.Апрель — Опубликован классический труд Д.

И. Менделеева «О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании».18811 января 1881 (20 декабря 1880) — Русское техническое общество открыло в своём составе VII (воздухоплавательный) отдел.4 апреля (23 марта) — Народоволец Н. И. Кибальчич, находясь в Петропавловской крепости, за несколько дней до казни составил записку и дал эскиз ракетного ЛА с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги (опубликованы в 1918).15 (3) ноября — А. Ф. Можайскому выдан первый в России патент на проект ЛА — моноплана с тремя воздушными винтами (с приводом от двух паровых машин).1883Июнь — А. Ф. Можайский построил самолёт с паровыми двигателями.8 октября — Первый подъём братьев Тиссандье на своём дирижабле с электродвигателем мощностью 1,1 кВт.В работе О.

Рейнольдса «Экспериментальное исследование условий, при которых движение воды происходит по прямой или извилистой линии, и закон сопротивления в параллельных каналах» показано существование двух видов течения — ламинарного и турбулентного — со сменой ламинарного режима течения турбулентным при определённом значении некоторого безразмерного параметра, названного впоследствии числом Рейнольдса.18849 августа — Первый полёт Ш. А. Ренара и А. Кребса на дирижабле «Франция» с электродвигателем, мощность которого (6,5 кВт) позволяла при слабом ветре возвратиться к месту старта (новое для того времени качество воздухоплавательного ЛА).18857 февраля (26 января) — Начало военного воздухоплавания в России. В Санкт-Петербурге сформирована кадровая воздухоплавательная команда (командир А.

М. Кованько).Июль — Испытания самолёта А. Ф. Можайского.1889О. Лилиенталь опубликовал свой труд «Полёт птиц как основа искусства летать» (в 1891—96 он совершил свыше 2 тыс. Полётов на планерах различной конструкции).18909 октября — Моноплан К Адера «Эол» с паровой машиной и тянущим винтом совершил «прыжок» на расстояние около 50 м.В работе Н. Е. Жуковского «Видоизменение метода Кирхгофа для определения движения жидкости в двух измерениях при постоянной скорости, данной на неизвестной линии тока» в рамках теории идеальной жидкости изложен метод определения сопротивления профиля, состоящего из произвольного числа прямолинейных отрезков.18913 ноября (22 октября) — На заседании Московского математического общества Н.

Е. Жуковский сделал доклад «О парении птиц», в котором дал теоретическое обоснование фигурных полётов, и в частности «мёртвой петли».1892В работе русского математика и механика А. М. Ляпунова «Общая задача об устойчивости движения» предложен общий метод исследования устойчивости движения механической системы (проблема обеспечения устойчивости полёта ЛА имела первостепенное значение на всех этапах развития авиации). В статье С. К. Джевецкого «Определение элементов гребных винтов» впервые предложен теоретический подход к объяснению работы воздушного винта.1893При испытаниях на привязи мультиплан Г. Филипса (Великобритания) с 50 плоскостями поднимался на высоту около 1 м и пролетал по кругу расстояние около 60 м.1894Май — Опубликован труд К.

Э. Циолковского «Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина», в котором рассматривается проект цельнометаллического свободнонесущего моноплана хорошо обтекаемой формы.31 июля — При испытании самолёта X. С. Максима, оснащённого двумя паровыми машинами, произошёл кратковременный отрыв самолёта от рельсовой дорожки.1896Июнь — Планёр с бипланной коробкой крыльев построил О. Шанют при участии А. Херинга. За год на нём было выполнено около 1000 полётов продолжительностью до 14 с и дальностью до 110 м.189712 и 14 октября — Неудачные попытки полёта на самолёте К. Адера «Авьон III».3 ноября — Первый подъём цельнометаллического дирижабля конструкции Д. Шварца в Берлине закончился разрушением ЛА из-за отказа двигателя.Русский изобретатель П.

Д. Кузьминский провёл испытания отдельных узлов своего парового ГТД — «газопаророда».В Санкт-Петербурге опубликована работа И. В. Мещерского «Динамика точки переменной массы». Уравнения движения и др. Результаты этой работы являются основополагающими для механики траекторного движения ЛА с РД и ВРД.К. Э. Циолковский построил в Калуге аэродинамическую трубу («воздуходувку»).19002 июля — Первый подъём дирижабля Ф. Цеппелина жёсткой конструкции.15 сентября — В Париже открылся 1-й Международный воздухоплавательный конгресс. В числе представителей от России — Н. Е. Жуковский.190119 октября — А. Сантос-Дюмон на своём дирижабле № 6 (с бензиновым двигателем) из воздухоплавательного парка аэроклуба Франции совершил полёт по замкнутому маршруту, обогнув Эйфелеву башню.190213 ноября — Первый полёт дирижабля «Лебоди» полужёсткой конструкции (Франция).Под руководством Н.

Е. Жуковского в Московском университете построена аэродинамическая труба, в которой он провёл первые опыты по аэродинамике. С. А. Чаплыгин опубликовал докторскую диссертацию «О газовых струях», в которой впервые разработал методы исследования движения газа при скоростях, близких к скорости звука.19037 октября — Попытка полёта на самолёте, построенном С. Ленгли и оборудованном поршневым двигателем, успеха не имела (8 декабря предпринята вторая попытка, также неудачная).17 декабря — Первые управляемые устойчивые полёты на самолёте с поршневым двигателем совершили братья Райт.190410 мая (27 апреля) — основан Аэродинамический институт в Кучине (14 (1) января 1905 состоялось его официальное открытие).В работе Л.

Прандтля «О движении жидкости с очень малым трением» изложены основы теории пограничного слоя и дано объяснение явления отрыва потока от обтекаемой поверхности.190514 октября — В Париже образована Международная авиационная Федерация (ФАИ).28 (15) ноября — В докладе «О присоединённых вихрях» в Московском математическом обществе Н. Е. Жуковский изложил теорему о подъёмной силе профиля крыла.190623 октября — А. Сантос-Дюмон на своём самолёте 14бис пролетел около 60 м, а 12 ноября — 220 м за 21,2 с (этот полёт считается первым официально зарегистрированным полётом в Европе).190729 сентября — Вертолёт, построенный братьями Бреге, с пилотом на борту оторвался от земли, но его устойчивость была обеспечена с помощью наземного персонала.13 ноября — П.

Корню (Франция) на своём вертолёте совершил свободный подъём на небольшую высоту (в последующих испытаниях осуществлён подъём с двумя людьми на борту).Опубликована работа Ф. У. Ланчестера «Аэродинамика», включающая соображения о циркуляции как о причине образования подъёмной силы и о концевых вихрях как о причине появления индуктивного сопротивления крыла.190829 (16) января — Собрание учредителей Всероссийского аэроклуба.10 сентября (28 августа) — Начались полёты первого построенного в России управляемого аэростата «Учебный».190920 мая — А. П. Тиссандье установил первый официально зарегистрированный ФАИ мировой рекорд скорости (54,77 км/ч) на биплане конструкции братьев Райт.25 июля — Л. Блерио совершил перелёт через пролив Ла-Манш на своём моноплане № 11.Июль — Начал работать самолётостроительный завод акционерного общества «Первое Российское товарищество воздухоплавания С.

С. Щетинин и К(°)».22—29 августа — Первые международные состязания на ЛА прошли в Реймсе под Парижем.25 сентября — 17 октября — В Париже прошла первая авиационная выставка — Аэронавтический салон. Раньше, в декабре 1908, состоялась совместная автомобильная и авиационная выставка.22 октября — Р. Де Ларош (Франция) первой из женщин совершила полёт на самолёте (8 марта 1910 она стала первой дипломированной лётчицей).24 (11) октября — Первый в России демонстрационный полёт на самолёте «Вуазен» совершил французский механик Ж. Легань, пролетев около 1,5 км на высоте 10 м на Гатчинском военном поле.Октябрь — В Московском техническом училище, Петербургском институте инженеров путей сообщения, Петербургском, Киевском и Донском (Новочеркасском) политехнических институтах началось чтение лекций по воздухоплаванию.Декабрь — Всероссийский аэроклуб вступил в ФАИ и получил право регистрации мировых авиационных и воздухоплавательных рекордов, устанавливаемых в России, а также выдавать пилотские дипломы, действительные во всех странах.Л.

Прандтль в Гёттингене, а А. Г. Эйфель и О. Рато в Париже основали аэродинамические лаборатории.191011 марта — Первый полёт самолёта D.5 схемы «бесхвостка» Д. Данна (Великобритания).14 (1) марта и 11 апреля (29 марта) — С. А. Чаплыгин сделал доклад «О давлении плоскопараллельного потока на преграждающие тела (к теории аэроплана)» в Московском математическом обществе.21 (8) марта — В Одессе состоялись первые в России публичные полёты русского лётчика М. Н. Ефимова на «Фармане-IV».28 марта — Первый в мире успешный взлёт с воды совершил на своём гидросамолёте А. Фабр.Март — Начало подготовки авиационных военных специалистов в России. Командировано во Францию 7 офицеров для обучения полетам и 6 нижних чинов для подготовки из них мотористов.5 мая — В Париже открылась Международная конференция «для регулирования юридических отношений, возникающих из передвижений по воздуху».

Участвовало 18 государств, в том числе Россия.8—15 мая (25 апреля — 2 мая) — В Санкт-Петербурге (на Коломяжском ипподроме) прошла первая в России международная неделя авиации.5 июня (23 мая) — Первый в России полёт самолета отечественной постройки («Кудашев-1») совершил в Киеве на Сырецком ипподроме профессор А. С. Кудашев.16 (3) июня — Первый полёт на своём биплане С-2 соверши И. И. Сикорский на Куренёвском поле в Киеве.19 (6) июня — Полёт на самолёте «Гаккель-III» совершил на Гатчинском аэродроме под Санкт-Петербургом В. Ф. Булгаков.12 августа (30 июля) — Начало испытательных полётов первого отечественного военного дирижабля «Кречет».27 августа — Дж. Маккарди осуществил радиопередачу с самолёта на землю (США).21 сентября — 12 октября (8—29 сентября) — Всероссийский праздник воздухоплавания.

Соревнования на Комендантском аэродроме в Санкт-Петербурге показали высокий класс русских лётчиков.14 ноября — Взлёт с палубы корабля совершил Ю. Эли (США) на биплане Г. Кёртисса (он же 18 января 1911 совершил посадку на палубу корабля).24 (11) ноября — Открылась Севастопольская офицерская школа авиации.10 декабря — А. Коандэ продемонстрировал подлёт самолёта с силовой установкой реактивного типа, включающей ПД и приводимый им центробежный компрессор.1911Март — Начала выходить (отдельными выпусками) работа Н. Е. Жуковского «Теоретические основы воздухоплавания».23 (10) апреля — В Санкт-Петербурге открылась Международная воздухоплавательная выставка.25—30 (12—17) апреля — В Санкт-Петербурге проходил 1-й Всероссийский воздухоплавательный съезд (председатель Н.

Е. Жуковский).18 (5) мая — Б. Н. Юрьев опубликовал схему одновинтового вертолёта с рулевым винтом и автоматом перекоса несущего винта.23—24 (10—11) июля — Первое в России состязание самолётов на протяжённом маршруте — перелёт Санкт-Петербург — Москва (из 9 участников конечного пункта достиг лишь А. А. Васильев).3 августа — Первый полёт самолёта-амфибии «Канар», пилотируемого А. Фабром.14 (1) сентября — 22 (9) октября — Первый конкурс отечественных военных самолётов состоялся в Санкт-Петербурге.22 октября — Первое применение авиации в войне. Итальянский капитан Пьяцца произвёл разведывательный полёт над турецкими позициями вблизи Триполи на моноплане «Блерио».9 ноября (27 октября) — Г. Е. Котельников подал заявку на ранцевый парашют.22 (9) ноября — Радиопередачу с самолёта на землю осуществил Д.

М. Сокольцов (Россия).В работе Т. Кармана и Г. Рубаха «Механизм сопротивления жидкости и воздуха» исследована устойчивость вихревой дорожки, образующейся за обтекаемым телом, и дан метод расчёта сопротивления, обусловленного этой дорожкой.19121 марта — Первый прыжок с парашютом с самолёта выполнил А. Берри в Сент-Луисе (США).5 марта — Первое применение дирижаблей в войне. На итальянских дирижаблях Р-1 и Р-3 проведена рекогносцировка турецких позиций вблизи Триполи.1 октября (18 сентября) — Н. Е. Жуковский сделал в Московском математическом обществе доклад «Вихревая теория гребного винта», в котором предложена теория винта, основанная на концепции присоединённых и свободных вихрей.12 ноября — Первый катапультный взлёт (на гидросамолёте Кёртисс А-1) с палубы корабля совершил Т.

Эллисон (США).В работе Л. Прандтля «Теория крыла» изложена вихревая теория крыла конечного размаха.Впервые демонстрировался в полёте гиростабилизатор (автопилот) Э. А. Сперри (США).Совершил полёт первый цельнометаллический самолёт «Тюбавион» Понша и Примара (Франция).191327—28 (14—15) марта — Начало испытаний (рулёжки и подлёты) биплана «Гранд» И. И. Сикорского. При этих испытаниях, как и в первом полёте 10 мая (27 апреля), использовались два из четырёх попарно расположенных по схеме «тандем» двигателей, а с 5 августа (23 июля) самолёт, назван «Русским витязем», испытывался с четырьмя двигателями, установленными на крыле в ряд.16 апреля — В Монако состоялись первые состязания гидросамолётов на Шнейдера кубок.9 сентября (27 августа) — П.

Н. Нестеров впервые выполнил «мёртвую петлю» (названную позже «петлёй Нестерова») на серийном самолёте «Ньюпор-IV».23 (10) декабря — Первый полёт биплана «Илья Муромец» И. И. Сикорского — первого серийного четырёхдвигательного самолёта, ставшего родоначальником бомбардировочной авиации.Начало серийного выпуска на рижском заводе «Мотор» ротативного авиадвигателя К-80 Ф. Г. Калепа.1913—16Издан курс лекций Н. Е. Жуковского «Динамика аэропланов в элементарном изложении», в котором приведён ряд оригинальных методов, в том числе методы тяг и мощностей, ставших основой аэродинамического расчёта, а также методы исследования продольной и поперечной устойчивости самолёта.191429—30 (16—17 июня) — Перелёт Петербург — Киев на самолёте «Илья Муромец» — первый в России рекордный перелёт на самолёте отечественной конструкции.21 августа — 13 сентября (8—31 августа) — Первые полёты на самолёте в Арктике (в поисках экспедиции Г.

Я. Седова) совершили Я. И. Нагурский с Е. В. Кузнецовым на поплавковом биплане «Фарман» в районе Новой Земли, достигнув 76(°) с. Ш.8 сентября (26 августа) — П. Н. Нестеров впервые применил таран как один из способов ведения воздушного боя (при этом погиб).Опубликован труд С. А. Чаплыгина «Теория решетчатого крыла», в котором обоснована идея разрезного механизированного крыла.191519 января — Первый налёт немецких дирижаблей на Великобританию.Январь — Начало лётных испытаний летающей лодки М-5 Д. П. Григоровича.3 марта — В США основан Национальный консультативный комитет по аэронавтике (с 1 октября 1958 — Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства — НАСА).12 декабря — Первый полёт цельнометаллического свободнонесущего моноплана Г.

Юнкерса J.1.19167 января 1916 (25 декабря 1915) — Первый полёт летающей лодки М-9 Д. П. Григоровича.12 сентября — Первое испытание радиоуправляемого самолёта-снаряда «Хевит-Сперри» (США).Ноябрь — Комиссия, созданная при Авиационном расчетно-испытательном бюро Московского технического училища (Н. Е. Жуковский — председатель, А. Н. Туполев, А. А. Архангельский, В. П. Ветчинкин, С. П. Тимошенко и др.), рассмотрела вопросы, связанные с требованиями к прочности самолёта.Осень — К. К. Арцеулов впервые в России преднамеренно ввёл самолёт в штопор и доказал возможность выхода из него.191710 ноября (28 октября) — Военно-революционный комитет образовал Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания, которое приступило к формированию первых красногвардейских авиаотрядов для борьбы с войсками Керенского — Краснова под Петроградом.

Начало зарождения воздушного флота в Советской России.19182 января 1918 (20 декабря 1917) — Создана Всероссийская коллегия по управлению Воздушным флотом Республики.28 (15) января — Декрет СНК об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), в состав которой вошла и авиация (24 мая образовано Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота — Главвоздухофлот).24 марта — На Московском аэродроме организована «Летучая лаборатория» — лётный отдел Авиационного расчетно-испытательного бюро МВТУ (руководитель бюро Н. Е. Жуковский).20 июня — Вышел первый номер «Вестника воздушного флота» — первого советского авиационного журнала (с января 1962 называется «Авиация и космонавтика»).28 июня — Декрет СНК о национализации основных отраслей промышленности России (в том числе предприятий по производству ЛА).1 декабря — В Москве основан Центральный аэрогидродинамический институт — ЦАГИ, который возглавил Н.

Е. Жуковский.Опубликована работа Н. Е. Жуковского «Исследования устойчивости конструкции аэроплана», которая положила начало отечественным исследованиям в области строительной механики самолёта.В работе В. П. Ветчинкина «Требования, которым должен удовлетворять аэроплан с динамической и аэродинамической стороны» сформулированы требования к устойчивости самолёта.191914—15 июня — Первый беспосадочный перелет через Северную Атлантику совершили Дж. У. Алкок и А. У. Браун на самолёте Виккерс «Вими» (Великобритания).2—6 июля — Первый перелёт через Атлантический океан выполнен на дирижабле R-34 (Великобритания).25 августа — Открытие первой регулярной коммерческой международной авиалинии Лондон — Париж.192016 сентября — В Москве организован Центральный институт труда, ставший впоследствии исследовательской организацией в области технологии авиастроения (с 1947 — Научно-исследовательский институт технологии и организации производства).21 сентября — Приказом Реввоенсовета Республики при Главном управлении Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота создан Опытный аэродром, предназначенный для проведения лётных испытаний самолётов и др.

Авиационной техники (в 1926 преобразован в Научно-испытательный институт ВВС РККА).26 сентября — Приказом Реввоенсовета Республики Московский авиатехникум реорганизован в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского (впоследствии — военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского).3 декабря — Декретом СНК установлена ежегодная премия Н. Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике и решено издать труды Н. Е. Жуковского.19212 января — Первый полёт дирижабля «Красная звезда», перестроенного из дореволюционного дирижабля «Астра».17 января — Принят первый советский законодательный акт о воздушном транспорте — декрет «О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и над её территориальными водами».1 мая — Открыта почтово-пассажирская авиалиния Москва — Орёл — Харьков (обслуживалась самолётами «Илья Муромец»).19221 мая — Открылась первая в СССР международная авиалиния Москва — Кёнигсберг.8 июля — В Москве на Ходынском аэродроме проведены первые в СССР опыты по опрыскиванию растений с самолёта ядохимикатами.Август — Первая партия слитков нового отечественного сплава — кольчугалюминия получена на заводе в посёлке Кольчугино Владимирской области.Сентябрь — При ЦАГИ организовано самолётостроительное КБ под руководством А.

Н. Туполева. Выделилось из ЦАГИ в 1936.192310 января — Первый успешный полёт автожира X. Де ла Сиервы С-4.9 февраля — Совет Труда и Обороны принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации» — официальная дата создания гражданской авиации СССР.8 марта — В Москве состоялось учредительное собрание Общества друзей воздушного флота — ОДВФ, которое оказало большую помощь становлению воздушного флота.9 июня — В. И. Базаров подал в Комитет по делам изобретений заявку на авиационный газотурбинный двигатель.28 июня — ВВС США произвели первую успешную дозаправку самолёта топливом в полёте.15 июля — Открыта регулярная воздушная линия Москва — Нижний Новгород.1—18 ноября — В Крыму прошли первые Всесоюзные планёрные состязания.Построены истребитель И-1 и разведывательный самолёт Р-1, разрабатывавшиеся под руководством Н.

Н. Поликарпова.192416 января — П. Пескара (Испания) продержался в воздухе на своём вертолёте 8 мин 13,8 с, пролетев свыше 1 км (30 января он за 10 мин 1 с описал окружность длинной 750 м).8 февраля — Первый полёт первого советского пассажирского самолёта АК-1.6 апреля — 28 сентября — Первый кругосветный перелёт с посадками на двух самолётах Дуглас «Уорлд крузер» (США).26 мая — Первый полёт первого советского цельнометаллического самолёта АНТ-2.Б. И. Черановский построил планёр БИЧ-2 по схеме «летающее крыло».19251 апреля — Приказом Реввоенсовета в СССР сняты с вооружения истребители иностранных типов.26 июля — Начало заводских испытаний пассажирского самолёта К-1.16 июля — Первый полёт дирижабля «Московский химик-резинщик» конструкции Н.

В. Фомина.1 сентября — Утверждены первые отечественные «Нормы прочности самолёта» (в 1926 опубликованы в Трудах ЦАГИ под названием «Нормы прочности самолётов при статических испытаниях»).26 ноября — Первый полёт цельнометаллического двухдвигательного бомбардировщика — свободнонесущего моноплана ТБ-1 (АНТ-4).В работе Я. Аккерета (Швейцария) «О воздушных силах на крыльях, которые движутся со скоростью, большей скорости звука» изложена линеаризованная теория тонкого профиля в сверхзвуковом потоке.192611—14 мая — Первый трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс осуществлён экспедицией Р. Амундсена и Л. Элсуорта (командир корабля У. Нобиле).Ноябрь — Завершено создание авиадвигателя воздушного охлаждения М-11, выпускавшегося серийно более 30 лет.192718 января — Открылся Центральный авиахиммузей имени М.

В. Фрунзе (с 1948 — Центральный дом авиации и противовоздушной обороны, с 1963 — Центральный дом авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе ДОСААФ СССР — ЦДАиК).23 января — Образовано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству — Осоавиахим (с 1951 — ДОСААФ СССР).12 мая — Первый полёт спортивного самолёта АИР-1, на котором установлены первые (неофициальные) советские мировые рекорды (эту дату принимают за начало деятельности КБ А. С. Яковлева).20—21 мая — Первый беспосадочный трансатлантический перелёт в одиночку (Нью-Йорк — Париж) совершил Ч. Линдберг на самолёте Райан NYP «Спирит оф Сент-Луис».Июль — вышел первый номер советского журнала «Техника воздушного флота».Август — Опубликована статья А.

С. Пышнова «Самовращение и штопор самолётов», в которой впервые предложена теория штопора.19287 января — Первый полёт прототипа серийного учебного самолёта У-2.11 июня — Полёт на ракетопланёре с пороховым двигателем выполнил Ф. Штамер (Германия).6 октября — Начались государственные испытания самолёта-разведчика Р-5, признанного на международном конкурсе в Тегеране (1930) лучшим самолётом своего класса.7—28 октября — СССР принял участие в международной авиационной выставке в Берлине (экспонировались самолёты АНТ-3, У-2, К-4 и др.).1929Февраль — В журнале «Техника воздушного флота» (№2) опубликована статья Б. С. Стечкина «Теория воздушного реактивного двигателя».5 мая — Первый полёт цельнометаллического трёхдвигательного пассажирского самолёта АНТ-9.8—29 августа — Первый кругосветный перелёт (с тремя остановками в пути) на дирижабле «Граф Цеппелин» осуществлен под руководством X.

Эккенера.23 августа — 2 ноября — Перелёт Москва — Нью-Йорк через Сибирь и Аляску с посадками выполнен экипажем С. А. Шестакова на самолёте АНТ-4 «Страна Советов».24 сентября — Дж. Дулитл (США) совершил демонстрационный слепой полёт (взлёт, развороты над аэродромом и посадка) с использованием только бортовых приборов и сигналов радиомаяка (без визуальной ориентировки).25 сентября — Первый полёт автожира КАСКР-1 — первого советского винтокрылого ЛА.18 октября — Первый полёт пассажирского самолёта К-5, широко использовавшегося в 30-х гг.193020 марта — На базе аэромеханического факультета МВТУ образовано Высшее аэромеханическое училище (в этом же году переименовано в Московский авиационный институт — МАИ).Июль — Организовано первое учебное заведение Аэрофлота Ленинградский институт инженеров ГВФ.Сентябрь — Начались полёты первого советского вертолёта ЦАГИ 1-ЭА.4 октября — Образован научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота — НИИ ГВФ (с августа 1954 — Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации — ГосНИИ ГА).3 декабря — Образован институт авиационных моторов (с 1932 — Центральный институт авиационного моторостроения — ЦИАМ).22 декабря — Первый полёт четырёхдвигательного бомбардировщика — свободнонесущего моноплана ТБ-3 (АНТ-6).1931Март — В СССР проведены первые опыты по применению пороховых ускорителей взлёта (два ускорителя устанавливались под крыльями самолёта У-1).16—21 мая — В ЦАГИ проведена первая Всесоюзная конференция по аэродинамике.27 мая — Полёт в стратосферу (15781 м) на стратостате совершили швейцарские физики О.

Пиккар и П. Кипфер.1 ноября — Завершены государственные испытания двигателя М-34 мощностью 588 кВт, положившего начало выпуску в СССР мощных отечественных авиадвигателей.193227 апреля — Президиум ЦИК СССР утвердил первый Воздушный кодекс СССР.3 мая — Первый полёт летающей лодки МБР-2 Г. М. Бериева (в 1936 создана гражданская модификация МП-1).28 июня — Создан Всесоюзный институт авиационных материалов — ВИАМ.8 октября — Первый полёт пассажирского самолёта ХАИ-1, на котором впервые в СССР применено убирающееся шасси.193313 января — Начало деятельности ОКБ С. В. Ильюшина.15—22 июля — Первый кругосветный перелёт в одиночку (с посадками) совершил У. Пост на самолёте Локхид «Вега».30 сентября — Полёт в стратосферу совершили Г.

А. Прокофьев, Э. К. Бирибаум и К. Д. Годунов на стратостате «СССР-1» с герметичной гондолой В. А. Чижевского. Установлен мировой рекорд высоты 18800 м.Октябрь — Начало лётных испытаний истребителя И-15.30 декабря — Первый полёт истребителя-моноплана И-16.193430 января — Рекордный полёт П. Ф. Федосеенко, И. Д. Усыскина и А. Б. Васенко на стратостате «Осоавиахим-1», достигнута высота 22000 м (при спуске стратостат потерпел катастрофу).1 апреля — А. Д. Швецов назначен главным конструктором нового двигателестроительного завода (отдельное ОКБ создано 11 декабря 1939).13 апреля — Завершена крупномасштабная операция по спасению советскими лётчиками экипажа и участников экспедиции парохода «Челюскин» (16 апреля учреждено звание Герой Советского Союза.

Первыми этого звания 20 апреля удостоены лётчики — участники челюскинской эпопеи. А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, В. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. Т. Слепнёв, М. В. Водопьянов, И. В. Доронин).17 июня — Первый полёт самолёта-гиганта АНТ-20 («Максим Горький»).9 августа — Образовано конструкторское бюро морского самолётостроения Г. М. Бериева.2 октября — Начало лётных исследований флаттера в СССР. С. Н. Анохин в глубоком пикировании преднамеренно довёл планёр «Рот-Фронт» до разрушения и с высоты 1500 м спустился на парашюте.7 октября — Первый полёт скоростного бомбардировщика СБ (АНТ-40).Октябрь — При СНК СССР создана Центральная контора по изысканиям и проектированию воздушных линий и аэропортов Главного управления ГВФ (с октября 1959 — Государственный проектно-изыскательный и научно-исследовательский институт гражданской авиации — «Аэропроект»).16 ноября — 2 декабря — На XIV международной авиационной выставке в Париже демонстрировались советские самолёты «Сталь-2», Р-5, АИР-9, модель гондолы стратостата «СССР-1» и др.

Экспонаты.Под руководством В. В. Уварова создана газотурбинная установка ГТУ-1 (его турбовинтовой д.

Значения в других словарях
Истерн Эр Лайнс

(Eastern Air Lines) — авиакомпания США. Осуществляет перевозки внутри страны, а также в Канаду и страны Южной Америки. Основана в 1926 под название «Питкэрн авиэйшен», современное название с 1938. В 1989 перевезла 14,5 миллионов пассажиров, пассажирооборот 18,6 миллиардов пассажиро-км. Авиационный парк — 191 самолёт. В 1991 прекратила существование.. ..

Истинная скорость полёта

см. Воздушная скорость.. ..

История создания и устройство

Первым серийным танком отечественном производства стал МС-1 (малый сопровождения, первый) или Т-18. Такой индекс ему присвоили его создатели. Конструкторский опыт и производственные навыки полученные в ходе работы над ним, позволили в начале тридцатых годов развернуть широкий выпуск бронированных машин разных типов и назначения, а также создать качественно новый род войск - танковый (по наименованию тех лет - бронетанковые и механизированные войска).ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ В 1920 году на заводе "Крас..

История создания основного боевого танка Т-64

ВВЕДЕНИЕ В начале пятидесятых годов на заводе № 75 в городе Харькове конструкторское бюро № 60, возглавляемое главным конструктором А.А. Морозовым, начало работы по созданию принципиально нового танка. Через десять лет напряженных поисков и экспериментов работы завершились созданием танка Т-64. Так, через два десятилетия после создания легендарной тридцатьчетверки, конструктивные решения которой оказали революционное влияние на всё мировое танкостроение 40-х и 50-х годов. Харьковские конструкто..

Дополнительный поиск История воздухоплавания и авиации История воздухоплавания и авиации

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "История воздухоплавания и авиации" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением История воздухоплавания и авиации, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 33 символа