Мста-С

108

ВСЕГДА ГОТОВА К БОЮ (Самоходная 152-мм гаубица "Мста") 4 июля 1967 года вышло постановление СМ СССР № 609-201, открывшее новые страницы в истории отечественной самоходной артиллерии. В соответствии с ним началось создание четырех образцов САУ. Два из них— 152-мм самоходная гаубица 2СЗ "Акация" и 240-мм самоходный миномет 2С4 "Тюльпан" —должны были разрабатываться на Уральском заводе транспортного машиностроения (УЗТМ) в Свердловске. Это предприятие имело давнюю "самоходную" историю. Во время Великой Отечественной войны здесь проектировались и производились все самоходные артиллерийские установки (САУ) на базе танка Т-34. После войны в стенах КБ УЗТМ под руководством Л.И.Горлицкого родилась целая серия самоходных орудий различного назначения.

Однако все они так и остались опытными и сейчас украшают коллекцию Музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. А до вышеупомянутого постановления было непонятное затишье — в 50—60-е годы на вооружение Советской Армии не приняли ни одной САУ с орудием калибра свыше 100 мм. И вот в 70-х годах машинам практически периода ВОВ появилась достойная замена. При разработке новых образцов сказался опыт, накопленный в КБ УЗТМ за предыдущие годы. В частности, все новые САУ проектировались на основе удачной ходовой части опытных образцов, не пошедших в серию. Это были уже упомянутые 2СЗ и 2С4, а также 152-мм самоходная пушка 2С5 "Гиацинт". Однако когда "цветы" начали выпускаться серийно, Главное ракетно-артиллерийское управление (ГРАУ) выдало разработчикам новые требования на самоходную гаубицу калибра 152 мм.

Артчасть предполагалась универсальной — для применения как на САУ, так и в буксируемой артиллерии. В то же время ходовую часть нового шасси планировалось унифицировать с ходовой частью основных танков, состоявших на вооружении и находившихся в производстве. Основными разработчиками САУ назначили. УЗТМ (ныне ПО "Уралтрансмаш") — головной разработчик шасси "Объект 316" и машины в целом, а также Тульское КБ приборостроения (ныне НПО "Точность") — разработчик боевого отделения, КБ завода № 9 в Свердловске — качающейся части. Главным конструктором установки, получившей обозначение ГРАУ 2С19, утвердили Ю.В.Томашева. В 1989 году новая самоходка была принята на вооружение под обозначением 2С19 "Мста-С" (С — самоходная, в отличие от буксируемого орудия 2А65 "Мста-Б", принятого на вооружение в 1986 году и имеющего аналогичную с 2С19 качающуюся часть).

В те же годы на "Уралтрансмаше" создали специальный тренажер 2Х51 "Бункеровка" для обучения расчетов САУ. Первые серии новых самоходных гаубиц выпускались на заводе "Уралтрансмаш". Вскоре специально для производства машин в необходимых для Советской Армии количествах построили завод в г.Стерлитамаке (Башкирия). "Мста-С" предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны. Она может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях (подъем орудия до +50°).

При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, без потери в скорострельности. Бронированный корпус САУ по конструкции и геометрии подобен корпусу танка Т-72, за некоторыми исключениями. Так, бронирование самоходки более слабое, чем у танка. Поскольку оно должно обеспечивать защиту экипажа, вооружения, боезапаса и оборудования только от бронебойных пуль и осколков, лобовая часть не имеет комбинированного бронирования и сделана из гомогенной бронестали. Верхний (подбашенный) лист корпуса рассчитан под погон диаметром 2444 мм, а нижняя часть корпуса отличается в связи с применением в подвеске торсионных валов и балансиров от танка Т-80. В корпусе смонтированы двигатель, трансмиссия, приводы управления и подвеска.

Двигатель—марки В-84А. Это У-образный 12-цилиндровый высокоскоростной 4-тактный дизель жидкостного охлаждения мощностью 840 л.с., способный работать на шести видах топлива. Его коробка передач имеет семь передач переднего хода и одну заднего. (Может быть установлен также двигатель В-46-6, задросселированный до 780 л.с.) Электрооборудование включает в себя четыре аккумуляторные батареи напряжением 27 В. Ходовая часть САУ аналогична танковой (Т-80) и состоит (применительно к одному борту) из шести опорных катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса со съемными зубчатыми венцами и пяти поддерживающих роликов. Подвеска независимая с длинными торсионами, из-за чего соответствующие катки правого и левого бортов расположены не соосно (катки левого борта смещены вперед на 110 мм).

Первый, второй и шестой катки имеют регулируемые телескопические амортизаторы, стопорящиеся во время стрельбы для гашения колебаний. При этом отпадает необходимость в использовании стабилизирующих сошников. Гусеница шириной 580 мм, оснащенная резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, тоже заимствована у Т-80. Башня сварена из катаных броневых листов. В ней находятся. Гаубица 2А64 с системой наведения и прицеливания, система автоматизированной подачи и хранения снарядов (включает в себя конвейер подачи снарядов с грунта, укладку 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки к орудию), агрегат бортового питания АП-18Д с автономной системой питания, фильтровентиляционное оборудование, средства связи (внутренние телефонные, внешние проводные и радио) и система герметизации казенной части гаубицы, предотвращающая загазованность боевого отделения.

Масса башни без боекомплекта — 13 500 кг. Вооружение установки состоит из 152-мм гаубицы 2А64 и 12,7-мм зенитного пулемета НСВТ-12,7, смонтированного на командирской башенке в составе зенитной установки (ЗПУ) с дистанционным управлением и прицелом ПЗУ-7. Нарезная гаубица 2А64 имеет раздельно-гильзовое заряжание. Стрельба ведется осколочно-фугасными снарядами (ОФС) ЗОФ45 (на дальность 24 700 м) в составе выстрелов ЗВОФ58, ЗВОФ72, ЗВОФ73 и активно-реактивными снарядами (АРС) ЗОФ61 (на дальность 28 900 м) в составе выстрела ЗВОФ91, кассетными снарядами типа 3023, содержащими 42 противотанковых суб-боеприпаса (дальность стрельбы 26 000 м), снарядами-постановщиками активных радиолокационных помех типа ЗНСЗО (на дальность 22 300 м), дымовыми снарядами-целеуказателями в составе выстрела ЗВДЦ8, а также спецбоеприпасами.

Возможно использование и всех типов штатных боеприпасов Д-20 и 2СЗ, а также управляемых снарядов с лазерной подсветкой ЗОФ39 "Краснополь" в составе выстрела ЗВОФ64. Подсветка целей производится передовыми артиллерийскими наблюдателями с помощью приборов 1Д15 (ПП-3), 1Д20, 1Д22 или 1Д26. Наличие полуавтоматической системы заряжания облегчает работу экипажа и обеспечивает скорострельность до 7 — 8 выстрелов в минуту при использовании внутреннего боезапаса и до 6 — 7 выстрелов в минуту при подаче боеприпасов с грунта. Это означает, что батарея из восьми гаубиц посылает в минуту на цель до трех тонн снарядов. При стрельбе на максимальную дальность в воздухе одновременно будет находиться до 70 снарядов, прежде чем первый достигнет цели.

Весь боекомплект расположен в башне. Он состоит из 50 выстрелов калибра 152 мм (стандартный набор — 20 ОФС и 30 АРС), а также 300 патронов для пулемета. Масса боекомплекта составляет 2470 кг. Система перезарядки позволяет вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия с максимальной скорострельностью без возвращения орудия на линию заряжания. Масса снарядов превышает 42 кг, поэтому для облегчения работы заряжающего из боеукладки они подаются автоматически. Механизм для подачи зарядов — полуавтоматического типа. Конструкция стеллажей боеприпасов позволяет размещать все штатные типы снарядов, а поиск нужного из них и управление всем процессом заряжания ведет контрольная система механизма заряжания.

Кроме того, она подсчитывает и фиксирует число выстрелов соответствующего типа. Доставку выбранных снарядов и зарядов к орудию осуществляют два независимых конвейера. Каждый из них обслуживается своим заряжающим, что повышает скорострельность. Наличие дополнительных конвейеров подачи боеприпасов с грунта позволяет вести стрельбу, не расходуя внутренний боезапас. При переводе установки в походное положение дополнительный конвейер подачи снарядов складывается и закрепляется на башне, а другой убирается внутрь. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются через люк под стволом орудия, что значительно уменьшает загазованность боевого отделения. САУ оборудована двумя прицелами. Панорамным (1П22), находящимся в поворотном бронеколпаке на крыше башни, и прямой наводки (1 П23), окно которого расположено на лобовом листе башни.

Первый из них имеет 3,7-кратное увеличение и автоматическую горизонтальную стабилизацию поля зрения при условии, что крен машины не превышает 5°. В походном положении прицел убирается за защитную шторку справа от него. Прицел 1 П23 увеличивает в 5,5 раза в пределах углов наведения от -4° до +55°. Привод 2Э46 гаубицы электрический. По вертикали — автоматически, по горизонтали — от пульта управления. Автоматическое восстановление угла возвышения после каждого выстрела упрощает работу наводчика. При стрельбе он выполняет только одну операцию — удерживает управляющим устройством панорамный прицел на точке прицеливания. В критических ситуациях командир машины имеет возможность самостоятельно наводить и стрелять из орудия, используя дублирующее оборудование.

При отключении электропитания применяется резервная система ручного заряжания и наведения. "Мста-С" оснащена системой приема и передачи данных стрельбы 1 В 122 (проводной и радио) на расстояние до 500 м. Контроль за наведением и координацией взаимодействия батареи ведется машиной управления огнем — командирской или старшего офицера. Пулеметно-зенитная установка ПЗУ-5, предназначенная для самозащиты от легких бронированных машин, вертолетов и самолетов, аналогична применяемой на танках Т-64А/Б/БВ и Т-80УД. Управляется она дистанционно из башни. Пулемет НСВТ-12,7 "Утес" (6П11) обладает прицельной дальностью 2000 м и скорострельностью 700 — 800 выстрелов в минуту при углах вертикального наведения от -3° до +70°.

Боезапас его состоит из пяти лент по 60 патронов в каждой. Для обеспечения работы систем САУ при выключенном или отказавшем основном двигателе используется автономный агрегат питания АП-18Д — газовая турбина мощностью 16 кВт. Время ее непрерывной работы — 8 часов. Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1 В116 на семь абонентов. Внешняя связь— УКВ-радиостанцией Р-173 с дальностью 20 км. К дополнительному оборудованию самоходки относятся. Автоматическое противопожарное (ППО) 3-кратного действия с аппаратурой управления ЗЭЦ11-2. Две фильтровентиляционные установки. Система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе. Термодымовая аппаратура (ТДА), работающая от основного двигателя.

Система 902В "Туча" для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами. Два танковых дегазационных прибора (ТДП). Самоходки 2С19 организационно объединены в огневые батарейные артиллерийские комплексы (ОБАК) "Капустник", в состав которых обычно входят. Машина командира батареи 1В 152 "Капустник-Б" (на базе унифицированного шасси УНШ), машина старшего офицера батареи 1В 153 (на базе "Урал-43201" с универсальным кузовом К.43210) и до восьми единиц 2С19. ОБАК является базовым звеном для формирования любых артиллерийских соединений. Впервые "Мста-С" была представлена широкой общественности на авиасалоне в г.Жуковском в августе 1992 года, затем на выставке IDEX-93 в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) в феврале 1993 года, где продемонстрировала отличные ходовые и огневые качества.

В частности, при стрельбе на дальность в 15 км сорока снарядами "Краснополь" оказались пораженными 38 целей. Самоходная гаубица предлагается на экспорт, в том числе и с артчастью калибра 155 мм, которая может вести стрельбу снарядами "Краснополь-М", а также западными боеприпасами того же калибра. При этом стоимость одной САУ оценивается в 1,6 млн. Долларов.Самоходная артиллерийская установка 2С19 “Мста-С” № 1010ШТ8037 выпуска 1993 года. 1 — тормоз дульный. 2 — ресивер. 3 — 152-мм гаубица 2А64. 4 — откатное устройство (2 шт.). 5 — 12,7-мм пулемет НСВТ-12,7 “Утес”. 6 — осветитель ОУ-ЗГАМ “Узор”. 7 — прицел панорамный 1П22. 8 — воздуховод системы воздухоочистки. 9 — люк наводчика бортовой. 10 — конвейер подачи снарядов с грунта.

11 — ящики ЗИП задние. 12 — бревно для самовытаскивания. 13 — бак для масла. 14 — колесо ведущее. 15 — патрубок двигателя выхлопной. 16—каток опорный. 17—экран бортовой резинотканевый. 18—гидроамортизатор. 19—самоокапыватель. 20 — колесо направляющее. 21 — ящик ЗИП передний (2 шт.). 22 - штейн крепления ствола по-походному. 23 — петли для швартовки машины в самолете. 24 — лючок выброса стреляных гильз. 25—81-мм дымовые гранаты системы 902В “Туча”. 26 — крюки для снятия башни. 27 — окно прицела прямой наводки. 28—шторка прицела 1П22, защитная. 29—прицел установки ПЗУ-5. 30—ввод антенный. 31 —ящик патронный пулемета НСВТ-12,7. 32—ночной прибор ТКН-ЗМ “Речник”, командирский. 33 — ящики патронные запасные пулемета НСВТ-12,7. 34—пила в чехле. 35 —люк доступа к трансмиссии.

36 — оборудование ОПВТ. 37 — люк подачи снарядов с 1рунта. 38 — патрубок системы пневмоочистки стекла прицела 1П22. 39—штырь мерный. 40—люк наводчика с лючком установки трубы ОПВТ. 41 — рифленые дорожки для хождения. 42— люк заряжающего. 43—люк командира. 44—фара ФГ-125 с ИК-фильтром. 45— фара ФГ-127 со СМУТактико-техническая характеристикаБиблиография.

Значения в других словарях
Мрия

(украинское мрiя — мечта) — название транспортного самолёта Ан-225.. ..

МС-1

См.1. Один из первых2. Первый серийный танк "малый сопровождения" МС-1Часть 1 История создания и устройствоЧасть 2 Боевая эффективность, Боевые действия на КВЖД3. Танк МС-1. Учебное пособие для ОСОАВИАХИМовских бронетанковых кружковОбщие конструктивные данные и боевые свойства танка4. Автомат ФедороваРисунок - Внутренний вид танка1 - задние фасонные стальные отливки. 2 - шарнир. 3 - съемный хвост. 4 - броневой лист. 5 - выхлопная труба. 6 - глушитель. 7 - крыша машинного отделения. 8 - перегоро..

Музеи авиационные

(включая постоянные выставки) открыты во многих странах мира. К числу крупнейших отечественных М. Относятся следующие.Музей Военно-Воздушных Сил (Монино, Московская область). Открыт 23 февраля 1960 как Музей-выставка авиационной техники ВВС. Состоит из девяти залов, двух открытых стоянок и двух ангаров. Отражены основные этапы развития советской авиации и воздухоплавания. Основу экспозиции составляют натурные самолёты, вертолёты, планеры, другая авиационная техника. В музее к концу 80-х гг. Бы..

Музыкальный центр

комплекс радиоаппаратуры для качественной записи и прослушивания музыкальных программ в домашних условиях. В состав музыкального центра могут входить тюнер (аналоговый или цифровой), одна или две кассетные магнитофонные деки, дека для записи и прослушивания магнитооптических мини-дисков, лазерный проигрыватель, проигрыватель грампластинок, усилитель, две или четыре акустические системы, блок дистанционного управления. Музыкальный центр позволяет принимать и прослушивать радиопередачи практическ..

Дополнительный поиск Мста-С Мста-С

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мста-С" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мста-С, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа