Создание «ШИЛКИ»

91

Закрытые страницы истории нашей фирмы постепенно начинают приоткрываться. Появилась возможность говорить и писать о вещах, на которых ранее лежала печать государственной тайны. Сегодня мы хотим рассказать историю создания прицельного комплекса легендарной зенитной самоходной установки «Шилка», принятой на вооружение ровно 40 лет назад (богат нынешний год на юбилеи!). Перед вами - небольшой очерк, написанный двумя ветеранами нашей фирмы, принимавшими участие в создании всемирно известной самоходки - Лидией Ростовиковой и Елизаветой Спицыной. С развитием воздушного флота перед специалистами встала задача создания средств защиты наземных войск от налетов вражеской авиации. В годы Первой мировой войны в ряде европейских государств, в том числе и в России, были приняты на вооружение зенитные пушки, которые по мере развития техники постоянно совершенствовались.

Создавались целые зенитные артиллерийские комплексы. Впоследствии было признано, что наиболее успешно с задачами защиты войск, находящихся на марше, от вражеских самолетов справится артиллерия на подвижных самоходных шасси. Итоги Второй мировой войны позволили сделать вывод, что традиционные зенитные орудия достаточно эффективны в борьбе с самолетами, летающими на средних и больших высотах, но непригодны для стрельбы по низколетящим целям, обладающим большой скоростью, так как в этом случае самолет мгновенно выходит за пределы сферы обстрела. Кроме того, разрывы снарядов орудий большого калибра (например, 76 мм и 85 мм) на малых высотах могут нанести значительный урон своим же войскам. С возрастанием живучести и скорости самолетов снизилась и эффективность автоматических зенитных пушек малого калибра - 25 и 37 мм.

Кроме того, из-за увеличения скорости воздушных целей в несколько раз повысился расход снарядов на один сбитый самолет. В итоге сформировалось мнение, что для борьбы с низколетящими целями наиболее целесообразно создание установки с автоматической пушкой малого калибра и высокой скорострельностью. Это должно позволить вести огонь большой кучности при точном наведении в течение тех очень коротких промежутков времени, когда самолет находится в зоне поражения. Подобная установка должна быстро изменять наводку, чтобы следить за целью, движущейся с большими угловыми скоростями. Больше всего для этого подходила многоствольная установка, обладающая гораздо большей, чем одноствольное орудие, массой секундного залпа, установленная на самоходном шасси.

В 1955 году ОКБ предприятия п/я 825 (так назывался завод «Прогресс», вошедший впоследствии в состав ЛОМО), руководимому начальником ОКБ Виктором Эрнестовичем Пиккелем, было выдано техническое задание на проведение НИР «Топаз». По результатам этой разработки должен был решаться вопрос о возможности создания автоматической всепогодной артустановки на самоходном шасси для стрельбы по воздушным целям, которая обеспечивала бы высокую эффективность поражения низколетящих воздушных целей со скоростями до 400 м/с.В.Э. Пиккель В процессе выполнения этой работы коллективом ОКБ п/я 825 под руководством главного конструктора В.Э. Пикеля и заместителя главного конструктора В.Б. Перепеловского был решен ряд задач в целях обеспечения эффективности разрабатываемой артустановки.

В частности, был произведен выбор шасси, определены тип зенитной установки, предельный вес устанавливаемой на шасси аппаратуры управления стрельбой, тип обслуживаемых установкой целей, а также принцип обеспечения ее всепогодности. За этим последовал выбор контрагентов и элементной базы. В ходе конструкторских проработок, произведенных под руководством лауреата Сталинской премии ведущего конструктора Л.М. Браудзе, было определено наиболее оптимальное размещение всех элементов прицельного комплекса. Антенны РЛС, стволов зенитной устновки, приводов наведения антенны, элементов стабилизации на одном вращающемся основании. При этом достаточно остроумно решался вопрос развязки визирной и орудийной линии установки.

Основными авторами и идеологами проекта были В.Э. Пиккель, В.Б. Перепеловский, В.А. Кузьмичев, А.Д. Забежинский, А. Венцов, Л.К. Ростовикова, В. Поволочко, Н.И. Кулешов, Б. Соколов и др.В.Б. Перепеловский Были разработаны формульная и структурная схемы комплекса, которые легли в основу ОКР по созданию радиоприборного комплекса «Тобол». В качестве цели работы была заявлена "Разработка и создание всепогодного комплекса "Тобол" для ЗСУ-23-4 "Шилка". В 1957 году, после рассмотрения и оценки материалов по НИР «Топаз», представленных заказчику п/я 825, ему было выдано техническое задание на проведение ОКР «Тобол». Оно предусматривало разработку техдокументации и изготовление опытного образца приборного комплекса, параметры которого были определены предыдущей НИР «Топаз».

В приборный комплекс входили элементы стабилизации визирной и орудийной линий, системы определения текущих и упрежденных координат цели, приводы наведения антенны РЛС. Составные части ЗСУ были поставлены контрагентами на предприятие п/я 825, где была проведена общая сборка и согласование составных частей между собой. В 1960 году на территории Ленинградской области были проведены заводские полигонные испытания ЗСУ-23-4, по результатам которых опытный образец был предъявлен на государственные испытания и отправлен на артиллерийский полигон Донгузский. В феврале 1961 г. Туда отправились специалисты завода (Н.А. Козлов, Ю.К. Яковлев, В.Г. Рожков, В.Д. Иванов, Н.С. Рябенко, О.С. Захаров) для подготовки к проведению испытаний и предъявлению ЗСУ комиссии.

Летом 1961 г. Они были успешно проведены. Следует отметить, что одновременно с ЗСУ-23-4 проходил испытания опытный образец ЗСУ, разработанный Государственным центральным научно-исследовательским институтом ЦНИИ-20, которому в 1957 г. Также было выдано техническое задание на разработку ЗСУ («Енисей»). Но по результатам государственных испытаний это изделие на вооружение принято не было. В 1962 г. "Шилка" была принята на вооружение и было организовано ее серийное производство на заводах ряда городов СССР. На протяжении двух лет (1963-1964 гг.) бригады специалистов ЛОМО из СКБ 17-18 и цехов выезжали на эти заводы для налаживания серийного выпуска и отработки технической документации на изделие. Два первых серийных образца ЗСУ-23-4 «Шилка» в 1964 году проходили натурные испытания стрельбой по радиоуправляемой модели (РУМ) для определения эффективности стрельбы.

Впервые в практике мировой зенитной артиллерии одной из «Шилок» РУМ была сбита - испытания закончились блестяще. В 1967 году решением ЦК КПСС и СМ СССР за заслуги в области специального приборостроения Государственная премия СССР была присуждена Главному конструктору приборного комплекса ЗСУ-23-4 Виктору Эрнестовичу Пиккелю и его заместителю Всеволоду Борисовичу Перепеловскому, а также ряду специалистов серийных заводов и заказчиков. По их инициативе и при их активном участии была начата и выполнена работа по созданию «Шилки». В 1985 г. В немецком журнале «Солдат и техника» была помещена заметка, в которой есть такая фраза. «В СССР прекращен серийный выпуск ЗСУ-23-4, который продолжался 20 лет. Но несмотря на это, установка ЗСУ-23-4 до настоящего времени считается лучшим средством борьбы со скоростными низколетящими целями».Сотрудники предприятия, участвовавшие в создании "Шилки"Библиография.

Значения в других словарях
Соглашения о воздушном сообщении

договоры между двумя государствами по поводу условии воздушных перевозок. Полёты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве СССР регулировались Воздушным кодексом СССР, предусматривавшим, что они осуществляются на основании и в соответствии с условиями международных договоров СССР. По состоянию на 1 января 1990 Советским Союзом таких соглашений было заключено 102.С. О в. С. Определяют прежде всего права на полёты, ими устанавливаются «договорные линии», которые каждое государство разр..

Соединитель электрический

электротехническое устройство для механического соединения и разъединения электрических цепей (проводов, кабелей, узлов и блоков). Распространены разъёмные электрические соединители, состоящие из двух частей (вилки и розетки), плотно вдвигаемых один в другой для достижения необходимого электрического контакта между участками цепи. В электронной и радиоаппаратуре вилка и розетка часто фиксируются в соединённом состоянии специальными стяжными винтами. Использование разъёмных электрических соедини..

Соко

(SOKO) — авиастроительное предприятие Югославии. Образовано в 1951. Совместно с румынским предприятием ИАв «Крайова» разработало и производило истребитель-бомбардировщик J-22 «Орао» (в Румынии имеет обозначение IAR-93). Выпускало учебно-тренировочный и лёгкий ударный самолёт G-4 «Супер Галеб» с турбореактивным двигателем (первый полёт в 1978), по лицензии — французский вертолёт Аэроспасьяль SA 342 «Газель».. ..

Соковыжималка

устройство для получения соков из фруктов и овощей. Существуют ручные и электрические соковыжималки – конусные, винтовые, рычажные, шнековые, с вращающейся тёркой-фильтром и др. Они могут быть универсальными или предназначенными только, напр., для цитрусовых – апельсинов, лимонов, грейпфрутов. Простейшая ручная соковыжималка для цитрусовых представляет собой стеклянный или пластмассовый с ребристой поверхностью конус на блюдце. Неочищенный апельсин или грейпфрут разрезают поперёк пополам, кажду..

Дополнительный поиск Создание «ШИЛКИ» Создание «ШИЛКИ»

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Создание «ШИЛКИ»" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Создание «ШИЛКИ», различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 16 символа