Средний танк Panzer IV

83

"Мы замерли, увидев показавшиеся из садов Ситно уродливые, чудовищные машины ярко-желтой тигровой окраски. Они медленно катились в нашу сторону, сверкая языками выстрелов. - Я таких еще не видал, - говорит Никитин. Немцы движутся линией. Всматриваюсь в бинокль в ближайший левофланговый танк, вырвавшийся далеко вперед. Его контур что-то напоминает мне. Но что. - "Рейнметалл". - выкрикнул я, вспомнив фотографию немецкого тяжелого танка, которую видел в альбоме училища, и скороговоркой выпалил. - Тяжелый, пушка семьдесят пять, прямой выстрел восемьсот, броня сорок..." Так в своей книге "Записки советского офицера" вспоминает первую встречу с немецким танком Panzer IV в июньские дни 1941 года танкист Г.Пенежко. Впрочем, под таким названием эта боевая машина была почти не известна бойцам и командирам Красной Армии.

Да и теперь, спустя полвека после окончания Великой Отечественной войны, сочетание немецких слов "панцер фир" у многих читателей "Бронеколлекции" вызывает недоумение. Как тогда, так и сейчас этот танк более известен под "русифицированным" названием T-IV, нигде за пределами нашей страны не применяющимся. Panzer IV - единственный немецкий танк, находившийся в серийном производстве всю Вторую мировую войну и ставший самым массовым танком вермахта. Его популярность у немецких танкистов была сравнима с популярностью Т-34 у наших и "Шермана" у американцев. Хорошо конструктивно отработанная и исключительно надежная в эксплуатации, эта боевая машина в полном смысле слова была "рабочей лошадью" панцерваффе.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Уже в начале 30-х годов в Германии была выработана доктрина строительства танковых войск, сложились взгляды и на тактическое использование различных типов танков.

И если легкие машины (Pz.l и Pz.ll) рассматривались преимущественно как учебно-боевые, то их более тяжелые "собратья" - Pz.lll и Pz.lV - как полноценные боевые танки. При этом Pz.lll должен был выполнять функции среднего танка, а Pz.lV - танка поддержки. Проект последнего разрабатывался в рамках требований к машине 18-тонного класса, предназначенной для командиров танковых батальонов. Отсюда и его первоначальное название Bataillonsfuh-rerwagen - BW. По своей конструкции он был очень близок к танку ZW - будущему Pz.lll, но, имея почти одинаковые с ним габаритные размеры, BW отличался более широким корпусом и большим диаметром башенного погона, что изначально заложило определенный резерв для его модернизации.

Новый танк предполагалось вооружить крупнокалиберным орудием и двумя пулеметами. Компоновка закладывалась классическая - однобашенная, с традиционным для немецкого танкостроения передним расположением трансмиссии. Забронированный объем обеспечивал нормальную работу экипажа из 5 человек и размещение снаряжения. Проектированием BW занимались фирмы Rheinmetall-Borsig AG в Дюссельдорфе и Friedrich Krupp AG в Эссене. Свои проекты, впрочем, представили и фирмы Daimler-Benz и MAN. Интересно отметить, что все варианты, за исключением рейнметалловского, имели ходовую часть с шахматным расположением опорных катков большого диаметра, разработанную инженером Е.Книпкампом. Единственный же построенный в металле прототип - VK 2001(Rh) - был оснащен ходовой частью, почти полностью заимствованной у тяжелого многобашенного танка Nb.Fz., несколько образцов которого изготовили в 1934 - 1935 годах.

Этой конструкции ходовой части и отдали предпочтение. Заказ на производство танка 7,5-cm Geschutz-Panzerwagen (Vs.Kfz.618) - "бронированная машина с 75-мм пушкой (экспериментальный образец 618)" - в 1935 году получила фирма Krupp. В апреле 1936 года название было изменено на Panzerkampfwagen IV (сокращенно Pz.Kpfw.lV, часто встречается Panzer IV, и совсем краткое - Pz.lV). По сквозной системе обозначений подвижных средств вермахта танк имел индекс Sd.Kfz.161. Несколько машин нулевой серии были изготовлены в цехах крупповского завода в Эссене, но уже в октябре 1937 года производство перенесли на завод Krupp-Gruson AG в Магдебурге, где начался выпуск боевых машин модификации А.Pz.IV Ausf.A Броневая защита корпуса Ausf.A колебалась от 15 (борта и корма) до 20 (лоб) мм.

Лобовая броня башни достигала 30, бортов - 20, кормы - 10 мм. Боевая масса танка составила 17,3 т. Вооружение - 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола в 24 калибра (L/24). В ее боекомплект входило 120 выстрелов. Два пулемета MG 34 калибра 7,92 мм (один - спаренный с пушкой, другой - курсовой) имели боезапас в 3000 патронов. Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. При 3000 об/мин и пятискоростной механической коробкой передач типа Zahnradfabrik ZF SFG75. Двигатель был расположен несимметрично, ближе к правому борту корпуса. Ходовая часть состояла из восьми сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах, четырех поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы.

Впоследствии при многочисленных модернизациях Pz.IV его ходовая часть не претерпела сколько-нибудь серьезных конструктивных изменений. Характерными чертами машин модификации А стали командирская башенка цилиндрической формы с шестью смотровыми щелями и курсовой пулемет в шаровой установке в ломаном лобовом листе корпуса. Башня танка была смещена влево от его продольной оси на 51,7 мм, что объяснялось внутренней компоновкой механизма поворота башни, включавшего в себя двухтактный бензиновый двигатель, генератор и электромотор. До марта 1938 года заводские цеха покинули 35 танков модификации А. Практически это была установочная партия.Pz.IV Ausf.B Машины модификации В несколько отличались от предыдущих.

Ломаную лобовую плиту корпуса заменили на прямую, ликвидировали курсовой пулемет (на его месте появился смотровой прибор радиста, а справа от него - бойница для стрельбы из личного оружия), ввели новую командирскую башенку и перископический прибор наблюдения, изменили конструкцию бронировки почти всех смотровых приборов, вместо двухстворчатых крышек посадочных люков механика-водителя и радиста установили одностворчатые. Танки Ausf.B оснащались двигателем Maybach HL120TR мощностью 300 л.с. При 3000 об/мин и шестискоростной коробкой передач ZF SSG76. Боекомплект сократился до 80 выстрелов и 2700 патронов. Броневая защита практически осталась прежней, лишь толщину лобовой брони корпуса и башни довели до 30 мм.

С апреля по сентябрь 1938 года было изготовлено 45 Pz.IV Ausf.B.Pz.IV Ausf.C С сентября 1938 по август 1939 года производились танки серии С - 140 единиц (по другим данным, 134 танка и шесть шасси для инженерных войск). С 40-й машины серии (заводской номер - 80341) начали устанавливать двигатель Maybach HL120TRM - в дальнейшем он применялся на всех последующих модификациях. К другим усовершенствованиям можно отнести специальный отбойник под стволом орудия для отгибания антенны при повороте башни и броневой кожух спаренного пулемета. Две машины Ausf.C переоборудовали в мостовые танки.Pz.IV Ausf.D С октября 1939-го по май 1940 года было изготовлено 229 машин модификации D, на которых вновь появились ломаная лобовая плита корпуса и курсовой пулемет с дополнительной прямоугольной бронировкой.

Изменилась конструкция маски спаренной установки пушки и пулемета. Толщина бортовой брони корпуса и башни возросла до 20 мм. В 1940 - 1941 годах лобовую броню корпуса усилили 20-мм листами. Танки Ausf.D поздних выпусков имели дополнительные вентиляционные отверстия в моторном отделении (вариант Тр. - tropen - тропический). В апреле 1940 года 10 машин серии D переделали в мостоукладчики. В 1941 году один танк Ausf.D в опытном порядке вооружили 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Планировалось перевооружить таким образом все машины этой модификации, однако зимой 1942-го предпочтение было отдано варианту F2 с 75-мм длинноствольной пушкой. В 1942- 1943 годах некоторое количество танков Pz.IV Ausf.D в ходе капитального ремонта получили такие пушки.

В феврале 1942 года два танка переоборудовали в самоходные установки, вооруженные 105-мм гаубицами К18.Pz.IV Ausf.E Главным отличием модификации Ausf.E от предшественников стало существенное увеличение толщины брони. Лобовую броню корпуса довели до 30 мм и вдобавок усилили 30-мм экраном. Лоб башни также был доведен до 30 мм, а маска-до 35...37 мм. Борта корпуса и башни имели 20-мм, а крыша и корма- 15-мм броню. Появились командирская башенка нового типа с усиленным до толщины 50...95 мм бронированием, башенный вентилятор, усовершенствованный смотровой прибор механика-водителя, шаровая установка курсового пулемета Kugelblende 30 (число 30 означает, что яблоко установки было приспособлено под крепление в 30-мм броню), упрощенные ведущее и направляющее колеса, ящик для снаряжения, крепившийся на корме башни, и другие более мелкие изменения.

Подверглась изменениям и конструкция кормового листа башни. Боевая масса танка достигла 21 т. С сентября 1940 по апрель 1941 года заводские цеха покинули 223 машины версии Е.Pz.IV Ausf.F Pz.IV Ausf.F появился в результате анализа боевого применения машин предыдущих вариантов в Польше и Франции. Вновь возросла толщина брони. Лоб корпуса и башни - до 50 мм, борта - до 30. Одностворчатые дверцы в бортах башни заменили на двустворчатые, лобовой лист корпуса опять стал прямым. Пулемет при этом сохранился, но теперь он размещался в шаровой установке Kugelblende 50. Поскольку масса корпуса танка возросла на 48%, по сравнению с Ausf.E, машина получила новую 400-мм гусеницу вместо применявшейся ранее 360-мм. Были выполнены дополнительные вентиляционные отверстия в крыше моторного отделения и в крышках трансмиссионных люков.

Изменились размещение и конструкция глушителей двигателя и бензомотора поворота башни. Помимо фирмы Krupp-Gruson к производству танка, продолжавшемуся с апреля 1941 по март 1942 года, подключились Vomag и Nibelungenwerke. Все вышеперечисленные модификации танка Pz.IV вооружались короткоствольной 75-мм пушкой с начальной скоростью бронебойного снаряда 385 м/с, которая была бессильна как против английской "Матильды", так и против советских Т-34 и КВ. После выпуска 462 машин варианта F производство их прекратили на один месяц. За это время в конструкцию танка внесли весьма существенные изменения. Главное из них - установка 75-мм пушки KwK 40 с длиной ствола 43 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 770 м/с, разработанной конструкторами фирм Krupp и Rheinmetall.

Производство этих орудий началось в марте 1942 года. 4 апреля танк с новой пушкой был показан Гитлеру, и вслед за этим возобновился его выпуск. Машины с короткими пушками имели обозначение F1, а с новым орудием - F2. Боекомплект последних состоял из 87 выстрелов, 32 из которых размещались в башне. Машины получили новую маск-установку и новый прицел TZF 5f. Боевая масса достигла 23,6 т. До июля 1942 года было выпущено 175 Pz.lV Ausf.F2, еще 25 машин переоборудовали из F1.Pz.IV Ausf.G Вариант Pz.IV Ausf.G (изготовлено 1687 единиц), выпуск которого начался в мае 1942 и продолжался до апреля 1943 года, принципиальных отличий от машин модификации F не имел. Единственной сразу бросающейся в глаза новинкой стал двухкамерный дульный тормоз пушки.

Кроме того, на большей части выпущенных машин отсутствовали приборы наблюдения в лобовом листе башни справа от пушки и в правом борту башни. Впрочем, судя по фотографиям, этих приборов нет и на многих машинах варианта F2. Последние 412 танков Ausf.G получили 75-мм пушку KwK 40 с длиной ствола в 48 калибров. Машины поздних выпусков оснащались 1450-кг "восточными гусеницами" - Ostketten, дополнительной 30-мм лобовой броней (ее получили около 700 танков) и бортовыми экранами, что делало их почти не отличимыми от следующей модификации - Ausf.H. Один из серийных танков был переоборудован в прототип самоходного орудия Hummel.Pz.IV Ausf.H Танки модификации Н получили 80-мм лобовую броню, антенна радиостанции была перенесена в корму корпуса, появились 5-мм бортовые экраны на корпусе и башне, предохранявшие от кумулятивных (или, как их тогда у нас называли, бронепрожигающих) снарядов, изменилась конструкция ведущих колес.

Часть танков имела необрезиненные поддерживающие катки. На Ausf.H устанавливалась коробка передач Zahnradfabrik ZF SSG77, аналогичная применяемой в танке Pz.lll. На командирской башенке была смонтирована зенитная установка пулемета MG 34 - Fliegerbeschussgerat41 или 42. На машинах последних выпусков кормовой лист корпуса стал вертикальным (раньше он располагался под наклоном 30° к вертикали). До 18 мм возросла броневая защита крыши башни. Наконец, все наружные поверхности танка обмазывались циммеритом. Эта версия Pz.IV стала самой массовой. С апреля 1943 по май 1944 года заводские цеха трех фирм-производителей - Krupp-Gruson AG в Магдебурге, Vogtiandische Maschinenfabrik AG (VOMAG) в Плаузне и Nibelungenwerke в С.Валентине - покинули 3960 боевых машин.

При этом 121 танк был переоборудован в самоходные и штурмовые орудия. По другим данным, изготовили 3935 шасси, 3774 из которых были использованы для сборки танков. На базе 30 шасси выпустили 30 штурмовых орудий StuG IV и 130 САУ Brummbar.Pz.IV Ausf.J Последним вариантом Pz.IV стала модификация Ausf.J. С июня 1944 по март 1945 года завод Nibelungenwerke выпустил 1758 машин этой модели. В целом подобные предыдущему варианту танки Ausf.J претерпели изменения, связанные с технологическими упрощениями. Так, например, был ликвидирован силовой агрегат электропривода поворота башни и сохранился только ручной привод. Упростилась конструкция башенных люков, был демонтирован бортовой прибор наблюдения механика-водителя (при наличии бортовых экранов он стал бесполезным), поддерживающие катки, число которых на машинах поздних выпусков сократилось до трех, лишились резиновых бандажей, изменилась конструкция направляющего колеса.

На танке устанавливались топливные баки повышенной емкости, в результате чего запас хода по шоссе возрос до 320 км. Для бортовых экранов широко стала использоваться металлическая сетка. Часть танков имела вертикальные выхлопные патрубки, подобные применяемым на танке "Пантера". За период с 1937 по 1945 год неоднократно предпринимались попытки глубокой технической модернизации Pz.IV. Так, один из танков Ausf.G в июле 1944 года оборудовали гидравлической трансмиссией. С апреля 1945 года собирались оснащать Pz.IV 12-цилиндровыми дизельными двигателями Tatra 103. Самыми же обширными были планы пере- и довооружения. В 1943- 1944 годах на танки модификации Н планировалось установить башню "Пантеры" с 75-мм пушкой KwK 42 с длиной ствола 70 калибров или же так называемую "тесную башню" (Schmalturm) с 75-мм орудием KwK 44/1.

Построили и деревянную модель танка с этой пушкой, размещенной в стандартной башне танка Pz.IV Ausf.H. Фирма Krupp разработала новую башню с 75/55-мм пушкой KwK 41 с коническим стволом длиной 58 калибров. Предпринимались попытки оснащения Pz.IV ракетным вооружением. Был построен прототип танка с пусковой установкой 280-мм реактивных снарядов вместо башни. Из стадии деревянной модели не вышла боевая машина, оснащенная двумя безоткатными 75-мм пушками Rucklauflos Kanone 43, размещенными по бокам башни, и 30-мм МК 103 на месте штатной KwK 40. С марта по сентябрь 1944 года 97 танков Ausf.H были переоборудованы в командирские - Panzerbefehlswagen IV (Sd.Kfz.267). Эти машины получили дополнительную радиостанцию FuG 7, которую обслуживал заряжающий.

Для частей самоходной артиллерии с июля 1944 по март 1945 года в цехах завода Nibelungenwerke 90 танков Ausf.J переоборудовали в машины передовых артиллерийских наблюдателей - Panzerbeobachtungswagen IV. Основное вооружение на них сохранилось. Дополнительно же эти машины оснащались радиостанцией FuG 7, антенну которой легко узнать по характерной "метелке" на конце, и дальномером TSF 1. Вместо штатной танки получили командирскую башенку от штурмового орудия StuG 40. В 1940 году 20 танков модификаций С и D были переоборудованы в мостоукладчики Bruckenleger IV. Работы велись в цехах заводов Friedrich Krupp AG в Эссене и Magirus в Ульме, при этом машины обеих фирм несколько отличались друг от друга по конструкции.

По четыре мостоукладчика вошли в состав саперных рот 1-й, 2-й, 3-й, 5-й и 10-й танковых дивизий. В феврале 1940 года два танка Ausf.C фирма Magirus переоборудовала в штурмовые мосты (Infanterie Sturm-steg), предназначенные для преодоления пехотой различных фортификационных препятствий. На месте башни был смонтирован раздвижной мост, конструктивно подобный пожарной штурмовой лестнице. В рамках подготовки вторжения на Британские острова (операция "Морской лев") 42 танка Ausf.D оснастили оборудованием для подводного хода. Затем эти машины поступили в 3-ю и 18-ю танковые дивизии вермахта. Поскольку переправа через Ла-Манш не состоялась, боевое крещение они получили на Восточном фронте. В 1939 году в ходе испытаний 600мм мортиры Karl возникла потребность в подвозчике боеприпасов.

В октябре того же года в опытном порядке для этой цели был переоборудован один танк Pz.lV Ausf.D. В специальном ящике, смонтированном на крыше моторного отделения, перевозились четыре 600-мм снаряда, для погрузки и выгрузки которых служил кран, размещенный на крыше передней части корпуса. В 1941 году в перевозчики боеприпасов (Munitionsschlepper) переоборудовали 13 машин Ausf.FI. В октябре-декабре 1944 года 36 танков Pz.lV были переделаны в БРЭМ. Приведенные данные производства Pz.lV, к сожалению, нельзя считать абсолютно точными. В разных источниках данные о количестве выпущенных машин различаются, и иногда заметно. Так, например, И.П.Шмелев в своей книге "Бронетанковая техника третьего рейха" приводит следующие цифры.

Pz.lV с KwK 37 - 1125, а с KwK 40 - 7394. Достаточно посмотреть на таблицу, чтобы увидеть расхождения. В первом случае незначительное - на 8 единиц, а во втором существенное - на 169. Более того, если суммировать данные выпуска по модификациям, то получится число 8714 танков, опять-таки не совпадающее с итогом таблицы, хотя погрешность в данном случае составляет всего 18 машин. Pz.lV в значительно больших количествах, чем другие немецкие танки, поставлялся на экспорт. Судя по немецкой статистике, к союзникам Германии, а также в Турцию и Испанию поступило в 1942 - 1944 годах 490 боевых машин. Первой Pz.lV получила наиболее верная союзница гитлеровской Германии-Венгрия. В мае 1942 года туда прибыли 22 танка Ausf.F1, в сентябре- 10 F2.

Наиболее крупная партия была доставлена осенью 1944-весной 1945-го. По разным данным, от 42 до 72 машин модификации Н и J. Расхождение получилось потому, что в некоторых источниках подвергается сомнению факт поставки танков в 1945 году. В октябре 1942-го первые 11 Pz.lV Ausf.G поступили в Румынию. В дальнейшем, в 1943- 1944 годах румыны получили еще 131 танк этого типа. Они использовались в боевых действиях как против Красной Армии, так и против вермахта, после перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции. Партия из 97 танков Ausf.G и Н в период с сентября 1943 по февраль 1944 года была отправлена в Болгарию. С сентября 1944-го они принимали активное участие в боях с немецкими войсками, являясь главной ударной силой единственной болгарской танковой бригады.

В 1950 году в болгарской армии еще числилось 11 боевых машин этого типа. В 1943 году несколько танков Ausf.F1 и G получила Хорватия. В 1944-м 14 Ausf.J - Финляндия, где их использовали до начала 60-х годов. При этом штатные пулеметы MG 34 с танков были сняты, а вместо них установлены советские ДТ.Производство танков Panzer IVОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ Компоновка танка - классическая, с передним расположением трансмиссии. Отделение управления находилось в передней части боевой машины. В нем размещались главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота, органы управления, контрольные приборы, курсовой пулемет (за исключением модификаций В и С), радиостанция и рабочие места двух членов экипажа - механика-водителя и стрелка-радиста.

Боевое отделение располагалось в средней части танка. Здесь находились (в башне) пушка и пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы вертикальной и горизонтальной наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. Боекомплект размещался частично в башне, частично в корпусе. В моторном отделении, в кормовой части танка, находились двигатель и все его системы, а также вспомогательный двигатель механизма поворота башни.КОРПУСтанка сваривался из катаных броневых листов с поверхностной цементацией, в основном расположенных под прямыми углами по отношению друг к другу. В передней части крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста, которые закрывались прямоугольными крышками, откидывающимися на петлях.

У модификации А крышки-двустворчатые, у остальных - одностворчатые. В каждой крышке был предусмотрен лючок для запуска сигнальных ракет (за исключением вариантов Н и J). В лобовом листе корпуса слева находился смотровой прибор механика-водителя, который включал в себя стеклоблок триплекс, закрываемый массивной броневой сдвижной или откидной заслонкой Sehklappe 30 или 50 (в зависимости от толщины лобовой брони), и бинокулярный перископический прибор наблюдения KFF 2 (у Ausf.A - KFF 1). Последний при отсутствии в нем надобности сдвигался вправо, и механик-водитель мог вести наблюдение через стеклоблок. У модификаций В, С, D, Н и J перископический прибор отсутствовал. По бортам отделения управления, слева от механика-водителя и справа от стрелка-радиста, имелись смотровые приборы триплекс, закрываемые откидными бронекрышками.

Между кормовой частью корпуса и боевым отделением находилась перегородка. В крыше моторного отделения имелись два люка, закрытых откидными крышками. Начиная с Ausf.F1 крышки оборудовались жалюзи. В обратном скосе левого борта было окно воздухопритока к радиатору, а в обратном скосе правого борта - окно воздухооттока от вентиляторов.БАШНЯ- сварная, шестигранная, установлена на шариковой опоре на подбашенном листе корпуса. В ее передней части в маске располагались пушка, спаренный пулемет и прицел. Слева и справа от маски имелись лючки для наблюдения со стеклами триплекс. Лючки закрывались наружными броневыми заслонками изнутри башни. Начиная с модификации G, лючок справа от пушки отсутствовал. Башня приводилась во вращение электромеханическим поворотным механизмом с максимальной скоростью 14 град/с.

Полный оборот башни осуществлялся за 26 с. Маховики ручного привода башни располагались у рабочих мест наводчика и заряжающего. В задней части крыши башни находилась командирская башенка с пятью смотровыми щелями со стеклами триплекс. Снаружи смотровые щели закрывались раздвижными броневыми заслонками, а люк в крыше башенки, предназначенный для входа и выхода командира танка, - двустворчатой крышкой (позже - одностворчатой). В башенке имелось устройство циферблатно-часового типа для определения места цели. Второе такое же устройство было в распоряжении наводчика и, получив приказ, он мог быстро развернуть башню на цель. У места механика-водителя размещался индикатор положения башни с двумя лампочками (кроме танков Ausf.J), благодаря которому он знал, в каком положении находятся башня и пушка (это особенно важно при движении по лесистой местности и населенным пунктам).

Для посадки и высадки членов экипажа в бортах башни имелись люки с одностворчатыми и двустворчатыми (начиная с варианта F1) крышками. В крышках люков и бортах башни устанавливались смотровые приборы. Кормовой лист башни был оборудован двумя лючками для стрельбы из личного оружия. На части машин модификаций Н и J, в связи с установкой экранов, смотровые приборы и лючки отсутствовали.ВООРУЖЕНИЕ. Основное вооружение танков модификаций А - F1 - пушка 7,5 cm KwK 37 калибра 75 мм фирмы Rheinmetall-Borsig. Длина ствола пушки - 24 калибра (1765,3 мм). Масса пушки - 490 кг. Вертикальная наводка - в пределах от - 10° до +20°. Пушка имела вертикальный клиновой затвор и электроспуск. В ее боекомплект входили выстрелы с дымовыми (масса 6,21 кг, начальная скорость 455 м/с), осколочно-фугасными (5,73 кг, 450 м/с), бронебойными (6,8 кг, 385 м/с) и кумулятивными (4,44 кг, 450...485 м/с) снарядами.

Танки Ausf.F2 и часть танков Ausf.G вооружались пушкой 7,5 cm KwK 40 с длиной ствола 43 калибра (3473 мм), имевшей массу 670 кг. Часть танков Ausf.G и машины Ausf.H и J оснащались пушкой 7,5 cm KwK 40 с длиной ствола 48 калибров (3855 мм) и массой 750 кг. Вертикальная наводка -8°...+20°. Предельная длина отката - 520 мм. На марше пушка фиксировалась на угле возвышения +16°. С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке (кроме модификаций В и С). На командирской башенке позднего типа на специальном устройстве Fliegerbeschutzgerat 41 или 42 можно было установить зенитный пулемет MG 34. Танки Pz.lV первоначально оборудовали монокулярным телескопическим прицелом TZF 5b, а начиная с Ausf.E-TZF 5f или TZF 5f/1.

Эти прицелы имели 2,5-кратное увеличение. Курсовой пулемет MG 34 оснащался 1,8-кратным телескопическим прицелом KZF 2. Боекомплект пушки в зависимости от модификации танка колебался от 80 до 122 выстрелов. У командирских танков и машин передовых артиллерийских наблюдателей он составлял 64 выстрела. Боекомплект пулеметов - 2700...3150 патронов.ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. На танке устанавливались двигатели Maybach HL 108TR, HL 120TR и HL 120TRM, 12-цилиндровые, V-образные (развал цилиндров - 60°), карбюраторные, четырехтактные, мощностью 250 л.с. (HL 108) и 300 e.c. (HL 120) при 3000 об/мин. Диаметры цилиндров 100 и 105 мм. Ход поршня 115 мм. Степень сжатия 6,5. Рабочий объем 10 838 см3 и 11 867 см3. Следует подчеркнуть, что оба двигателя были аналогичной конструкции.

Топливо-этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость трех бензобаков 420 л (140+110+170). Танки Ausf.J имели четвертый топливный бак емкостью 189 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе - 330 л, по бездорожью - 500 л. Подача топлива принудительная, с помощью двух топливных насосов Solex. Карбюраторов - два, марки Solex 40 JFF II. Система охлаждения - жидкостная, с одним радиатором, расположенным наклонно с левой стороны двигателя. С правой стороны двигателя находились два вентилятора. С правой стороны от двигателя был установлен двигатель DKW PZW 600 (Ausf.A - Е) или ZW 500 (Ausf.E - Н) механизма поворота башни мощностью 11 л.с. И рабочим объемом 585 см3. Топливом служила смесь бензина и масла, емкость топливного бака - 18 л.

Трансмиссия состояла из карданной передачи, трехдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, планетарного механизма поворота, бортовых передач и тормозов. Пятискоростная коробка передач Zahnradfabrik SFG75 (Ausf.A) и шестискоростные SSG76 (Ausf.B - G) и SSG77(Ausf.H и J) - трехвальные, с соосным расположением ведущего и ведомого валов, с пружинными дисковыми синхронизаторами.ХОДОВАЯ ЧАСТЬтанка применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах. Четырех (у части Ausf.J - трех) сдвоенных обрезиненных (кроме Ausf.J и части Ausf.H) поддерживающих катков.

Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Зацепление цевочное. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 101 (начиная с варианта F1 - 99) одногребневого трака каждая. Ширина гусеницы 360 мм (до варианта Е), а затем - 400 мм.ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕбыло выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12В. Источники. Генератор Bosch GTLN 600/12-1500 мощностью 0,6 кВт (у Ausf.A - два генератора Bosch GQL300/12 мощностью по 300 кВт каждый), четыре аккумулятора Bosch емкостью 105 Ач. Потребители. Электростартер Bosch BPD 4/24 мощностью 2,9 кВт (у Ausf.A-два стартера), система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулеметов.СРЕДСТВА СВЯЗИ.

Все танки Pz.lV оснащались радиостанцией Fu 5, с дальностью действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ Первые три танка Panzer IV поступили в вермахт в январе 1938 года. Общий заказ на боевые машины этого типа включал 709 единиц. План же на 1938 год предусматривал поставку 116 танков, и фирма Krupp-Gruson почти выполнила его, передав войскам 113 машин. Первыми "боевыми" операциями с участием Pz.lV стали аншлюс Австрии и захват Судетской области Чехословакии в 1938 году. В марте 1939 года они прошли по улицам Праги. Накануне вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года в вермахте насчитывалось 211 танков Pz.lV модификаций А, В и С. По действовавшему тогда штату в танковой дивизии должны были состоять 24 танка Pz.lV, по 12 машин в каждом полку.

Однако до полного штата были укомплектованы лишь 1-й и 2-й танковые полки 1-й танковой дивизии (1. Panzer Division). Полный штат имел и Учебный танковый батальон (Panzer Lehr Abteilung), приданный 3-й танковой дивизии. В остальных соединениях числилось лишь по нескольку Pz.lV, которые по вооружению и броневой защите превосходили все типы противостоящих им польских танков. Однако 37-мм танковые и противотанковые пушки поляков представляли для немцев серьезную опасность. Например, во время боя у Гловачува польские 7ТР подбили два Pz.lV. Всего же за время польского похода немцы потеряли 76 танков этого типа, из них 19 безвозвратно. К началу французской кампании - 10 мая 1940 года - панцерваффе располагали уже 290 Pz.lV и 20 мостоукладчиками на их базе.

В основном они были сконцентрированы в дивизиях, действовавших на направлениях главных ударов. В 7-й танковой дивизии генерала Роммеля, например, насчитывалось 36 Pz.lV. Их равноценными противниками были средние французские танки Somua S35 и английские "Матильда II". Не без шанса на победу могли вступать в бой с Pz.lV и французские В Ibis и 02. В ходе боев французам и англичанам удалось подбить 97 танков Pz.lV. Безвозвратные же потери немцев составили всего 30 боевых машин этого типа. В 1940 году удельный вес танков Pz.lV в танковых соединениях вермахта несколько возрос. С одной стороны, благодаря росту производства, а с другой - из-за уменьшения количества танков в дивизии до 258 единиц. При этом большинство из них по-прежнему составляли легкие Pz.l и Pz.ll.

Во время скоротечной операции на Балканах весной 1941 года Pz.lV, участвовавшие в боях с югославскими, греческими и английскими войсками, потерь не понесли. Планировалось использовать Pz.lV и в операции по захвату Крита, но там обошлись силами парашютистов. К началу операции "Барбаросса" из 3582 боеготовых германских танков 439 были Pz.lV. Следует подчеркнуть, что по принятой тогда в вермахте классификации танков по калибру орудия эти машины относились к классу тяжелых. С нашей стороны современным тяжелым танком был KB - в войсках их насчитывалось 504 единицы. Помимо численного, советский тяжелый танк имел абсолютное превосходство и по боевым качествам. Преимуществом перед немецкой машиной обладал и средний Т-34.

Пробивали броню Pz.lV и 45-мм пушки легких танков Т-26 и БТ. Короткоствольная же немецкая танковая пушка могла эффективно бороться только с последними. Все это не замедлило сказаться на боевых потерях. В течение 1941 года на Восточном фронте было уничтожено 348 Pz.lV. Со сходной ситуацией немцы столкнулись в Северной Африке, где короткая пушка Pz.lV оказалась бессильной перед мощно бронированными "матильдами". Первые "четверки" выгрузили в Триполи 11 марта 1941 года, и было их совсем не много, что хорошо видно на примере 2-го батальона 5-го танкового полка 5-й легкой дивизии. По состоянию на 30 апреля 1941 года, в батальон входили 9 Pz.l, 26 Pz.ll, 36 Pz.lll и только 8 Pz.lV (в основном машины модификаций D и Е).

Вместе с 5-й легкой в Африке воевала 15-я танковая дивизия вермахта, располагавшая 24 Pz.lV. Наибольшего успеха эти танки достигали в борьбе с британскими крейсерскими танками А.9 и А. 10 - подвижными, но легкобронированными. Главным же средством борьбы с "матильдами" стали 88-мм зенитные пушки, а основным немецким танком на этом театре в 1941 году был Pz.lll. Что касается Pz.lV, то в ноябре их в Африке осталось всего 35 штук. 20 - в 15-й танковой дивизии и 15-в 21-й (преобразована из 5-й легкой). Невысокого мнения о боевых качествах Pz.lV придерживались тогда и сами немцы. Вот что пишет по этому поводу в своих воспоминаниях генерал-майор фон Меллентин (в 1941 году в звании майора он служил в штабе Роммеля).

"Танк T-IV завоевал у англичан репутацию грозного противника главным образом потому, что был вооружен 75-мм пушкой. Однако эта пушка имела низкую начальную скорость снаряда и слабую пробивную способность, и, хотя мы и использовали T-IV в танковых боях, они приносили гораздо большую пользу как средство огневой поддержки пехоты". Более существенную роль на всех театрах военных действий Pz.lV стал играть только после приобретения "длинной руки" - 75-мм пушки KwK 40. Первые машины модификации F2 доставили в Северную Африку летом 1942 года. В конце июля Африканский корпус Роммеля располагал всего 13 танками Pz.lV, из которых 9 были F2. В английских документах того периода они именовались Panzer IV Special. Накануне наступления, которое Роммель намечал на конец августа, в вверенных ему немецких и итальянских частях насчитывалось около 450 танков.

В их числе 27 Pz.lV Ausf.F2 и 74 Pz.lll с длинноствольными 50-мм пушками. Только эта техника представляла опасность для американских танков "Грант" и "Шерман", количество которых в войсках 8-й английской армии генерала Монтгомери накануне сражения у Эль-Аламейна достигало 40%. В ходе этого во всех отношениях переломного для Африканской кампании сражения немцы потеряли почти все танки. Частично восполнить потери им удалось к зиме 1943 года, после отхода в Тунис. Несмотря на очевидность поражения, немцы приступили к реорганизации своих сил в Африке. 9 декабря 1942 года в Тунисе была сформирована 5-я танковая армия, в которую вошли пополненные 15-я и 21-я танковые дивизии, а также переброшенная из Франции 10-я танковая дивизия, имевшая на вооружении танки Pz.lV Ausf.G.

Сюда же прибыли и "тигры" 501-го тяжелого танкового батальона, которые вместе с "четверками" 10-й танковой участвовали в разгроме американских войск у Кассерина 14 февраля 1943 года. Однако это была последняя удачная операция немцев на Африканском континенте - уже 23 февраля они были вынуждены перейти к обороне, их силы быстро таяли. На 1 мая 1943 года в войсках Роммеля имелось только 58 танков - из них 17 Pz.lV. 12 мая немецкая армия в Северной Африке капитулировала. На Восточном фронте Pz.lV Ausf.F2 также появились летом 1942 года и приняли участие в наступлении на Сталинград и Северный Кавказ. После прекращения в 1943 году производства Pz.lll "четверка" постепенно становится основным немецким танком на всех театрах боевых действий.

Впрочем, в связи с началом выпуска "Пантеры" планировалось прекратить производство и Pz.lV, однако, благодаря жесткой позиции генерального инспектора панцерваффе генерала Г.Гудериана, этого не произошло. Дальнейшие события показали, что он был прав...Наличие танков в немецких танковых и моторизованных дивизиях накануне операции "Цитадель" К лету 1943 года в штат немецкой танковой дивизии входил танковый полк двухбатальонного состава. В первом батальоне две роты вооружались Pz.lV, а одна - Pz.lll. Во втором только одна рота имела на вооружении Pz.lV. В целом, дивизия располагала 51 Pz.lV и 66 Pz.lll в боевых батальонах. Однако, судя по имеющимся данным, число боевых машин в тех или иных танковых дивизиях подчас сильно отличалось от штата.

В перечисленных в таблице соединениях, которые составляли 70% танковых и 30% моторизованных дивизий вермахта и войск СС, кроме того, состояли на вооружении 119 командирских и 41 огнеметный танк различных типов. В моторизованной дивизии "Дас Райх" имелось 25 танков Т-34, в трех тяжелых танковых батальонах - 90 "тигров" и "Пантер-бригаде" - 200 "пантер". Таким образом, "четверки" составляли почти 60% всех немецких танков, задействованных в операции "Цитадель". В основном это были боевые машины модификаций G и Н, оборудованные броневыми экранами (Schurzen), которые изменяли внешний вид Pz.lV до неузнаваемости. Видимо, по этой причине, а также из-за длинноствольной пушки в советских документах их часто именовали "Тигр тип 4".

Совершенно очевидно, что не "тигры" с "пантерами", а именно Pz.lV и отчасти Pz.lll составляли большинство в танковых частях вермахта в ходе операции "Цитадель". Это утверждение можно хорошо проиллюстрировать на примере 48-го немецкого танкового корпуса. В его состав входили 3-я и 11-я танковые дивизии и моторизованная дивизия "Великая Герман.

Значения в других словарях
Спутниковое телевизионное вещание

передача телевизионных сигналов через спутниковые системы связи для последующего их распределения по местным радио – и кабельным телевизионным сетям. Первый канал спутникового телевизионного вещания Москва – Владивосток передавал телевизионные программы через спутник связи «Молния-1» с 1965 г. В 1967 г. Начала передавать телевизионные сигналы первая национальная система спутникового телевещания «Орбита». С 1976 г. В нашей стране работает первая спутниковая система непосредственного телевизионно..

Среднеплан

см. В статье Моноплан.. ..

Средний танк Т-12/Т-24

Nothing found #123. ..

Средний танк Т-44

Этот танк не выпускался в таком количестве, как БТ, не прошел всю войну, подобно Т-34 ("ТМ" № 1 за 1985 год), не стал основным для армии, как Т-62, но тем не менее занял достойное место в истории отечественных бронетанковых войск. Речь идет о Т-44, к созданию которого приступили в конце 1943 года. При работе над ним коллектив КБ Уральского танкового завода, возглавляемый А. А. Морозовым, естественно, использовал элементы знаменитой тридцатьчетверки, но существенное влияние на конструкцию Т-44 ..

Дополнительный поиск Средний танк Panzer IV Средний танк Panzer IV

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Средний танк Panzer IV" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Средний танк Panzer IV, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 22 символа