Стелс техника

77

(английское Stealth technology, от stealth — скрытность) — термин, используемый с середины 70-х гг. Для обозначения средств и методов уменьшения радиолокационной (РЛ), ИК, оптической и акустической заметности военной техники. Применение «С.» т. Предусматривается практически во всех крупных американских и западноевропейских программах создания новых военных самолётов. В начальный период развития авиации предпринимались попытки уменьшить визуальную заметность летательных аппаратов применением прозрачных обшивок, но камуфляжная окраска оказалась более приемлемой. В 60-х гг. В США были разработаны лёгкие малошумные самолёты воздушного наблюдения. Однако основным современным средством дальнего обнаружения летательных аппаратов в системах ПВО являются радиолокационные станции, и наибольшее внимание уделяется уменьшению радиолокационной заметности летательных аппаратов.

Впервые средства уменьшения радиолокационной заметности были использованы фирмой «Локхид» в конце 50-х гг. При проектировании самолёта A-12 и на его основе разведчика SR-71. Широкомасштабное применение «С.» т. Было предпринято фирмами «Локхид» и «Нортроп» в конце 70-х—80-х гг. И определило облик разработанных ими ударного самолёта F-117A и стратегического бомбардировщика B-2.Известны три пути снижения радиолокационной заметности. Применение малоотражающих форм, радиопоглощающих материалов (РПМ) и усовершенствованного бортового радиоэлектронного оборудования. К малоотражающим относятся компоновки летательного аппарата с плавным сопряжением элементов конструкции (в частности схема «летающее крыло»), с определённой ориентацией плоских поверхностей (например, «фасеточная» поверхность) и кромок для уменьшения числа максимумов эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) и их вывода из сектора наиболее вероятного облучения, с заделанными щелями на внешней поверхности, с внутренним размещением двигателей, с тоннельными или утопленными воздухозаборниками или воздухозаборниками с экранами и изогнутыми каналами для предотвращения радиолокационного облучения компрессора двигателя, с внутренним или конформным размещением подвесного вооружения.

Существует большое многообразие РПМ, обеспечивающих поглощение, рассеяние и интерференцию энергии электромагнитных волн. На летательных аппаратах возможно применение ферромагнитных, резонансных, широкополосных и интерференционных (электрический экран) радиопоглошающих покрытий. Используются конструкционные РПМ и радиопоглощающие конструкции.Сложную проблему представляет задача подавления излучений бортовых радиоэлектронных систем вследствие того, что любое радиоэлектронное устройство является источником излучения и любая антенна переизлучает часть падающей на неё энергии. Решение заключается в максимальном использовании пассивных оптикоэлектронных обзорно-прицельных систем и неизлучающих навигационных систем (например, астроинерциальных систем), радиолокационных станций с малой вероятностью перехвата сигналов (с пониженной мощностью и временем излучения, изменяемой рабочей частотой, малым уровнем боковых лепестков диаграммы направленности антенны и т.

Д.), в уменьшении числа бортовых антенн, улучшении обработки данных, автоматизации обнаружения и классификации угрожающих объектов противника, усовершенствовании средств РЭБ.ИК диапазон является единственным (помимо радиолокационного), в котором в современных условиях возможно надёжное обнаружение целей за пределами визуальной видимости, и снижение ИК заметности представляет собой второе по важности направление «С.» т. Различают по меньшей мере три источника теплового излучения летательного аппарата. Элементы двигателя, выхлопные газы двигателя и подвергшийся аэродинамическому нагреванию планёр. ИК заметность снижается экранированием горячих компонентов двигателя (например, применением плоского сопла, уменьшающего сектор обзора внутреннего канала двигателя с задней полусферы), охлаждением и изменением направления выхода газов двигателя, применением присадок к топливу для уменьшения интенсивности ИК излучения или изменения его спектра.

Для предотвращения аэродинамического нагревания желателен полёт летательного аппарата с дозвуковой скоростью. Рекомендуется установка систем кондиционирования с замкнутым циклом для предотвращения выделения тепла наружу.Считается, что «С.» т. Является наиболее революционным усовершенствованием в области военной авиации после появления реактивных двигателей и стреловидного крыла. Однако следует иметь в виду, что дальность радиолокационного обнаружения цели пропорциональна корню четвёртой степени из величины ЭПР цели, и даже большое снижение ЭПР даёт сравнительно малое уменьшение дальности обнаружения. Кроме того, использование малоотражающих форм часто требует компромиссов в области аэродинамики летательных аппаратов.

Общий недостаток РПМ — относительно невысокая диапазонность, что обусловливает необходимость многослойных покрытий и приводит к увеличению массы летательного аппарата. Исследуются различные системы обнаружения малозаметных летательных аппаратов, в том числе нерадиолокационные (акустические, основанные на регистрации космических лучей и магнитного поля и т. Д.). Но основным средством дальнего обнаружения в будущем останутся, как полагают, радиолокационные станции. Изучаются радиолокационные станции следующих типов. Сверхширокополосные, метрового, дециметрового и миллиметрового диапазона и загоризонтные, многопозиционные, космического и аэростатного базирования и т. Д..

Значения в других словарях
Стеклопластики

пластические массы, содержащие в качестве упрочняющего наполнителя стеклянные волокна. Связующим, или матрицей, служат реактопласты (полиэфирные, эпоксидные, фенолоформальдегидные смолы) и термопласты (полиимиды, поликарбонаты, полистирол, полиэтилен). Свойства стеклопластиков зависят не только от природы исходного полимера, но и от состава, количества, длины и ориентации стекловолокна. Плотность 1200–2400 кг/мі. Отличаются высокой прочностью, низкой теплопроводностью, стойки к воздействию агре..

Стеклорез

состоит из ручки и молоточка-оправы, в корпус которого вставлены кристаллы алмаза или ролики из твёрдого сплава. На торцевых сторонах молоточка имеются прорези разной ширины, служащие для отламывания кромок стекла. Различают алмазные (предпочтительнее) и роликовые стеклорезы. Алмазные стеклорезы армируются кристаллами алмаза массой от 0.02 до 0.16 карата (один карат равен 0.2 г) и используются для резки стекла толщиной от 3 до 10 мм. Роликовые стеклорезы применяют для резки стекла толщиной 2–6 ..

Стенд пилотажный

см. Пилотажный стенд.. ..

Стендовые испытания

комплекс наземных экспериментов, которым подвергаются двигатели, бортовые системы и оборудование и летательный аппарат в целом в ходе подготовки его к лётным испытаниям. Вид наземных испытаний. В зависимости от характера решаемых задач С. И. Проводятся в лабораториях, ангарах, боксах, на специально оборудованных площадках или непосредственно на месте стоянки летательного аппарата на аэродроме.Обычно С. И. (автономно или в составе летательного аппарата) подвергаются элементы конструкции летатель..

Дополнительный поиск Стелс техника Стелс техника

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Стелс техника" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стелс техника, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 13 символа