Туполев Андрей Николаевич

70

(1888—1972) — советский авиаконструктор, академик АН СССР (1953. Член-корреспондент 1933), генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), Герой Труда РСФСР (1926). В 1908 поступил в Императорское техническое училище (позднее МВТУ), в 1918 окончил его с отличием. С 1909 член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полёт (1910). В 1916—18 Т. Участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро. Конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ. В 1918—36 член коллегии и заместитель начальник института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

Т. Организатор производства советского алюминиевого сплава — кольчугалюминия, полуфабрикатов из него. С 1922 председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени начало действовать в системе ЦАГИ сформированное и возглавляемое им опытное КБ по проектированию и производству цельнометаллических самолётов различных классов. В 1922—36 Т. Один из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчик проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытового гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. В 1923 Т. Создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 — первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), в 1925 — первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-3), строившийся серийно.

Впервые в мировой практике Т. Не только научно обосновал рациональность схемы свободнонесущего цельнометаллического моноплана с профилем крыла большой «строительной высоты», с двигателями, расположенными в его носке, но и создал такой самолёт, не имевший аналогов (АНТ-4, 1925). Т. Разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства легких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолеты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей. Он ввёл в практику отечественного самолётостроения организацию на серийных заводах филиалов основного КБ, что значительно ускорило выпуск машин.

Создание при КБ своих лётно-доводочных баз, что сократило сроки проведения как заводских, так и государственных испытаний опытных машин. В 1936 Т. Назначается первым заместителем начальника и главным инженером Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома, одновременно он возглавляет выделенное из системы ЦАГИ КБ с заводом опытных конструкций (авиационный завод № 156). Был необоснованно репрессирован и в 1937—41, находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 НКВД. Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2). Этапными самолётами Т., в которых воплотились новейшие достижения науки и техники и авиационного конструирования в предвоенный период, стали. Бомбардировщики АНТ-4, АНТ-6, АНТ-40, АНТ-42, ТУ-2.

Пассажирские самолёты АНТ-9, АНТ-14, АНТ-20 «Максим Горький» и рекордный АНТ-25. В Великой Отечественной войне участвовали ТБ-1, ТБ-3, СБ, Р-6, ТБ-7, МТБ-2, Ту-2 и торпедные катера Г-4, Г-5.В послевоенный период под руководством Т. (с 1956 он генеральный конструктор) создан ряд военных и гражданских самолётов. Среди них стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. Первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104, первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114, ближние и средние магистральные самолёты Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с А.

А. Туполевым). Под руководством Т. Спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.Т. Воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль. Т. Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971). Ему присуждены премии Н. Е. Жуковского (1958), золотая авиационная медаль ФАИ (1958), премия имени Леонардо да Винчи (1971), золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).

Был членом ЦИК СССР, Депутатом ВС СССР с 1950. Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972). Награждён 8 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями, а также иностранными орденами. Имя Т. Носят Авиационный научно-технический комплекс в Москве, Казанский авиационный институт, остров в Обской губе Карского моря. В г. Кимры Тверской области установлен бюст Т. См. Ст. Ту..

Значения в других словарях
Туполев

Андрей Николаевич (1888–1972), авиаконструктор, академик АН СССР. Организатор и один из руководителей (вместе с Н. Е. Жуковским) Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).А. Н. ТуполевПод руководством Туполева создано св. 100 типов самолётов, в т. Ч. АНТ-20 «Максим Горький», стратегический бомбардировщик Ту-4, первые советские реактивные бомбардировщики Ту-12, Ту-16, турбовинтовой стратегический Ту-95, сверхзвуковой Ту-22, дальний сверхзвуковой истребитель-перехватчик Ту-28 (128), пе..

Туполев Алексей Андреевич

(р. 1925) — советский авиаконструктор, академик АН СССР (1984. Член-корреспондент 1979), Герой Социалистического Труда (1972). Сын А. Н. Туполева. Окончил МАИ (1949). С 1942 в ОКБ А. Н. Туполева. С 1957 начальник отдела по сверхзвуковым ЛА, с 1963 главный конструктор, с 1973 генеральный конструктор. Принимал участие в создании многих самолётов серии Ту и их модификаций — Ту-2, Ту-4, Ту-70, Ту-16, Ту-104, Ту-114. Под его руководством разработан ряд серийных сверхзвуковых беспилотных ЛА. Т. — гл..

Туполева медали

1) медаль, присуждавшаяся Президиумом АН СССР. Постановлением СМ СССР от 8 мая 1973 учреждена Золотая медаль имени А. Н. Туполева «За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники» с выдачей денежной премии. Медаль присуждалась советский учёным раз в 4 года в день рождения А. Н. Туполева — 10 ноября. Право выдвижения кандидатов на соискание Т. М. Предоставлялось академикам и член-корреспондент АН СССР и АН союзных республик, научным учреждениям, высшим учебным заведениям, научным и ин..

Турбина

двигатель с вращательным движением рабочего органа – ротора и непрерывным рабочим процессом, преобразующий в механическую работу кинетическую энергию подводимого рабочего тела – пара, газа, воды (соответственно – в паровых, газовых, гидравлических турбинах). Струя рабочего тела через направляющий аппарат поступает на лопатки, закреплённые по окружности ротора, и приводит его в непрерывное вращательное движение. Паровые и газовые турбины подразделяются на стационарные (для привода генераторов эл..

Дополнительный поиск Туполев Андрей Николаевич Туполев Андрей Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Туполев Андрей Николаевич" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Туполев Андрей Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 25 символа