Конституционный Контроль

94

Особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны независимыми от законодательной и исполнительной власти судебными или специальными контрольными органами по обращениям уполномоченных на то лиц или по инициативе самого контролирующего органа. Институт К.к. Впервые возник в США, где еще в 1803 г. Федеральный Верховный суд признал, что у него есть право объявлять противоречащими Конституции США любые законы, принимаемые органами законодательной власти в стране. Объявление закона таковым означало и означает в наши дни, что он не должен применяться в первую очередь судами. Эта модель К.к. Впоследствии получила название американской.

Впервые специальный орган К.к. - конституционный суд - был создан в Австрии по Конституции 1920 г., что ознаменовало появление так называемой европейской модели К.к. В СССР К.к. Существовал формально в 1924-1936 гг. И был восстановлен в 1989 г. С образованием Комитета конституционного надзора СССР. В РФ К.к. Был учрежден в 1991 г. (см. Конституционный Суд РФ). К настоящему времени самостоятельные органы К.к. Созданы также на уровне республик в составе РФ. В некоторых других субъектах РФ предусмотрен аналог К.к. - так называемый уставный контроль (см. Уставный суд). В большинстве бывших союзных республик в 1991-1995 гг. Также были созданы органы К.к. К концу 90-х гг. К.к. Был признан в абсолютном большинстве стран мира как неотъемлемый элемент демократической государственности.

В современной мировой практике К.к. Может осуществляться. А) всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина, Дания, Мексика, Норвегия, Япония). Б) верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией (Австралия, Боливия, Индия, Ирландия, Канада, Филиппины, Швейцария, Эстония). В) специальными конституционными судами, для которых К.к. - главная функция (РФ, Украина, Австрия, Германия, Италия, Турция, Кипр). Г) особым органом несудебного характера (Конституционный совет во Франции и Казахстане). В ряде стран утверждается "смешанная модель", для которой характерно осуществление К.к. Как судами общей юрисдикции, так и специализированными органами конституционного правосудия (Греция, Португалия, ЮАР). Объектами К.к.

Могут быть обычные законы, органические законы, конституционные законы, международные договоры, регламенты палат парламента, подзаконные нормативные акты, а также правоприменительная практика. В федеративных государствах объектом К.к. Являются также вопросы разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами. По содержанию К.к. Может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил,установленных для принятия законов и других нормативных актов), материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), абстрактным (осуществляется по инициативе любого из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо судебным делом).

В США и других странах, следующих классической американской модели, применяется только конкретный контроль, осуществляемый всеми судами общей юрисдикции в процессе рассмотрения уголовных и гражданских дел. Во Франции и ряде франкоязычных стран Африки применяется только абстрактный контроль. Для европейской модели (в том числе для РФ) характерно сочетание в той или иной пропорции абстрактного и конкретного контроля. По моменту осуществления К.к. Может быть последующим, когда проверке подвергаются законы, принятые и вступившие в силу (США, Италия. Германия, РФ), или предварительным - когда проверке подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении парламента (Швеция, Финляндия). Во Франции, Мавритании, Габоне и некоторых других странах К.к.

Подвергаются принятые парламентом законы до их промульгации. В зависимости от того, предоставляется ли нормативный акт в орган конституционного правосудия по предписанию закона или по воле субъекта, обладающего правом инициативы, различают обязательный и факультативный К.к. В подавляющем большинстве государств применяется только факультативный контроль. Лишь во Франции и франкоязычных странах Африки существует обязательный контроль в отношении органических законов и парламентских регламентов, а в Румынии - в отношении конституционных законопроектов. Обычно орган, осуществляющий К.к., может признать противоречащими конституции либо весь закон (иной нормативный акт), либо его отдельные положения (статьи).

Правовые последствия признания нормативного акта или его части неконституционными различаются в зависимости от модели К.к. В соответствии с европейской моделью (которой придерживается и РФ) нормы, признанные антиконституционными, официально утрачивают юридическую силу, признаются отмененными. В странах американской модели (США, Канада. Япония. Норвегия) решения верховных судов не являются общеобязательными и не могут непосредственно отменять неконституционный акт, однако последний не будет применяться государственными органами, и прежде всего судами (в силу судебного прецедента либо правовой традиции). В ряде государств решения органов К.к. О признании акта неконституционным могут быть отменены или не утверждены парламентом (Эфиопия, Румыния, Намибия) либо главой государства (Монголия, Казахстан).

Функции К.к. Являются главными, но единственными полномочиями органов конституционного правосудия. Последние также могут контролировать проведение выборов, референдумов, а иногда и утверждать их результаты (Венгрия, Казахстан, Индия. Италия, Франция и др.), рассматривать вопросы, связанные с преследованием высших должностных лиц за нарушение конституции, давая заключение (Болгария, Монголия, РФ и др.) или непосредственно решая вопрос об отстранении от должности (Австрия. Италия, Чехия. Хорватия и др.), контролировать деятельность политических партий (Болгария, Азербайджан, Турция и др.) и т.д. Лит.:Шульженко Ю.Л.Конституционный контроль в России. М., 1995. Конституционный контроль и надзор в зарубежных странах (Венгрия, Италия, Польша, Югославия, Франция, ФРГ, ЧССР)/ / Вестник Московской областной Думы, 1990, № 2.

Сравнительное конституционное право/ Под редакцией А.И. Ковлера. В.Е. Чиркина, Ю.А. Юдина. М., 1996. Додонов В.Н..

Значения в других словарях
Конституционный Контроль

См. Конституционный Надзор.. ..

Конституционный Контроль

- (см. КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР).. ..

Конституционный Контроль

Осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. К. К. Осуществляют специальные органы - конституционные суды или комитеты конституционного контроля (надзора), а также иные государственные органы в рамках возложенных на них полномочий (президент, парламент и др.). Иногда К. К. Совмещается с конституционным надзором в руках одного государственного органа. К.к. Дает этому органу право ..

Конституционные Гарантии Прав Человека

В совре менных демократических государствах совокупность установленных конституцией. А) процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека. Б) правозащитных институтов вместе с основными принципами их деятельности. В) особых правил, устанавливающих пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека. К числу первых обычно относят право на судебную защиту (в том числе право на обжалование в суднезаконныхдействий и решений органов государственно..

Конституционный Закон

1) один или несколько нормативных актов, в совокупности образующих (официально или фактически) кон-ституцию государства. Например, Конституция Австрии официально носит наименование - Федеральный конституционный закон. 2) закон, регулирующий определенные общественные отношения вместо отменяемой с его принятием главы конституции или в дополнение к конституции. Такой К.з. Действует вместе с конституцией, становится ее частью. 3) законы о внесении изменений и дополнений в конституцию. 4) декларации ..

Конституционный Процесс

1) в широком смысле вся деятельность высших органов государственной власти, протекающая в формах, установленных нормами конституционного права, а также процесс развития и усовершенствования всех конституционно-правовых институтов в конкретном обществе или в мире в целом. 2) в узком смысле урегулированная процессуальными нормами конституционного права деятельность конституционных судов и квазисудебных органов конституционного контроля по рассмотрению и разрешению конституционно-правовых споров и ..

Конституционный Совет

Специализированный орган предварительного конституционного контроля во Франции. Мавритании, Габоне, Марокко. Мозамбике, Кот-д'Ивуаре. Казахстане, Сенегале и некоторых других странах. К.с. Впервые был учрежден во Франции Конституцией 1958 г. Что положило начало особой, французской модели конституционного контроля.. ..

Конституционный Контроль

Особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны независимыми от законодательной и исполнительной власти судебными или специальными контрольными органами по обращениям уполномоченных на то лиц или по инициативе самого контролирующего органа.Институт К.к. Впервые возник в США, где еще в 1803 г. Федеральный Верховный суд признал, что у него есть право объявлять противоречащими Конституции США ..

Дополнительный поиск Конституционный Контроль Конституционный Контроль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Конституционный Контроль" в словаре Энциклопедия юриста, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конституционный Контроль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 24 символа