Система Законодательства

83

Единый по своей социальной направленности и назначению комплекс действующих нормативных актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства. В отличие от системы права, имеющей объективный характер, С.з. Отличается тем, что на ее формирование значительно влияет субъективный фактор, обусловленный потребностями юридической практики,динамикой развития общественной жизни, необходимостью ее эффективной, оптимальной регламентации. С.з. В этой связи может и не совпадать с системой права. В зависимости от специфики можно выделить отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федеративную С.з.

Отраслевая (горизонтальная) С.з. Обусловлена предметом правового регулирования, т.е. Спецификой регулируемых отношений. В горизонтальной С.з. Имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право - конституционное законодательство, уголовное право - уголовное законодательство и т.д.). Кроме этого, выделяются так называемые комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере государственного управления (транспорт, связь, здравоохранение.образование, оборона страны и т.д.) и включающие в себя нормы различных отраслей права. Имеются, например, такие комплексные отрасли, как транспортное законодательство, законодательство об обороне. Наконец, существуют и такие отрасли законодательства, которые складываются на базе тех или иных компонентов (подотраслей, юридических институтов) отраслей права с добавлением ряда норм близкого содержания, взятых из других отраслей.

Таковы, например, банковское, налоговое законодательство как одни из важнейших институтов финансового законодательства и др. Формирование в современный период новых комплексных отраслей законодательства (о приватизации, таможенном деле. Налогообложении и т.д.) - одна из основных тенденций совершенствования законодательства РФ. В основе вертикальной (иерархической) С.з. Лежит разделение нормативных актов по их юридической силе и органам государственной власти, их принявшим. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе.

В свою очередь подзаконные акты делятся в зависимости от места соответствующего пра-вотворческого органа в иерархической системе органов государства(нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством,органами местного самоуправления и др.). В РФ вертикальная С.з. Складывается из следующих подразделений. Конституция РФ, стоящая во главе С.з. ФКЗ. ФЗ. Нормативные указы Президента. Нормативные постановления Правительства. Нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).

Федеративная С.з. Определяется фе-деративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ. По этим основаниям законодательство РФ подразделяется на:а) федеральное законодательство (Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, указы Президента, постановления Правительства, акты центральных органов исполнительной власти). Б)законодательство субъектов РФ (конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, законы, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные акты). В) система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления (решения, постановления, распоряжения и т.д.).

Г) массив локальных нормативных актов (приказы, постановления и т.д.). Современный период развития и совершенствования законодательства РФ характеризуется возрастанием роли субъектов РФ в законотворчестве, основанном на устанавливаемом Конституцией РФ (ст. 72) разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов и активной деятельности субъектов РФ по подготовке и принятию региональных законов, кодексов и иных актов. Пиголкин А.С..

Значения в других словарях
Система "Сдержек И Противовесов"

СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ" - существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная.исполнительная и судебная власти не только разделены организационно,но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из властей не имеет ни формального, ни 41акти-ческого верховенства, что обеспечивает уже более 200 лет особую устойчивость консти..

Система Ведения Реестра Владельцев Ценных Бумаг

В соответствии с ФЗ РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе " (или) с использованием электронной базы данных. Обеспечивает идентификацию зарегистрированных в системе номинальных держателей и владельцев ценных бумаг, учет их прав в отношении ценных бумаг,зарегистрированных на их имя, позволяет получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг. Система должна обеспечивать сбор и хран..

Система ООН

Совокупность различных по правовому статусу межправительственных организаций и органов, связанных с ООН и друг с другом соглашениями о сотрудничестве и координации деятельности и выступающих в международных отношениях в интегрированном единстве. Основные элементы С. ООН. А) Объединенные Нации как универсальная международная организация со сложной и разветвленной структурой главных и вспомогательных органов. При этом ООН выступает в качестве координирующего и направляющего центра системы. Б) 14 с..

Система Передаваемых Голосов

(система единого передаваемого голоса)разновидность пропорциональной избирательной системы (в Австралии на выборах в сенат, в Ирландии, на Мальте), при которой избиратель имеет один голос, который он отдает какому-либо кандидату, проставляя в бюллетене преференции (предпочтения) 1, 2, З. И указывая тем самым последовательность, в какой он хотел бы видеть их избранными. Если по первой преференции голос избирателя не будет использован, то он должен быть использован по второй. С.п.г. Дает возможнос..

Система Законодательства

Единый по своей социальной направленности и назначению комплекс действующих нормативных актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства. В отличие от системы права, имеющей объективный характер, С.з. Отличается тем, что на ее формирование значительно влияет субъективный фактор, обусловленный потребностями юридич..

Дополнительный поиск Система Законодательства Система Законодательства

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Система Законодательства" в словаре Энциклопедия юриста, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Система Законодательства, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 24 символа