Кавабата Ясунари

154

(1899–1972) - первый японский писатель, который в 1968 г. Был удостоен Нобелевской премии. Трагические обстоятельства в семье - кончина родителей и близких родственников - повлияли на все его последующее творчество, поэтому тема смерти, сиротства, одиночества в произведениях писателя занимает большое место. Творческий путь Кавабата начинал как представитель группы неосенсуализма. Повесть "Танцовщица из Идзу", новеллы "Кристаллическая решетка", "Элегия" написаны методом "потока сознания" (влияние Пруста, Джойса), в них присутствуют явные черты неосенсуализма. Концепция ёдзё - "недосказанное чувство" - превалирует в довоенном творчестве писателя. "Рассказы величиной с ладонь" - образец традиционной краткой формы - Кавабата создавал на протяжении всей своей жизни.

Первый цикл вышел в 1926 г. В этих коротких образцах художественного мастерства писатель сливается с вещью, ощущая ее кокоро (душу) и постигая суть вещи. Истина открывается в момент прозрения - как озарение (сатори) в дзэн. Рассказ "Птицы и звери" считается одним из самых удачных произведений раннего периода его творчества. Концепция "пустоты" или "небытия" в их буддийском понимании переплетается с элементами западного декаданса и нигилизма, что до сих пор является предметом споров критики - считать ли Кавабата писателем западной или японской ориентации. В романе "Снежная страна" выведен образ представителя японской интеллигенции, оторванного от социальной жизни страны. В нем поднимается проблема эгоизма в сопоставлении с эгоизмом в произведениях Нацумэ Сосэки и Акутагава Рюноскэ.

Роман создавался писателем на протяжении десяти лет, начиная с 1937 г. Это произведение подводит итог первому периоду творческого пути Кавабата, когда в его творчестве еще было сильно влияние неосенсуализма и модернизма, а также ощущались явные экзистенциальные приемы. Кроме того, композиции романа присуще и чисто японское явление - построение сюжета путем нанизывания одна на другую новелл, в результате чего каждую главу можно рассматривать как отдельно взятое короткое произведение, своего рода хайку в прозе. Сюжет "Снежной страны" таков - праздный путешественник, дилетант-критик по имени Симамура, приезжает на север Японии, в Снежную страну, чтобы вновь встретиться со своей любовницей - гейшей Комако (она - воплощение реального мира).

Но в поезде он замечает другую девушку - Ёко, которая в видении Кавабата олицетворяет нереальный мир, мир зеркального отражения. Главы-новеллы рисуют неторопливую и размеренную жизнь Симамуры и его взаимоотношения с двумя женщинами в этом удаленном от цивилизации уголке Японии, покрытом глубоким снегом. Роман также интересен тем, что в нем на примере героя Симамуры выведен социальный портрет части японской интеллигенции, которая в преддверии войны, отстранившись от социальных проблем, полностью сконцентрировалась на собственном внутреннем мире, на своих впечатлениях и переживаниях. Основные произведения писателя послевоенного времени - романы "Тысячекрылый журавлик" (1949) и "Стон горы" (1950-1952).

В романе "Тысячекрылый журавлик" проблема интеллигенции находит свое дальнейшее развитие. Неуловимый образ японской женщины, восторг перед красотой традиционной керамики как части древней японской культуры становятся предметом описания в этом произведении. В романе "Стон горы" выведен лирический герой Синго, способный жить в гармонии с окружающим миром. Источник такой гармонии - умение черпать жизненные силы в окружающей человека природе. Концепция "недосказанного чувства" применительно к искусству и тема смерти являются лейтмотивом всего произведения. Роман "Старая столица" (1961) принес писателю мировую известность и способствовал получению Нобелевской премии. В произведении явно прозвучали ностальгические нотки по японской старине на фоне быстро меняющегося и капитализирующегося мира.

Тон романа лирический и несколько грустный. Кавабата Ясунари с сожалением пишет о том, что старые традиции в Японии сходят на нет, а на их место приходит дух коммерциализации. Не случайно местом действия романа писатель избирает Киото - древнюю столицу, где можно встретить заповедные уголки культуры и старины. В "Старой столице" мы вновь встречаем пару женщин (одна принадлежит миру реальному, а другая - ее зеркальное отражение). Теперь это две сестры-близняшки - Тиэко и Наэко. Тиэко - подкидыш. Она выросла в семье дизайнера японского кимоно, мастерская которого находится в старом квартале Киото, хранящем атмосферу старины. Однажды Тиэко, прогуливаясь в горах, встречает девушку, как две капли воды похожую на нее саму, которая оказывается ее сестрой по имени Наэко.

Тиэко узнает, что вскоре после того, как она была подкинута в богатый дом, ее отец, дровосек, погиб, упав с дерева, а мать умерла через несколько лет. Конец романа несколько печален. Тиэко после встречи с сестрой расстается с ней навсегда. Расставание сестер символично - точно так же Япония расстается с миром своей старины. К числу декадентских произведений Ясунари Кавабата послевоенного периода относится роман "Озеро" (1954). Тема женской красоты (что присуще всем произведениям Кавабаты) перекликается с мотивами жестокого и отвратительного, темой смерти. Главный герой по имени Гимпэй, в прошлом учитель, уволен из школы за то, что состоял в связи с ученицей. Теперь он занимается тем, что шпионит за молодыми девушками, подглядывая за интимными подробностями их жизни.

Цепь частых совпадений и следственных связей делает повествование занимательным и держит читателя в постоянном напряжении. Название романа "Озеро" воскрешает в памяти место, где некогда родился герой. Кавабата был знаком с работами Фрейда и поэтому слово "озеро" выбрал намеренно, поскольку именно чистая водная гладь взывает к образу не до конца реализованного материнства. Это произведение по проблематике тесно смыкается с двумя другими - "Спящие красавицы" и "Рука" (1963-1964), также являющимися декадентскими. Творческую манеру Ясунари Кавабата часто воспринимают в сопоставлении с Ёкомицу Риити, которого называют "солнечным писателем" в противоположность Кавабате, который считается "лунным". Это различие проявляется по-разному.

Литература Ёкомицу - мужественна, произведения Кавабата - женственны. Кавабата изображал прекрасную, достойную любви Японию, у Ёкомицу красота жестка, первобытна и груба. Кавабата совершил самоубийство в 1972 г., отравившись газом на своей даче в Камакуре. На русском языке творчество Кавабата Ясунари представлено романами "Снежная страна", "Тысячекрылый журавлик", "Стон горы", "Старая столица", "Озеро", повестью "Спящие красавицы", рядом новелл и рассказов..

Значения в других словарях
Кабуки

- один из видов традиционного театрального искусства Японии. Зародившись во второй половине XVI в., он прошел путь весьма длительной эволюции и к настоящему времени достиг степени классического совершенства. И хотя период его расцвета уже миновал, Кабуки пользуется широкой популярностью среди японцев даже в наше время. В эпоху Эдо, на которую приходится основной период развития Кабуки, дистанция между классом воинов и простым народом соблюдалась более строго, чем в какое-либо другое время японск..

Кабуто-Тё

- район в центральной части Токио. Здесь расположено здание Токийской фондовой биржи. В СМИ название Кабуто-тё нередко употребляется в качестве синонима Токийской биржи.. ..

Кавасаки

- город, расположен в префектуре Канагава. Население - 1,188 млн. Человек. В городе находится один из крупнейших портов Японии, сосредоточены предприятия судостроительной, автомобильной, электромашиностроительной, сталелитейной, химической отраслей промышленности.. ..

Кавасаки Хэви Индастриз

(Kawasaki Heavy Industries, Ltd.) - крупнейшая кораблестроительная фирма Японии. Фирма была основана в 1896 г. И в данный момент является ядром промышленной группы Кавасаки. Производит практически полный ассортимент продукции тяжелой промышленности, в том числе двигатели внутреннего сгорания для наземного, воздушного и водного транспорта. Крупнейший производитель двигателей для аэрокосмической промышленности и для подводных лодок. Один из основных подрядчиков Управления национальной обороны Япон..

Дополнительный поиск Кавабата Ясунари Кавабата Ясунари

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кавабата Ясунари" в словаре Энциклопедия Японии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кавабата Ясунари, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 16 символа