Кацусика Хокусай

157

(1760–1849) - выдающийся японский живописец. С четырнадцати до девятнадцати лет Хокусай работал в мастерской гравера, где тщательно изучил ремесло резьбы и, подражая рисункам заказчиков, сам стал пробовать свои силы в изготовлении гравюр. Уйдя из мастерской гравера, он поступил учеником к известному художнику Кацукава Сюнсё (1726–1793). Одаренность и трудолюбие юноши были отмечены, он получил право на самостоятельную работу. Уже через два года гравюры молодого мастера с портретами актеров в ролях стали пользоваться большой популярностью. Однако узкие рамки, ограничивавшие спектр интересов и творческих возможностей, его не устраивали, он ушел от Сюнсё и стал независимым художником. Молодой мастер изучал китайскую и европейскую живопись, использовал опыт японских школ Тоса, Кано, Римпа.

На протяжении долгого творческого пути Хокусай всегда критически относился к своим достижениям и постоянно стремился к совершенствованию, посвящая этому почти все время. Художник оставил огромное наследие - около 30 тысяч гравюр, живописных произведений, рисунков, около 500 иллюстрированных книг. Всего у него было около 50 псевдонимов, что свидетельствует, в частности, о напряженной творческой работе и упорном поиске, потому что псевдонимы, как правило, менялись с изменением стиля и характера творческой манеры. С 1806 г. Он берет имя Кацусика Хокусай, именно с ним он и вошел в историю мирового искусства. Кацусика - сельский район в предместье Эдо (старое название Токио), где родился художник. Народный дух Кацусика сопровождал его всю жизнь, куда бы ни забрасывала судьба.

Хокусай говорил, что родился в 50 лет, имея в виду, что обрел зрелость мастера только к этому времени. Но и в 76 лет он не был удовлетворен достигнутым. "Моя единственная цель - стать великим художником". Он писал о том, что его "искусство будет непрерывно развиваться, и к 90 годам я смогу проникнуть в самую суть искусства. В 100 лет я буду создавать картины, подобные божественному чуду...". Хокусай работал практически во всех жанрах гравюры и широкой публике известен в первую очередь как график. Вместе с тем он создал немало живописных свитков, расписывал ширмы и выполнил несколько крупных интерьерных росписей. Одна из таких работ - яркое декоративное изображение Феникса - сохранилась на потолке храма в небольшом городке Обусэ в префектуре Нагано.

Успешно он работал и в самой малой форме ксилографии - суримоно. Хокусай до сих пор считается непревзойденным мастером этого жанра. Особенно хороши его суримоно с шутливыми стихами - кёка, которые с конца XVIII в. Стали дополнять изобразительные мотивы. Его чувство юмора и изобретательность нашли в этой области блестящее применение.Хокусая часто называют пейзажистом, хотя это только одна из граней его творчества. Но именно в этой сфере наиболее значительно проявились его самобытность, философская глубина и человеческая мудрость в сочетании с высочайшими художественными достоинствами. Вместе с Андо Хиросигэ (1826–1869) он стал родоначальником жанра пейзажа в японской ксилографии. Его пейзажи, как правило, населены простым людом, работающим, отдыхающим, странствующим, к которому художник испытывает глубокий интерес и уважение.

Даже небольшим произведениям он умеет придать масштабность, даже самые незамысловатые конкретные сюжеты приобретают у него обобщающее звучание. Таковы серии - "36 видов горы Фудзи", "Путешествие по водопадам страны", "Поэты Китая и Японии", "Виды знаменитых мостов", "100 видов горы Фудзи", "Тысяча видов моря". Книжная графика Хокусая представляет отдельную важную линию в его творчестве. Он много иллюстрировал книг кёка - как сатирического, так и лирического содержания. Именно на этом поприще началось его увлечение пейзажной темой. С начала XIX в. Популярность приобрели ёмихон (книги для чтения), и Хокусай продолжил свою деятельность иллюстратора, создавая яркие, художественно-образные и увлекательные картинки, которые иногда были намного интереснее текста.

Период с 1812-го по 1836 г. Отмечен в жизни Хокусая многочисленными путешествиями, во время которых он продолжал работать, делая зарисовки всего, что привлекало внимание. Так, из путевых зарисовок в 1814 г. Был составлен первый том "Манга" ("Книга набросков"), который затем был напечатан. Работу над этим изданием можно назвать, без преувеличения, героической. Оно состоит из 15 томов, причем последние три увидели свет уже после смерти автора. Точные, метко схваченные наброски, зарисовки свидетельствуют о том, что художнику было интересно действительно все. Дорожные сценки и мифологические сюжеты, архитектура и одежда, разные типы людей, трав, цветов, деревьев, фиксация разнообразных поз и движений и т.д. Они предназначались главным образом для молодых художников - как учебное пособие, но привлекли внимание широкой публики и принесли известность автору..

Значения в других словарях
Кацура Рикю

- загородный императорский дворец, расположенный вблизи Киото. Известно, что с IХ в. Этой землей владела аристократическая семья Фудзивара, а в начале ХVII в. Ее приобрел принц Тосихито (1579–1629), младший брат императора. Принц Тосихито был одарен многими талантами, был знатоком классической японской и китайской поэзии, любил рисовать и играть на кото, был мастером аранжировки цветов, большим почитателем чайной церемонии. И печать его разносторонних дарований отразилась на эстетическом облике ..

Кацура Таро

(1847–1913) - военный и государственный деятель. Выходец из самурайской семьи княжества Тёсю, он с юных лет принимал активное участие в движении за свержение сёгуната, в Реставрации Мэйдзи и гражданской войне 1867–1868 гг. В 1870-е гг. Получил военное образование в Германии и служил там в посольстве военным атташе. Вернувшись на родину, Кацура стал одним из инициаторов и непосредственным участником реорганизации Вооруженных сил. С 1885 г. Японская армия начала перестраиваться по германскому обра..

Качество жизни

- постоянно эволюционирующая экономико-философская категория, характеризующая материальную и духовную комфортность существования людей. В Японии изучение качества жизни началось после окончания второй мировой войны и приобрело широкий размах в годы сверхвысоких темпов экономического роста. Первоначально для определения уровня качества жизни применялись исключительно показатели динамики доходов населения и масштабов обретения им материальных благ, в первую очередь товаров длительного пользования...

Кая Окинори

(1889–1977) - финансист и правительственный чиновник. В 30-е гг. Работал в Маньчжурии и Китае. Заместитель министра финансов в правительстве Хаяси (1937), министр финансов в первом кабинете Коноэ (1937–1938). Кая возглавлял кампанию по развитию Северного Китая в 1939–1941 гг., а затем участвовал в формировании кабинета Тодзё и был в нем бессменным министром финансов (1941–1944). Один из главных создателей военной экономики Японии. Международным военным трибуналом для Дальнего Востока приговорен ..

Дополнительный поиск Кацусика Хокусай Кацусика Хокусай

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кацусика Хокусай" в словаре Энциклопедия Японии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кацусика Хокусай, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 16 символа