Религия и общество

136

В Японии официально зарегистрировано 231 019 различных религиозных организаций и учреждений -храмов, церквей, сект. Большинство из них - 90 784 - синтоистские. Чуть меньше буддистских - 88 794. Христианских конгрегаций (в подавляющем большинстве - католических, но есть и православные) насчитывается 9275. Остальные принадлежат к другим религиозным течениям - исламу, иудаизму, даосизму и т.д. Синтоистские храмы насчитывают в этой стране около 109 млн. Прихожан. Буддистские - 96 млн. Адептов. Христианские приходы - примерно 1,5 млн. Человек. Около 1,1 млн. Человек объединяют различные секты смешанного типа. Нетрудно подсчитать даже по этим неполным данным, что общее число верующих в стране превышает 200 млн. Человек. Между тем население страны - 125,9 млн.

Получается, что верующих в Японии едва ли не в два раза больше, чем всех ее жителей - от старика до новорожденного младенца. Парадокс этот объясняется довольно просто. Подавляющее большинство японцев не ограничиваются приверженностью к какой-нибудь одной религии или верованию. При случае человек может зайти помолиться и в буддистскую пагоду, и в синтоистский храм, и в католическую церковь. Таким образом, японец начинает свой Новый год с "хацумодэ" - первого в наступившем году паломничества в ближайший синтоистский или буддистский храм. Весной активно участвует в традиционном синтоистском празднике мацури в своей родной деревне по поводу цветения сакуры. Летом отмечает (О)бон - День поминовения предков по буддийским канонам.

Присутствует на свадебной церемонии, проводящейся как по христианским правилам (в церкви, с обменом кольцами), так и по синтоистским - "сан-сан кудо" (когда жених и невеста, сделав по три глотка рисового вина, объявляются супругами). Обыденная жизнь японца строится по конфуцианским заповедям, но редко кто не воздаст дань даосистским понятиям "счастья" и "несчастья", особенно в гаданиях. Похороны, как правило, проходят по буддистским ритуалам. А в конце декабря все японцы охотно отмечают Рождество Христово. Этот странный для европейца религиозный коктейль объясняется во многом историческими условиями формирования японской нации. Единственной истинно национальной религией, уходящей своими корнями в доисторические верования и традиции, является синто.

Это целый конгломерат различных местных культов (когда обожествляются реки, горы, деревья, животные, камни, явления природы и т.п.) и культа предков. Многие философы и социологи как внутри страны, так и вне ее характеризуют синто скорее как набор стереотипов поведения, идей и действий (поверий, обычаев, примет и обрядов), которые на протяжении более двух тысяч лет являются составной частью образа жизни японского народа. В синтоизме нет основателя или пророка, отсутствуют догмы как таковые, нет разработанной религиозной этики. Эта специфика синто дает простор для самых различных интерпретаций. Дело даже не в огромном количестве сект, а в том, что каждый японец верит в "ками" (богов) по-своему, устанавливая с ними сугубо личные контакты.

(Ведь "ками" и будды для верующего японца существуют не в потустороннем мире, а в нашей жизни как неотъемлемые элементы природного окружения.) Поэтому вера в традиционных богов синто отнюдь не исключает и не запрещает обращения к богам других религий или же игнорирования веры как таковой. Подобная "свобода совести" облегчила проникновение в Японию "импортных" религий, оказавших огромное влияние на формирование японского мировоззрения. Еще в VI в. На Японский архипелаг через Корейский полуостров в общем потоке культурных веяний с континента проникли буддизм из Индии, конфуцианство и даосизм из Китая. На рубеже XVII в. Испанские иезуиты начали проповедовать в Японии учение о Христе. Но религиозные верования не вытесняли друг друга, а сливались, сплавлялись в единое целое, вводя старых богов в пантеон новых религий.

По этой причине для японцев характерна поразительная терпимость к верованиям других. На одной улице города могут соседствовать католическая церковь с буддийским храмом, синтоистское святилище со штаб-квартирой какой-нибудь секты. И это не будет вызывать трений как между прихожанами, так и между служителями культа. Японец, выбрав свободную минутку, заскакивает в ближайший храм, чтобы попросить Бога (богов) о ниспослании здоровья, успехов или помянуть ушедших. У входа в храм он омывает руки и полощет водой рот. Это символический акт очищения перед общением с "ками". (У японцев в религиозном обиходе не развито понятие греха и необходимости его отмаливания, а основной акцент делается на очищении.) Затем нужно бросить какую-то сумму денег в ящик для пожертвований - это может быть и монетка самого мелкого достоинства.

Далее перед алтарем посетитель дергает за веревку колокольчика или же просто хлопает дважды в ладони, призывая внимание божества к своей персоне, и мысленно произносит молитву или пожелание. Вот и все. Свои проблемы он взвалил на плечи "ками". Конечно, в иных храмах и молельных домах сект происходят иногда многочасовые ритуалы, но обычная процедура общения с "ками" ограничивается подобным простейшим минимумом. Дело тут не столько в упрощенности обряда, сколько в смещении акцентов. Больше времени на общение с богами японец уделяет не в храме, а дома перед домашним алтарем. Как синтоизм, так и позднее укоренившиеся конфуцианские догмы делают упор на святости семейных уз. Предки, переходящие после смерти в разряд "ками", как никто другой, заинтересованы в благополучии своих потомков.

Отсюда и забота о домашнем алтаре, возжигание перед ним благовоний, подношение духам предков фруктов, сластей и даже рисового вина. Урбанизация жизни в стране ослабила общинные связи, разметав прихожан по всему архипелагу. Разорвались тесные контакты человека с "ками" данной местности, деревни. После окончания второй мировой войны синтоизм был лишен статуса государственной религии Японии. Все это не могло не ослабить влияния синто, да и других религий. Многие японцы стали причислять себя к атеистам. И для заезжих проповедников куда легче было считать японцев неверующими, чем принять возможность такого неправдоподобного смешения верований и богов. Впрочем, этот внешне упрощенный подход вряд ли отражает истинный характер религиозности японца.

Оставаясь в душе пантеистами, многие японцы в силу прагматических взглядов на жизнь сводят практически на нет ритуалы общения с богами. Но это так же далеко от воинствующего атеизма, как и от фанатичной веры..

Значения в других словарях
Резанов

Николай Петрович (1764–1807) - камергер, действительный статский советник, первый чрезвычайный посланник в Японию. 10 июня 1803 г. Резанов был назначен чрезвычайным посланником в Японию. В сентябре 1804 г. Резанов покинул Петропавловск-Камчатский и на шлюпе "Надежда" отправился в Японию. Долгое время японские власти в порту Нагасаки, ведя переговоры с Резановым, не давали возможность морякам "Надежды" сходить на берег. Понадобился почти месяц, чтобы убедить японцев, что ни российский посланник, ..

Рёкан

- гостиница в традиционном японcком стиле. Полы комнат покрыты соломенными циновками - татами, по которым ходят только без обуви, из мебели - маленькое зеркало на подставке, вешалки для одежды, низкий столик и, как правило, телевизор. В специальной нише украшения. Икэбана, японская кукла, маска и т. Д. Спят на полу, на специальных матрацах-футонах. Как правило, в номерах нет ванных комнат, за исключением гостиниц, построенных в последние годы для иностранцев. Имеется общая баня. Двухразовое пита..

Реставрация Мэйдзи

(Мэйдзи Исин). Когда новый император Муцухито (его еще называют Мэйдзи по девизу годов правления) вступил на Хризантемовый трон Страны восходящего солнца, он вряд ли мог предвидеть те огромные перемены в политической, экономической и социальной структуре государства, которые произойдут за 45 лет его правления. Да и что мог предвидеть 14-летний подросток. В те грозные годы, когда рухнул многовековой сёгунат с его мощным бюрократическим аппаратом и страна распахнула свои двери перед иностранцами, ..

Рестораны

- это не только очень развитая система общественного питания, но и важная составная часть японского образа жизни. В Японии места, где можно было пообедать за плату, появились в эпоху Эдо (1600–1868). В 1657 г., как свидетельствуют источники, в Эдо было 228 первоклассных ресторанов, 595 столовых для рабочих, включая 90 столовых, в которых подавались "кабаяки" - жареный угорь с рисом, 97 - суси, 120 - соба. В 1860 г. На 1 млн. Жителей Эдо приходилось около 3763 ресторанов, готовивших соба. Сейчас ..

Дополнительный поиск Религия и общество Религия и общество

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Религия и общество" в словаре Энциклопедия Японии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Религия и общество, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 18 символа